Пандемия запустила процесс долгосрочных структурных изменений на рынке труда — от гибких и удаленных схем работы до ускорения автоматизации, считают аналитики. По оценке The Boston Consulting Group (BCG), это коснется до 1,5 млрд рабочих мест на протяжении следующих десяти лет. К 2030 году автоматизация фактически ликвидирует 12% существующих рабочих мест, еще почти 30% занятыx потребуются новые навыки.
Коронакризис ускорит существовавшие тенденции, считают в Microsoft: в ближайшие пять лет появится около 149 млн новых рабочих мест, ориентированных в первую очередь на разработку программного обеспечения, информационный анализ и кибербезопасность.
По данным BCG, в США 87 млн человек находятся в квалификационной яме, в Европе — 102 млн человек. Их компетенция либо избыточна, либо недостаточна для выполняемой работы.
Спрос на быстрые навыки
По данным Всемирного экономического форума, в ближайшие два года изменится 42% основных навыков, необходимых для существующих работ.
Спросом будут пользоваться, в том числе, специализированные навыки межличностного общения, связанные с продажами, человеческими ресурсами, уходом за престарелыми и больными, а также образованием.
Наряду с ИТ-компетенциями в программах движения WorldSkills востребованы поварское дело, парикмахерское искусство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сварочные технологии, электромонтаж, медицинский и социальный уход, дошкольное воспитание. Екатерина Лошкарева, заместитель генерального директора по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» отмечает, что зачастую осваиваемая компетенция дополняет уже имеющиеся профессиональные навыки: кондитер осваивает интернет-маркетинг, а маркетолог изучает графический дизайн.
Обучение по таким специальностям занимает десять месяцев, добавляет директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев. Готовить персонал для высокотехнологичных рабочих мест в короткие сроки и с максимальной эффективностью, по его словам, главный ориентир для систем профобразования в мире. На подготовку ИТ-специалистов средней квалификации уходит два—четыре года. Как раз примерно за это время устаревают современные технические навыки, уверены в BCG.
Конкурс на эти направления в средних специальных учебных заведениях порой достигает 15 человек на место, растет число студентов среднего профессионального образования (СПО), обучающихся на коммерческой основе, — оно составляет 26%. Последние несколько лет поток поступающих в колледжи в России (1,09 млн человек) превышает число тех, кто идет в вузы (906 тыс. человек), согласно данным НИУ ВШЭ 2019 года.
«Цифровое поколение» чаще начинает свой образовательный путь со среднего профессионального образования, в том числе чтобы раньше начать работать, указано в мониторинге РАНХиГС «Трудоустройство молодежи. Выбор в пользу СПО» за прошлый год.
Заинтересованные стороны
Вовлечение бизнеса в процесс профподготовки — от профориентации в школе до принятия студентов на практику, а также участие компаний в демонстрационном экзамене является важным условием подготовки специалистов для рынка труда, говорит Екатерина Лошкарева.
«В «Ростелекоме» процесс подготовки специалистов задействует все ступени образования», — комментирует директор департамента HRM-технологий и аналитики компании Никита Черкасенко. — При этом на территорию высококвалифицированных специальностей, ранее занятую преимущественно вузами, постепенно заходят СПО и институты дополнительного образования».
Например, в топ-50 специальностей, требующих СПО, могут войти пока редкие, но перспективные на горизонте ближайших десятилетий профессии: специалист по интеллектуальным интегрированным системам, наладчик оборудования аддитивного производства, оператор мобильной робототехники. Соответствующая инициатива Минтруда РФ сейчас проходит общественное обсуждение.
«Для сокращения разрыва между требованиями работодателей и рынком труда в 2014 году нами была запущена отраслевая линейка чемпионатов, включая крупнейший чемпионат в сфере высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech, — рассказывает Екатерина Никул, директор департамента по работе с промышленностью и развитию новых компетенций союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». — Мероприятие позволяет обмениваться опытом и выявлять пробелы в компетенциях. Вносимые изменения берутся на вооружение ключевыми образовательными организациями страны, позволяют системе образования более чутко реагировать на актуальные требования рынка труда».
Также совместно с работодателями союз ведет разработку и апробацию новых компетенций, которые отражают требования компаний к уровню подготовки специалистов. На сегодня таких компетенций уже более 55.
