«Пандемия выявила слабые места сервисов доставки продуктов питания»
Материалы выпуска
Роботы не болеют Инновации «Пандемия выявила слабые места сервисов доставки продуктов питания» Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Пандемия выявила слабые места сервисов доставки продуктов питания»

Какие решения сегодня ждет продуктовый ретейл, РБК+ рассказал вице-президент по ИТ и цифровой трансформации ГК «Дикси» Кирилл Бондаренко.
Фото: пресс-служба

­­ — Пандемия коронавируса открыла новые возможности сетевому продуктовому ретейлу?

— Происходящие события — серьезная проверка на прочность и нас, и наших коллег из других компаний. Все мы сейчас работаем в режиме 24/7, в том числе и потому, что обычные граждане находятся на самоизоляции и уже не могут посещать торговые точки в привычном режиме. Это накладывает на продуктовый ретейл дополнительные обязанности. К примеру, если раньше онлайн-доставка продуктов была чем-то вроде элемента роскоши, то сейчас для каждой сети это опция из разряда must have, мейнстрим. Обратите внимание: на московских улицах сейчас самые частые прохожие — курьеры в разноцветной форменной одежде.

Пандемия наглядно показала слабые места в организации онлайн-сервисов доставки продуктов питания. Многие из них не справляются с многократно возросшим потоком заказов, которые приходится ожидать по несколько дней. Это вряд ли устраивает покупателей. Мы не остаемся в стороне и инициировали сразу несколько актуальных проектов. Например, в начале марта запущен онлайн-магазин на маркетплейсе Ozon — витрина, где представлена наша продукция. В Калининграде и Екатеринбурге уже работает двухчасовая экспресс-доставка, заказ можно оформить на сайте и в приложении «СберМаркет».

— Какую задачу компания ставила перед собой?

— Нам в Москве нужно было реализовать для покупателей удобный и простой сервис в кратчайшие сроки. Есть два пути. Первый — очень популярная сегодня бесконтактная доставка. Покупатель заходит на наш сайт dostavka.dixy.ru, вводит домашний адрес и видит ассортимент в географически ближайшем к нему магазине. Затем он наполняет корзину и оплачивает заказ банковской картой, после чего с ним связывается курьер, обсуждает сделанный заказ, затем привозит его и оставляет около двери. Имеется и второй формат, который мы считаем не менее важным, но в настоящий момент он требует пилотирования, — доставка товаров через call-центр. Множество людей, особенно пожилых, не имеют под рукой компьютера, вообще не пользуются интернетом, поэтому как бы отрезаны от онлайн-сервиса. Call-центр позволяет таким людям делать заказы, общаясь с сотрудниками компании напрямую, и оплачивать его как наличными при получении, так и той же банковской картой при помощи терминала, который имеется у курьера.

Рассчитываем, что в столице в полном объеме эти сервисы заработают уже 1 мая. В ближайшее время услуга станет доступна для жителей Московской области. Нашим покупателям и партнерам будем благодарны за оперативную обратную связь.

— Режим самоизоляции когда-нибудь закончится. Что планируется делать с этими опциями в будущем?

— Мы прогнозируем, что по окончании пандемии спрос на ту же экспресс-доставку будет в разы превышать докризисные показатели. Многие покупатели привыкнут к сервису, оценят удобство, быстроту и экономию. Люди решат, что потраченное на шопинг время лучше потратить на семью и своих близких. Данный тренд мы уже наблюдаем на примере Китая, где позитивная динамика по онлайн-доставке продуктов на дом сохранилась и после снятия карантина. Так что такие сервисы будут развиваться.

— Компания обещает поддержку малому и среднему бизнесу (МСБ), в том числе небольшим фермерским хозяйствам. Какую именно?

— Действительно, в начале апреля мы утвердили соответствующий антикризисный стартап под названием «Зеленый коридор». Его главная задача — предельно упростить бюрократические и логистические процедуры, которые препятствуют оперативному попаданию на полки наших магазинов товаров, производимых компаниями МСБ и небольшими фермерскими хозяйствами. Сделано это для того, чтобы начинающие отечественные производители и фермеры могли начать сотрудничество с нами и чтобы весь процесс с момента их заявки до появления продуктов на полках занимал не более десяти календарных дней. Мы максимально упростили форму договора, внутренние бизнес-процессы, введена упрощенная проверка контрагента за один день. Постарались учесть прочие нюансы. Например, внедрили полностью электронный документооборот и сняли ограничения по минимальным объемам товара. Все эти упрощения нужны и нашим покупателям, которые хотят приобретать качественные, экологически чистые продукты и вести здоровый образ жизни. Проект реализуется при поддержке агрегатора «Ешь деревенское». Мы уже видим, что многие небольшие производители позитивно откликнулись на эту инициативу, получаем от них письма и готовые заявки. В условиях кризиса совершенно понятно желание малого и среднего бизнеса попадать на прилавок как можно быстрее.

— «Зеленый коридор» — единственное b2b-решение для предпринимателей?

— Еще в прошлом году компания запустила франшизу «Первым делом». Это проект для тех, кто хочет открыть небольшой магазин около дома или уже имеет такую точку, торгующую небольшой розницей, и готов совершать мелкооптовые заказы. Совсем недавно запущено и одноименное мобильное приложение для Android и iOS (есть и десктоп-версия), которое призвано облегчить процесс онлайн-закупок. Для их старта нужно просто зарегистрироваться. Далее мы связываемся с новым клиентом, уточняем детали, оформляем документы, после чего для периодических закупок владельцу небольшого магазина нужны будут только интернет и смартфон. Сделки такого типа избавляют малый бизнес от хаотичных контактов с многочисленными торговыми агентами. Кроме того, приложение позволяет заказывать товары при помощи такого инструмента, как сканирование штрих-кода продукта.

— «Первым делом» для малых торговых предприятий — это не привычный дистрибьютор, а виртуальный оптовый склад?

— Это единое окно закупки с полезными сервисами. По нашему мнению, франшиза позволяет сделать скромный по размерам бизнес достойным конкурентом торговых сетей, пусть и в пределах своего квартала или района. Партнеры — а их у нас уже более двух тысяч — по франшизе получают выбор из 4500 торговых позиций, еженедельные промоакции, регулярное двухнедельное промо для покупателей, бесплатные рекламные материалы, программы лояльности и персонального менеджера для решения оперативных вопросов. Говоря о торговых позициях, я имею в виду не только товары, которые в нашей сети реализуются под торговой маркой «Первым делом», но и о самом широком ассортименте «Дикси».

Пока охват стартапа — московская агломерация, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Дальний Восток. Есть планы расширить сервис на другие регионы присутствия нашей торговой сети.