Программы переобучения сгладят рост безработицы
Материалы выпуска
Профессионал XXI века: цифровая грамотность и состязательный дух Решения «Учить надо тому, что станет мейнстримом через два-три года» Инструменты Эпоха непрерывного обучения Инструменты Программы переобучения сгладят рост безработицы Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Программы переобучения сгладят рост безработицы

Вызванные пандемией проблемы на рынке труда будут стимулировать массовое переобучение специалистов новым навыкам.
Фото: пресс-служба

Отдельные сектора экономики продолжали испытывать в этом году кадровый голод — даже несмотря на связанный с массовым локдауном рдост числа безработных. Здравоохранение, производство, распределение и доставка продуктов питания, правоохранительные органы, организации критической инфраструктуры и даже часть сферы услуг продолжали нуждаться в персонале, говорится в аналитическом материале ОЭСР.

Некоторые страны вводили быстрые программы обучения людей необходимым в условиях пандемии навыкам. Например, организация Partners in Health в Массачусетсе (США) обучила тысячу человек выявлению и отслеживанию контактов людей, инфицированных коронавирусом. Коронакризис оказался важным испытательным полигоном для профориентации и переквалификации, отмечают в ОЭСР: «Быстрое сопоставление навыков уволенных работников с существующими возможностями трудоустройства сводит к минимуму время, которое они проводят без дохода, и сокращает производственные потери для работодателей».

Режим дистанционной работы повысил спрос на специалистов служб доставки, розничной торговли продовольственными товарами, интернет-торговли, констатирует вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев: «Дефицит среднего и младшего медперсонала испытывают медицинские учреждения». Количество вакансий для специалистов среднего звена на рынке труда преобладает над спросом на выпускников вузов, отмечает он, и эта потребность в ближайшей перспективе сохранится.

На фоне общего снижения трудоустроенности в России увеличился спрос на специалистов в госсекторе, медицине, среди рабочего персонала, в строительстве, торговле продуктами питания, отмечает руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая. За первые восемь месяцев 2020 года число вакансий с требованием среднего специального образования (СПО) на hh.ru увеличилось на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Спрос на специалистов постепенно восстанавливается во всех отраслях, отмечает Ирина Святицкая. В правительстве РФ полагают, что пик безработицы пройден — в июле число безработных в стране, по оценкам Международной организации труда (МОТ), достигло 4,7 млн человек (или 6,3% всех трудящихся). К 2021 году рынок труда вернется на докризисный уровень, уверен помощник президента РФ Максим Орешкин.

Однако требования рынка меняются. По данным hh.ru, даже среди тех, кто начал свою трудовую деятельность в период с 2010 по 2014 год, 38% уже сменили профессию.

Не сидится на месте

В целом каждый третий из опрошенных рекрутерами в 2019 году соискателей за последние десять лет кардинально сменил профессию, 28% задумывались об этом, нашли себя в смежной области еще 24%. Более половины соискателей в ближайшие десять лет планируют сменить профессию. Выше всего эта доля среди тех, кто сравнительно недавно начал карьеру, особенно в автобизнесе (68%) и банковской сфере (62%).

Почти 67% трудоспособных граждан планируют получить новые знания и навыки. В частности, квалифицированные рабочие, по результатам опроса HR-специалистов, не оправдывают ожидания работодателей в добросовестности и дисциплинированности (разрыв между ожиданиями и реальностью — 28%), а также наличии специализированных профессиональных и технических знаний и навыков (24%).

У населения наибольшим спросом пользуются профессии, которые открывают возможности для самозанятости и частного предпринимательства, — например, открыть кафе, парикмахерскую, автосервис, отмечает директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев.

Наряду с рабочими профессиями высоко востребованы в рамках программ «Ворлдскиллс» ИТ-компетенции — веб-дизайн и разработка, программные решения для бизнеса, ИТ-решения на платформе 1С, кибербезопасность, отмечает заместитель генерального директора по подготовке кадров союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская.

Основная доля (44%) населения проходит переобучение на программах дополнительного профессионального образования, почти треть — на программах профессионального обучения (29%), еще 24% — на краткосрочные программах, по данным Института образования НИУ ВШЭ за 2018 год.

Академия Ворлдскиллс Россия на протяжении последних пяти лет организует реализацию правительственных программ по переподготовке кадров по мировым стандартам WorldSkills.

