Компетенция , Весь мир ,  
0 

«Банк становится не только «кошельком», но и персональным ассистентом»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Какие перемены переживает финансовый рынок, как экономика совместного потребления проникает в b2b-сегмент, РБК+ рассказал генеральный директор АО «Киви», глава платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов.

— Какие тенденции в финансовой сфере и сегменте платежей можно назвать наиболее значимыми?

— В первую очередь это все, что касается цифровизации. Компании, в том числе финансовые, массово переходят в платформенную экономику. В ее основе лежит внедрение внешних платформенных решений — комплексных разработок в части онлайн-систем взаимодействия участников рынка и конечных потребителей. Платформенная экономика трансформирует бизнес-модели, создает добавленную стоимость цифровой экономики.

Все больше сервисов переходят в онлайн и агрегируются в мобильном приложении. В основном это касается сферы b2c-услуг. Но и в b2b-секторе тенденция та же. Если раньше для торговли на бирже или покупки валюты необходимо было использовать специальный терминал и сложный доступ, то сейчас все можно сделать через приложение на смартфоне. Для банков и финансовых институтов это означает более дешевый и эффективный способ доставки продуктов к клиентам, а для потребителей — удобство и более комфортный пользовательский опыт. Платежные инструменты становятся все более бесшовными. Наиболее яркий и понятный пример — Apple Pay и Google Pay, где платежные операции происходят при помощи биометрических средств, без заполнения сложных платежных форм. Сторонние поставщики приложений стараются войти в контур Apple или Google, чтобы упростить платежный путь своих клиентов.

— Сегодня в моде экономика шеринга, которая проникла буквально во все отрасли. Насколько распространена соответствующая практика в сегменте b2b на финансовом рынке и в чем она заключается?

— Шеринговая экономика действительно стремительно развивается. По данным исследования компании PwC, пять крупнейших секторов шеринг-экономики в мире — путешествия, каршеринг, финансы, рынок персонала, шеринговые музыкальные и видеосервисы — сегодня оцениваются в $15 млрд, но уже к 2025 году, по оценкам экспертов, могут достичь объема в $335 млрд.

Экономика совместного потребления еще не в полной мере развита на финансовом b2b-рынке, однако постепенно становится все более востребованной. С переходом большей части взаимодействия в онлайн у бизнесов из различных отраслей появляется интерес встраивать в свои решения финансовые сервисы — или, наоборот, передавать часть финансовых процессов на аутсорсинг. Оба подхода преследуют цели удержания клиента и оптимизации расходов. Мы в QIWI видим в этой нише большой потенциал роста и развиваем ряд решений для бизнеса: помогаем создавать платежные решения по модели white label, предлагаем свои инфраструктурные платежные решения и ряд других инструментов.

— Появляются ли на финансовом рынке новые сегменты и методы исследования больших данных?

— Раньше многим казалось, что большие данные буквально завтра создадут дивный новый мир. Но это не может произойти в одночасье.

Сегодня технологии big data использует большинство компаний в финансовой отрасли. Что мы делаем в QIWI с помощью больших данных? Во-первых, добиваемся оптимизации внутренних процессов (например, рассчитываем нагрузку на системы, определяем необходимое количество сотрудников кол-центров). Во-вторых, аналитика данных: качественные и количественные исследования помогают более точно определить, кто наш клиент и что ему нужно. К примеру, с помощью соответствующих технологий удалось улучшить процедуру KYC (Know Your Customer — знай своего клиента). Нам не обязательно связываться с человеком, чтобы узнать характер его переводов. Таким образом мы существенно сокращаем расходы в данной части, стараемся предсказывать ценность клиента и строить наши с ним взаимоотношения исходя из этого. Также мы с конца прошлого года используем новые методы борьбы с мошенничеством, основанные на больших данных.

Наконец, в сфере больших данных есть возможность для синергии с другими участниками рынка — так, например, мы входим в Ассоциацию больших данных, где работаем над проектами, которые могут принести пользу бизнесу, государству и населению.

— В каком направлении развивается персонализация в финансах? По какому принципу сегодня создаются кастомизированные продукты?

— Банк становится не только «кошельком», но и еще персональным ассистентом: он помогает подобрать кредит, тур, ресторан, выбрать инструменты для инвестиций. Но участникам рынка предстоит еще сильно продвинуться в части предиктивной аналитики. Сегодня, если вы купили ноутбук, вам еще две недели предлагают его во всех каналах. Совершенствование инструментов потребует времени. Кроме того, необходимы партнерства между участниками рынка — в одиночку никто не сможет достичь хорошего результата.

— Не испытывают ли пользователи финансовых услуг раздражения от того, что о них собирают информацию для выдачи маркетинговых предложений?

— Не исключено. Часть клиентов хочет скрыть всю информацию о себе, но большинство были бы рады получать персонализированные предложения. Раздражение у пользователей может вызвать только нерелевантность и назойливость маркетинга — однако ее как раз и возможно устранить, если иметь о клиенте больше данных. Поэтому крупные компании знают о пользователе многое — но важно, чтобы использование персональных данных правильно регулировалось, был обеспечен высокий уровень информационной безопасности, а также возможность управления своими данными.

— Какие возможности рынок предлагает людям, которые ограничены в получении финансовых услуг и продуктов — фрилансерам, самозанятым, мигрантам?

— По данным ФНС, число самозанятых с начала 2020 года выросло почти на 40% — до 465 тыс. человек. И это только начало, потенциальное количество самозанятых исчисляется миллионами. Поэтому мы сделали для бизнеса сервис «Выплаты самозанятым». С его помощью компании могут проверять, действительно ли человек зарегистрирован в таком статусе, и оплачивать его услуги переводом на QIWI Кошелек или банковскую карту.

Недавно мы запустили платежный сервис для компаний, работающих с трудовыми мигрантами. Это b2b-решение, которое автоматизирует процесс оплаты патентов мигрантами и снижает риски работодателей, связанные со штрафами за их неоплату.

В дальнейшем было бы удобно синхронизировать ряд сервисов, например в рамках Таможенного союза или пространства ЕАЭС, с помощью той же удаленной идентификации.

— Какими вы видите перспективы сегмента платежей? Какими способами люди будут производить оплату за товары и услуги в будущем?

— Наши биометрические данные могут стать альтернативой текущим методам при совершении платежей. Более того, уже существуют подобные решения, которые пилотируются, к примеру, в рамках одной из торговых сетей. Но до того, как это станет массовым явлением, пройдет еще много времени. Есть и совсем футуристические сценарии с вживляемыми чипами, но это еще более длинный путь, и неизвестно, пойдет ли человечество по нему.

Однако в части безналичных способов оплаты сейчас будут оставаться в приоритете пластиковые банковские карты, особенно с NFC-модулем, использование смартфонов и носимых устройств.

Стоит отметить, что с развитием интернета вещей (IoT)  мы, то есть население, можем в принципе оказаться в стороне от совершения повседневных платежей, которые станут максимально бесшовным процессом. Речь идет о m2m-платежах, когда, например, смарт-холодильник, анализируя предпочтения хозяина, определяет, что нужно докупить, формирует заказ, оплачивает. И тебе как клиенту остается только его забрать. Однако массовое распространение подобный сценарий получит только после того, как стоимость подобных гаджетов будет приемлемой для потребительского сегмента рынка.

Инструменты Новая финансовая инфраструктура
Содержание
Закрыть