Месяц простоять, год продержаться
Материалы выпуска
Стоп, кризис Инструменты Месяц простоять, год продержаться Рынок Разный по объему бизнес в пандемию испытал похожие сложности Решения «Даже в сегодняшних условиях мы привлекаем новый персонал» Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Месяц простоять, год продержаться

Как малые предприятия переживают пандемию.
Фото: Getty Images Russia

По официальной статистике, из-за кризиса, связанного с пандемией COVID-19, в стране по состоянию на конец весны 2020 года в экономическом плане пострадали 6,4 млн человек, из которых 3,3 млн заняты в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). Об этом, в частности, говорится в Плане преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции, опубликованном правительством РФ 20 мая.

В самой предпринимательской среде настроения далеки от оптимистичных. Результаты опроса субъектов МСП, проведенного компанией «Мегаплан», показали, что более 75% представителей малого и среднего бизнеса в России полагают, что экономическая ситуация в ближайшем будущем ухудшится. При этом 83% респондентов считают, что в нынешней непростой ситуации рассчитывать нужно только на свои силы. Впрочем, опыт некоторых компаний показывает, что воспользоваться мерами, которые государство внедряет для поддержки субъектов МСП, в том числе пострадавших от последствий пандемии, вполне реально и, главное, эффективно для сохранения бизнеса.

Надежды на лето

«Ситуация, связанная с COVID-19, введение режима самоизоляции и других ограничительных мер очень сильно ударили по туристическому бизнесу в целом и по нашей компании в частности», — говорит директор и основатель компании «Большой Алтай» (ООО «Глобал-тур») Анна Лобанова. По ее словам, только за май фирма недополучила запланированную ранее прибыль в размере 2 млн руб. «В 2020-м мы собирались увеличить свою активную клиентскую базу с 1,5 тыс. до 2,8 тыс. человек в год. И, если судить по результатам января — середины марта, эта цифра была вполне достижимой. Наверное, 2020 год мог бы стать лучшим сезоном за всю историю турбизнеса Республики Алтай. И мы, и наши коллеги до пандемии продали очень много путевок на весну, лето и осень. Но коронавирус разрушил все планы», — сетует Анна Лобанова.

Компании пришлось возвращать деньги или оформлять сертификаты на путевки (хотя соответствующего официального порядка по ним еще нет и рынок очень ждет принятия правовых нормативов в этой сфере) клиентам, которые заранее покупали туры. «Данная мера позволяет компании оставаться на плаву, а клиентам зафиксировать стоимость услуги и получить ее в более благоприятное время. Если же клиент так и не обратится за услугой, то ему будут возвращены средства, когда работа компании будет возобновлена. Все наши контрагенты (отели, базы, транспортные компании, предприятия питания и др.), с помощью которых мы выстраиваем тур-программы, тоже находятся в очень непростой ситуации, так как им разом понадобилось вернуть все предоплаченные клиентами средства за апрель, май и частично за летние месяцы. Не каждый с этим справился, и они также ждут возобновления работы, чтобы иметь возможность рассчитаться или произвести перезачеты средств», — рассказывает Анна Лобанова.

Как говорит предприниматель, в этой ситуации меры господдержки, которые были введены в период пандемии, позволили компании остаться в строю: «Из-за коронакризиса у нас возникли серьезные сложности с деньгами, в частности с выплатой заработной платы сотрудникам, каждым из которых мы дорожим, поскольку в команду нам удалось собрать настоящих профессионалов и энтузиастов своего дела». Поэтому, по словам Лобановой, в компании решили воспользоваться всеми доступными опциями по получению финансовой помощи от государства: «На тот момент мы уже подумывали о том, что придется закрываться. Но когда МСП Банк сообщил, что можно получить беспроцентный кредит на зарплату, то мы без промедления начали готовить необходимые документы». В результате «Глобал-тур» получил от МСП Банка льготный кредит в размере 800 тыс. руб. Также, по словам главы компании, ей была предоставлена невозвратная субсидия — 90 тыс. руб., которые также пошли на выплаты персоналу.

В режиме «мирной работы» компания предлагала 25 программ по Алтаю и Алтайскому краю продолжительностью от 4 до 17 дней. В год принимали по 1,5 тыс. туристов. Стоимость туров — от 15 тыс. до 85 тыс. руб. «В этом году, если нам вообще дадут работать, удачей будет принять 600–800 клиентов. Цель сезона — просто выжить», — говорит Анна Лобанова.