Апгрейд для работников 

Напомним, что в 2019 году стартовал переходный период по повышению пенсионного возраста россиян — женщины выходят на пенсию с 55,5 года, мужчины — с 60,5. Следующее повышение произойдет в 2021 году, а к 2028-му пенсионный возраст составит 60 и 65 лет соответственно. Одновременно в рамках российского приоритетного нацпроекта «Демография» был запущена специальная программа «Старшее поколение», направленная на вовлечение ее адресатов в трансформирующуюся экономику. В рамках данной программы союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» ежегодно обучает практическим профессиональным навыкам 25 тыс. россиян старше 50 лет.

Программы профподготовки «Ворлдскиллс» пользуются спросом — уже сейчас на переподготовку по квотам 2021 года записалось более 15 тыс. человек, и заявки продолжают поступать на сайт программы.

«Ворлдскиллс Россия» дает возможность с нуля освоить новую карьеру в шести наиболее востребованных профессиональных областях — строительных, промышленных и инженерных, информационно-коммуникационных технологиях, в сфере услуг, транспорта и логистики, творчества и дизайна, говорит Светлана Крайчинская.

Наибольший интерес к программам допобразования действительно проявляют люди предпенсионного возраста, отмечает Максим Фатеев: именно эта категория во время любого кризиса первой оказывается в группе риска.

Другой тренд. С августа этого года аудитория Академии Ворлдскиллс Россия расширилась за счет граждан, которых в условиях пандемии могли уволить или сократить, или испытывающих сложности с трудоустройством, в том числе недавних выпускников, впервые вышедших на рынок труда. До конца года планируется обучение 110 тыс. человек, прогнозируют в академии.

Программы профессионального освоение новой или смежной профессии рабочего или служащего, а также повышение квалификации доступны по одной из 171 компетенции WorldSkills и оплачиваются из средств резервного фонда правительства РФ. При этом наиболее востребованные компетенции определяются для каждого региона на основе вакансий и спроса работодателей. Обучение ведется более чем в 1030 учебных центрах «Ворлдскиллс».

Цифровая среда 

Пандемия стала стимулом для дальнейшей цифровизации и реорганизации профессионального образования. Ориентированную на практику подготовку рабочих и технических специалистов труднее всего организовать в удаленной форме, говорится в аналитическом материале Института образования НИУ ВШЭ: «Обучение любой профессии, как правило, требует доступа к оборудованию, иногда сложному и дорогостоящему». Однако и это возможно при наличии необходимой инфраструктуры.

41% профессиональных образовательных организаций (ПОО) в мире перешел на полное дистанционное обучение и 10% — на частичное, согласно данным ЮНЕСКО и МОТ. При этом опыт регулярной дистанционной работы до карантина имели только 16%.

В Германии, например, большая часть студентов продолжала обучение на базе предприятий, имея дистанционный доступ к образовательным ресурсам. В Португалии колледжам и учебным центрам доступна инфраструктура цифровой платформы национального Института занятости и профессионального обучения (IEFP).

В России 4,5 тыс. колледжей, и все они сильно отличаются, в том числе с точки зрения применяемых технологий, качества используемого оборудования, уровня подготовки преподавателей, говорит Федор Дудырев.

Например, информационно-технологическая платформа «Цифровой колледж Подмосковья» охватывает 49 профессиональных образовательных организаций региона и семь региональных центров компетенций. Она позволяет использовать современные ИТ-технологии в учебном процессе как в аудиториях, так и дистанционно в рамках смешанного обучения (blended learning). «В ближайшие годы подобных решений, ориентированных на организации СПО, будет все больше», — уверен эксперт.

Все большее применение в профессиональной подготовке специалистов в области медицины, энергетики, нефте- и газодобычи, металлургии, добычи полезных ископаемых приобретают тренажеры и симуляторы. В частности, 75 российских университетов потратили в прошлом году на такую технику 2,5 млрд руб., организации СПО — 324 млн руб., что в два раза больше, чем в 2017-м. Расходы на обучающие системы с использованием виртуальной реальности составили почти пятую часть в общей структуре расходов на симуляторы — 19% против 2% в 2017 году, по данным Института образования НИУ ВШЭ.

По словам Светланы Крайчинской, в условиях ограничений, связанных с распространением COVID-19, все программы Академии Ворлдскиллс Россия были переведены в дистанционный или распределенный формат. Для обучения 39 из 171 компетенций «Ворлдскиллс», по ее словам, слушателю нужен только компьютер или ноутбук со специальным программным обеспечением.

Обучения компетенциям, в которых требуется специализированное оборудование и расходные материалы — станки, кирпичи, краска и пр., возможно благодаря распределенной инфраструктуре: преподаватель и слушатели могут находиться в мастерских с оборудованием, расположенных за тысячи километров друг от друга.

С расширением смешанного обучения эксперты связывают развитие профессиональных программ обучения и переобучения специалистов, особенно в области цифровой экономики.