Большинство субъектов МСП очень рассчитывают на господдержку, поскольку опасаются, что самые сложные времена «еще впереди». Об этом, в частности, говорится в опубликованных в мае материалах опроса, проведенного университетом «Синергия» и Аналитическим центром НАФИ. Соответствующий ответ дали почти 80% респондентов.
Не по силам даже первым
Как рассказал РБК+ председатель совета директоров торгово-промышленной компании «ОСКО Продукт» Аляс Гвазава, за период временной самоизоляции и других ограничительных мер его предприятие не досчиталось сотен миллионов рублей. В этой ситуации, как говорит глава компании, очень кстати оказались те меры государственной поддержки, которые были предусмотрены в числе прочего для среднего бизнеса. В частности, в МСП Банке компании был одобрен кредит на зарплату под 2% годовых на сумму 22 млн руб., который может стать безвозвратным, если работодатель сохранит не менее 90% сотрудников.
Такой формат кредитования, напомним, был введен российским правительством с 1 июня 2020 года. Субъекты МСП из пострадавших отраслей могут рассчитывать на получение кредита из расчета 12 130 руб. (один МРОТ) на сотрудника в месяц на полгода. Льготная ставка — 2% годовых, остальное субсидирует государство. Проценты будут начисляться в конце срока погашения кредита — 1 апреля 2021 года. При этом, если предприятие сохраняет не менее 90% штата, требования по кредиту и процентам аннулируются, если не менее 80% — заемщику надо вернуть только половину. «При таких условиях у нас появилось реальное экономическое обоснование, чтобы вообще избежать увольнений», — замечает Аляс Гвазава. По его словам, это не первый опыт работы компании с МСП Банком. Еще до пандемии «ОСКО Продукт» брала кредит в размере 200 млн руб. на развитие по программе «8,5%».
Компания «ОСКО Продукт» является российским производителем женского белья, в том числе известных брендов женских колготок: Allure и Pierre Cardin (по французской лицензии). В 2002 году построила фабрику в подмосковном Раменском. «Совокупные инвестиции в производство тогда составили около $20 млн, и это были практически полностью собственные деньги компании. Хотя потом мы периодически пользовались кредитными средствами на развитие», — говорит Аляс Гвазава. В последние годы компания выпускала около 20 млн изделий в год, что, по его словам, с большим отрывом превосходит показатели других отечественных производителей аналогичной продукции: «Главным образом мы конкурируем с европейскими и китайскими фирмами».
Кризис, с которым мир столкнулся из-за пандемии COVID-19, оказался для «ОСКО Продукт» наиболее тяжелым испытанием. «Экономические потрясения в 2008–2009 годах и в 2014 году, как это ни парадоксально, сыграли для нашей компании позитивную роль. Из-за резких скачков валютного курса у наших главных конкурентов — импортеров — сильно росли цены. А мы на этом фоне получали рост продаж и отвоевывали очень хорошую долю рынка», — делится руководитель предприятия.
Сейчас ситуация иная. Многие каналы сбыта, идущие через магазины федеральных и региональных промтоварных сетей, были закрыты. «Из-за обострившейся эпидемической ситуации в Италии, откуда мы закупаем сырье для линии Pierre Cardin, оборудование, привлекаем технологов, консультантов (30% в себестоимости нашей продукции — валютная импортная составляющая), возникли проблемы с производством. Потом и нам самим пришлось на месяц закрывать завод, когда в Подмосковье был введен общий режим повышенной готовности. Продажи очень сильно упали — по предварительным оценкам, на 20%», — рассказывает Аляс Гвазава. При этом компании, по его словам, приходилось оплачивать аренду складов и офисов, коммунальные услуги, переводить деньги по счетам от партнеров и поставщиков: «Но самое главное, что нам нужно было платить зарплату сотрудникам, которых у нас в штате около 250 (в случае дополнительной необходимости мы привлекаем на производство сторонних подрядчиков). У нас трудятся ценные кадры с уникальными рабочими профессиями — вязальщицы, швеи, другие специалисты, имеющие высокую квалификацию, опыт. Пойти на сокращение сейчас — это значит столкнуться с серьезной кадровой проблемой в будущем». Поэтому, по словам предпринимателя, полученное от государства финансирование очень помогает компании переживать сложные времена.
Вынужденный онлайн
Программой кредитования по ставке 2% годовых собирается воспользоваться и ярославский индивидуальный предприниматель Оксана Пахомова, работающая в своем городе по франшизе международной сети дополнительного образования «Школа IQ007». Профиль организации — комплексное развитие памяти и интеллекта, обучение скорочтению, каллиграфии, ментальной арифметике. «Как только мы узнали о соответствующей возможности, то сразу подали заявку в МСП Банк. Эти деньги нам очень бы пригодились, поскольку, несмотря на все сложности, приближение сезона школьных каникул, мы не собираемся закрываться. За период пандемии бизнес сократился примерно на 70% и последние два месяца несет только убытки. В такой ситуации господдержка позволяет оставаться на плаву», — говорит Оксана Пахомова.
По ее словам, ранее она уже получила в том же банке кредит на заработную плату под 0% на первые полгода и под 3,5% годовых — на вторые: «Сумма рассчитывалась по формуле «количество сотрудников х на МРОТ х на налоговый коэффициент 1,3 х на количество месяцев (в нашем случае шесть) х на районный коэффициент (для Ярославской области это 1)». В результате сумма составила без малого 570 тыс. руб.».
Также ИП в МСП Банке при содействии регионального департамента инвестиций и промышленности были предоставлены полугодовые кредитные каникулы на кредит в размере 850 тыс. руб., взятый около года назад под 13% годовых. «Тогда нам не хватало данной суммы к собственным 2 млн руб. на открытие в городе второго филиала школы. Правда, в этом случае проценты по кредиту будут доначислены к моменту завершения отсрочки, и их придется отдавать», — объясняет Оксана Пахомова. Она говорит, что в нынешней ситуации вообще старается не упускать любые возможности по получению той или иной помощи, и отмечает, что в ряде случаев навстречу идет не только государство, но и партнеры. В частности, арендодатель на апрель, май и июнь сделал ИП скидки 70, 60 и 50% соответственно.
Бизнес Оксаны Пахомовой из-за COVID-19 понес существенные потери: «У нас до пандемии и введения режима самоизоляции работали два филиала, были девять сотрудников и занимались около 200 учеников. Сейчас остались шесть преподавателей, работает один офис и остались лишь четвертая часть учащихся». По ее словам, далеко не все родители смогли или захотели переходить в онлайн в сфере дополнительного образования: «Многим с лихвой хватило хлопот, связанных с переводом на удаленку общеобразовательных школ. У кого-то не было технических возможностей, у кого-то возникли финансовые проблемы. Все это наложилось на сезонный фактор: для нашего бизнеса май—август — это вообще не сезон. Хотя сами мы довольно быстро адаптировали все материалы и методику обучения под формат онлайн, несмотря на то что традиции нашей школы основаны именно на живом общении с учениками, обучении без гаджетов. Но жизнь заставила переориентироваться, — надеюсь, временно».