Туризм является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Алтай. В феврале 2020 года постановлением правительства региона была утверждена республиканская государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2025 года. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы запланирован на уровне почти 34 млрд руб. Ожидается, что ежегодный турпоток в республику через пять лет составит около 2,6 млн человек (плюс 3–5% в год). Объемы регионального рынка в сфере внутреннего и въездного туризма, включая услуги турфирм, гостиниц и прочих средств размещения, достигнут без малого 5 млрд руб., количество занятых в отрасли — 9,9 тыс. человек.

Анна Лобанова возлагает большие надежды на то, что с июня турбизнесу дадут работать — пусть с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологической безопасности: «Это позволит нам закрыть долги перед клиентами и, надеемся, получить свои средства от партнеров».

Алтай, по ее словам, в последние годы становится очень популярным направлением для туризма: «Мы работаем на активно развивающемся рынке. Темпы роста огромные. Каждый год появляются новые современные объекты туристской инфраструктуры. Растет турпоток. У нас стали покупать путевки иностранцы — из Европы, США, Японии, Канады, Аргентины, Китая и пр. Федеральные туроператоры начали брать алтайские программы в свой ассортимент, чего раньше не было, поскольку Алтай считался исключительно природным туризмом — без привычных сервисов и инфраструктуры. Но сейчас все кардинально изменилось в лучшую сторону».

Арендная зависимость

Льготы и преференции, предоставляемые сегодня государством субъектам МСП, стараются использовать и в компании «Менар-Мурино» из Ленинградской области, которая занимается дополнительным образованием детей в возрастной категории от года до 15 лет.

Компания работает на рынке частных образовательных услуг два года (год в качестве ИП и год с образованием юрлица). За это время, по словам главы компании Станиславы Стецкой, в детском центре внедрены программы по 15 предметам: скорочтению, развитию памяти, общей подготовке к школе, мнемотехнике и пр. По ментальной арифметике центр в Мурино имеет франшизу международной образовательной сети «Менар». В общей сложности занятия посещают около 100 детей. «Мы очень быстро реагируем на запросы потребительской аудитории. Если появляется потребность в каком-то предмете, то сразу направляем своих педагогов на обучение», — рассказывает Станислава Стецкая. Сейчас в коллективе пять специалистов, каждый из которых совмещает преподавание сразу нескольких направлений. По отдельным предметам педагогов берем на аутсорсинг, как, к примеру, для шахматной секции. «Большой спектр программ дополнительного образования позволяет детям в зависимости от их индивидуальных особенностей подобрать себе наиболее подходящую образовательную программу. Есть авторские программы. Кроме процесса обучения большое внимание уделяем досуговым мероприятиям и социализации детей», — говорит Станислава Стецкая. Но главная ценность, по ее словам, это высокопрофессиональный педагогический коллектив: «Поэтому когда из-за введения режима самоизоляции и приостановки работы нашего центра у нас возникли проблемы с оплатой труда сотрудников, то вопрос, где взять деньги, чтобы выплатить зарплату и сохранить команду, стал одним из первоочередных».

МСП Банк, по словам Станиславы Стецкой, оказался самой эффективной кредитной организацией, которая оперативно приняла решение о предоставлении детскому центру финансирования на выплату зарплаты под 0%: «Были некоторые технические сложности — нам пришлось потратиться на электронную подпись и установку нескольких компьютерных программ, необходимых для оформления пакета документов получение кредита. Но в результате деньги мы получили и смогли хоть как-то поддержать людей финансово».

Проблемой, по мнению Станиславы Стецкой, остается высокая арендная плата в Мурино. За помещение общей площадью 86 кв. м (три небольших класса и раздевалка) организация платит 140 тыс. руб.в месяц. «Арендодатель сделал нам хорошую скидку. Но высокие цены в городе держатся из-за большого количества продуктовых и алкомаркетов, которые имеют несравнимо большую выручку, чем детские образовательные центры. А цены на свои услуги хотя бы до уровня Санкт-Петербурга мы повышать не можем, население у нас в среднем не имеет высоких доходов. Поэтому мы постоянно вынуждены пользоваться государственной помощью», — продолжает предприниматель. В прошлом году компания также в МСП Банке при посредничестве областного Фонда поддержки предпринимательства получила льготный кредит — 1 млн руб. под 5% годовых. «На эти деньги мы погасили долги по аренде. Сейчас подали заявку на субсидию по линии регионального комитета по образованию. На эти деньги планируем частично погасить кредит. Потом будем брать новый кредит и ждать новую субсидию», — говорит Станислава Стецкая. При этом она надеется, что если центру разрешать работать в ближайшее время, то трудности хотя бы к концу года удастся частично преодолеть.