В течение всего 2019 года цены на продукцию лесопромышленного комплекса (ЛПК) показывали отрицательную динамику. Как говорится в обзоре «Лесной комплекс России в 2019–2020 годах» профильного аналитического агентства WhatWood, нисходящий тренд сформировался еще в третьем квартале 2018 года. В итоге, по данным агентства, в прошлом году основные продукты отрасли упали в цене на 25–40%. По предварительным данным Росстата, объем промышленного производства древесной целлюлозы и целлюлозы из прочих волокнистых материалов в России снизился по сравнению с 2018 годом на 3,8%, до 8,2 млн т. Производство бумаги и картона, правда, подросло на 0,7%, до 9,1 млн т, ящиков и коробок из гофрированной бумаги или картона — на 1,3%, до 5,7 млрд кв. м. Но предприятия отрасли получили меньше выручки, чем годом ранее. Так, выручка одного из мировых лидеров по производству упаковки и бумаги Mondi Group по итогам 2019 года составила €7,268 млрд, что на 3% меньше, чем в 2018-м, сообщила пресс-служба компании. Показатель EBITDA снизился на 6%, до €1,658 млрд. Выручка от реализации продукции крупнейшей российской группы «Илим» в 2019 году, по данным годового отчета, равна 124 071 млн руб., годом ранее этот показатель был на уровне 155 701 млн руб. Как сообщил в интервью «Коммерсанту» глава совета директоров и совладелец группы «Илим» Захар Смушкин, по итогам года ожидается 30-процентное падение EBITDA. Группа направила на модернизацию производства картона и целлюлозы более 46,3 млрд руб., что почти вдвое превышает показатель 2018 года; как отмечается в официальном сообщении, это рекордная сумма. Впрочем, планировалось инвестировать еще больше — свыше 55 млрд руб.
В то же время, как сообщают в одной из крупнейших российских компаний Segezha Group, ее выручка и EBITDA росли быстрее всех на глобальном рынке: по итогам 2019 года рост выручки в валюте составил 4%, EBITDA — 9% (до €0,81 млрд и €0,19 млрд соответственно).
Кому помог карантин
Ажиотажный спрос на санитарно-гигиенические изделия (СГИ) в первом квартале текущего года был на руку игрокам этого сегмента рынка. Так, по данным официального оператора фискальных данных «Такском», в период с 16 по 19 марта продажи туалетной бумаги в России выросли относительно аналогичного периода 2019 года на 47%. В марте по сравнению с январем 2020 года реализация этой продукции выросла на 27%, влажных салфеток — на 47%. Таким образом, своевременными оказались инвестиции в производство тиссью. Так, нарастил производство Архангельский ЦБК — его дочерняя компания «Архбум Тиссью групп» в Калужской области начала выпускать бумагу-основу для СГИ. Мощность первой очереди этого предприятия — 70 тыс. т СГИ в год. В рамках реализации программы реконструкции Сегежского ЦБК также предусмотрен выпуск беленой целлюлозы, в том числе для производителей санитарно-гигиенических изделий.
Такой спрос, скорее всего, явление временное, и показатели за второй квартал будут скромнее, говорят эксперты. «Всплеск увеличения объемов потребления длился очень короткий период и прежде всего способствовал обнулению складских запасов как ЦБК, так и трейдеров. Можно предположить, что санитарно-гигиенические изделия, которые активно используют в лечебных учреждениях, такие как туалетная бумага, салфетки, пеленки, предназначенные для одноразового использования, на сегодняшний день потребляются в больших, чем ранее объемах», — говорит старший консультант агентства WhatWood Марина Зотова.
Таким образом, в кризисный момент спрос на СГИ оказал предприятиям отрасли существенную поддержку. В том числе благодаря этому спросу в первом квартале на 5,1% вырос объем промышленного производства древесной целлюлозы и целлюлозы из прочих волокнистых материалов — полуфабрикатов целлюлозно-бумажного производства. «Повышенный спрос на продукцию тиссью может вызвать и повышение цен на лесосырье на внутреннем рынке», — добавляет Марина Зотова. Соответственно, могут повыситься цены и на конечную продукцию.
Расчет на внутренний спрос
Одна из основных тенденций рынка — сокращение выпуска бумаги для тетрадей и полиграфии в первом квартале 2020 года получила дальнейшее развитие. Так, производство тетрадной бумаги в первом квартале, по данным Росстата, сократилось на 21,3%, газетной — на 1,3%. Международные эксперты и до введения ограничений, связанных с карантином, прогнозировали дальнейшее снижение потребления продукции полиграфической промышленности. Для этого есть две основные причины. Во-первых, бумажные носители информации все больше заменяются электронными. Во-вторых, сказывается стремление позиционировать производство как экологически безопасное, поэтому все больше используются инновационные методы переработки вторичной продукции. Например, по оценкам Конфедерации европейских предприятий бумажной промышленности, более 70% от общего объема потребления бумаги в Европе приходится именно на переработанную бумагу.
Не лучшим образом сложилась ситуация в производстве фанеры и другой продукции деревообработки. По данным Росстата, производство фанеры снизилось за первый квартал на 7,5%, древесноволокнистых плит — на 2,1%, а производство пиломатериалов осталось примерно на уровне прошлого года, показав номинальный рост в 0,1%. «Деревообрабатывающие предприятия столкнулись не только с проблемой коронавируса, но еще и с аномально теплой зимой. Большинство просто не успело заготовить достаточный объем сырья и теперь испытывает его острый дефицит. Это касается в основном производителей пиломатериалов и фанеры. В сочетании эти два фактора фактически уничтожат малые предприятия», — делает прогноз руководитель аналитической службы агентства Lesprom Network Филипп Чебышев. В отличие от целлюлозно-бумажных комбинатов, которые вошли в круг объектов, производящих продукцию, необходимую для жизнеобеспечения, деревообрабатывающие предприятия вынуждены были закрыться на карантин.
В 2020 году мы увидим падение объемов экспорта целлюлозно-бумажной продукции, похожая ситуация в деревообрабатывающем сегменте, прогнозирует Филипп Чебышев. По его словам, производство пиломатериалов в России «заточено» на экспортные поставки, потребление в России не превышает одной трети от объема производства, в то время как на отечественные предприятия давит риск потенциального снижения спроса на их товар. Особенно заметна эта тенденция на рынке целлюлозы, игроки которого во многом зависят от поставок в Китай. Между тем в Поднебесной сейчас активно инвестируют в плантационное лесоводство с использованием быстрорастущих генномодифицированных саженцев. Если стратегия будет успешной, то Китай сможет обеспечить собственную бумажную промышленность целлюлозными волокнистыми полуфабрикатами. «Рост производства целлюлозы в Китае отразится на российском экспорте. В первую очередь, китайцы снизят объемы закупок, а их доля в общероссийском экспорте целлюлозы составляет почти 67%. Из-за ситуации в Китае российским комбинатам придется наращивать внутреннее производство и увеличивать экспорт готовой продукции, как это происходит и с круглым лесом», — уверен Филипп Чебышев.
Если в прошлом году снижение цен частично было компенсировано увеличением объемов отгрузки — в частности, экспорт пиломатериалов из России, по данным Росстата, вырос на 4,52%, фанеры — на 2,65%, пеллет — на 28%, то в текущем году на такую компенсацию вряд ли стоит рассчитывать.