— В индустрии красоты уже несколько лет прослеживается тренд на натуральность — потребителям хочется, чтобы в продуктах было «меньше химии». Как отрасль отвечает на эту потребность и чего здесь больше — реального изменения продуктов или маркетинговой составляющей?
— Тренд на натуральность, конечно, сильно выражен в индустрии красоты. И если вы говорите «несколько лет», нужно иметь в виду, что первый продукт Garnier с растительным экстрактом — лосьон — был создан еще в 1904 году. И с тех пор в составе средств неизменно используются натуральные ингредиенты.
В целом в отрасли многие бренды движутся по пути увеличения доли природных ингредиентов в составе продуктов. Но вот ведь что интересно: это движение стало массовым именно потому, что технологии косметического производства настолько развились, что позволяют сохранять свойства натуральных компонентов — с помощью консервантов, упаковки и так далее — в течение всего заявленного срока годности продукта.
— То есть современная натуральная косметика совсем не та, что была, скажем, в XVIII веке?
— Конечно, не та. Эффективность натуральных ингредиентов подкреплена технологиями, которые не только позволяют обеспечить стабильность качества и безопасность средств, но и сохранить все полезные свойства и усилить их действие благодаря научным разработкам.
— А что с упаковкой — главным источником пластикового загрязнения планеты? Есть ли, на ваш взгляд, у этой проблемы какое-то кардинальное решение? Верите ли вы, например, в то, что в обозримом будущем появится биоразлагаемая упаковка?
— В области упаковочных решений индустрия развивается очень быстро. Возникают стартапы, которые занимаются разработкой новых видов упаковки. Пока это эксперименты — никто не знает, как масштабировать использование таких материалов. Говоря о любой инновации — в новостях сообщали, например, об упаковке из водорослей, — нужно комплексно анализировать ее применимость, учитывая всю комбинаторику: интересы потребителей, производителей, хранение, транспортировку. Но я думаю, что появление биоразлагаемой упаковки — это просто вопрос времени.
В свое время и перерабатываемый пластик тоже был маленьким сегментом индустрии. А сейчас отказ от первичного пластика — главный тренд. Мы видим, что все больше и больше компаний создают инфраструктуру, для того чтобы пластик и собирать, и сдавать в переработку и потом использовать его для создания вторичной упаковки. К 2025 году Garnier полностью откажется от использования первичного пластика в упаковке, таким образом предотвращая расход 37 тыс. т первичного пластика ежегодно.
Также Garnier объединил усилия с неправительственной организацией Ocean Conservancy, которая уже более 30 лет борется с загрязнением океана пластиком. Например, в сентябре 2019 года сотрудники компании присоединились к 34-й международной ежегодной акции Всемирного дня чистоты в прибрежных зонах, организованной Ocean Conservancy. В результате акции было собрано 6,8 т мусора.
Российская команда Garnier организовала в этот день сбор пластика на диком пляже в Витязево, в Анапе. В текущем году наши покупатели смогли внести свой вклад в сокращение пластиковых отходов в морях, купив продукты марки в ряде торговых сетей. Часть средств от продажи пошла на очистку водоемов — Финского залива и Баренцева моря. А 1 августа состоялся субботник на берегу Финского залива, где приняли участие более 300 человек. Собрали 553 мешка с отходами общим весом 6,6 т! Мы и в дальнейшем планируем привлекать лидеров мнений и наших потребителей к подобным акциям.
— Меняется ли экологическое сознание россиян? Насколько их беспокоят эти проблемы?
— По данным исследования «Ромир» 2019 года, 76% опрошенных нравится покупать продукты у социально ответственных компаний, а 59% постараются не покупать продукцию компании, узнав, что она наносит вред окружающей среде. Поэтому мы уверены, что крайне актуальна Green Beauty — комплексная стратегия бренда Garnier по устойчивому развитию. Она заключается в подходе, который позволит марке постоянно уменьшать влияние на окружающую среду.
Мы и сами видим, что экологическое сознание меняется, по тому, какой отклик находят такие инициативы и у наших партнеров, и у потребителей, даже по тем вопросам и комментариям, которые потребители оставляют в соцсетях. Видно, насколько люди обеспокоены. Но обеспокоенность — это один фактор, который отражает, что проблема есть. Следующий вопрос — осведомлены жители нашей страны о возможности ее решить либо нет.
Многие думают: ну, что один человек может сделать для планеты? Задача — объяснить людям, что на самом деле даже несложные действия вносят свой вклад, становясь частью общей культуры поведения. Правила этой новой культуры — собирать пластик, сортировать отходы, элементарно выключать воду, пока чистишь зубы, и вилку из розетки, пока не пользуешься компьютером.
— Как идеи устойчивого развития воплощаются на производстве косметических средств?
— Российский завод, где производятся продукты Garnier, в 2019 году сократил выбросы CO2 на 38% по сравнению с 2011-м, а расход воды — на 84%.
Используется замкнутый цикл водоснабжения: порядка 90% промышленной воды очищены, переработаны или повторно использованы прямо на производстве.
К 2025 году все наши предприятия будут углеродно-нейтральными и использовать станут только энергию из возобновляемых источников. Все это — важные составляющие стратегии компании по устойчивому развитию.