Работа по созданию навыков будущего, разрабатываемых совместно с высокотехнологичными компаниями, выделена в отдельный проект Future Skills.
При правильном проектировании СПО отвечает задачам бизнеса и экономики и дает высокий уровень трудоустройства на высококачественные рабочие места, в том числе в цифровой экономике, отмечается в Стратегии развития навыков ОЭСР на 2019 год.
Рабочий нового времени
Работники технических областей сегодня тоже нуждаются в расширенном наборе навыков более высокого уровня, отмечается в докладе ОЭСР.
Одна из типичных современных профессий — мехатроник, приводит пример Федор Дудырев: «От специалиста по настройке автоматизированных технологических линий требуется глубокое понимание механики, гидравлики, пневматики, электроники, он должен пользоваться специализированным программным обеспечением и обязан читать техническую документацию на нескольких языках».
Традиционные системы СПО были рассчитаны на обучение учащихся с низкой успеваемостью по выполнению ручных низкоквалифицированных задач, современные же ориентированы на студентов с широким диапазоном успеваемости и дают навыки средней и высокой квалификации, а непрерывное обучение на рабочем месте является нормой, отмечается в докладе ОЭСР.
Образцом подготовки современных рабочих кадров считается система Германии: практическую часть образовательной программы студенты проходят сразу на рабочем месте. В Китае в 65 крупных центрах дуального обучения готовят персонал для Bosch и других немецких корпораций, открывших собственные производства на территории КНР. Немецкая модель профподготовки применяется в Италии, Греции, Испании, Латвии, Словакии, Румынии, Южной Корее и других странах.
Опыт работы с шотландским колледжем Forth Valley позволил «Сибуру» в 2016 году запустить дуальную подготовку в России на базе Тобольского многопрофильного техникума и Тюменского индустриального университета. Сегодня выпускники школ готовятся к поступлению в СПО не меньше, чем к поступлению в университеты, утверждают в «Сибур».
К немецкой модели дуального образования в российской системе, по словам Федора Дудырева, сейчас приближены 300–400 ведущих колледжей высокотехнологичных производственных кластеров. Учредители (региональные министерства образования) обеспечивают текущие расходы учебных заведений, а инвестируют в развитие образовательной инфраструктуры предприятия — крупные оборонные, металлургические, энергетические, нефте- и газодобывающие компании.
При этом еще в 2013 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустило первый масштабный проект по дуальной подготовке на 13 регионов России.
Учиться всю жизнь
Присоединение в 2012 году России к мировому движению WorldSkills, куда входит 84 страны, стало переломным моментом в целом для системы профессиональной подготовки, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев: «Это инструмент подготовки кадров по мировым стандартам и в соответствии с потребностями новых высокотехнологичных производств». Дальнейшее развитие системы СПО эксперт связывает с реализацией принципа lifelong learning.
Современному человеку придется много раз в течение жизни менять работу, говорит Екатерина Лошкарева. Границы между форматами обучения стираются, отмечает она: становится важным не то, какое образование — среднее, высшее или дополнительное — получил специалист, а какими навыками он обладает.
«На примере Германии мы видим необходимость синхронизации различных форматов обучения и выработки подхода, при котором разные этапы обучения, в том числе неформальные, могут быть учтены в портфолио человека», — отмечает Екатерина Лошкарева. А опыт французской Ecole 42 подчеркивает необходимость повышения роли учителя в качестве наставника и внедрения проектного обучения.
Не случайно первой программой Академии Ворлдскиллс Россия стала программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО, говорит заместитель генерального директора по подготовке кадров союза «Молодые профессионалы», директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская.
Ежегодно в рамках национального проекта «Образование» академия обучает не менее 5 тыс. преподавателей и мастеров из всех регионов страны. До конца 2024 года 35 тыс. мастеров научатся обучать по стандартам WorldSkills.
Задача системы образования — создать возможность для гибкого и быстрого перехода от одной профессии к другой с учетом уже имеющихся у человека компетенций. Экосистема WorldSkills позволяет включить в этот процесс школы, колледжи, университеты, госкорпорации, профессиональные сообщества, форсайт-институты и органы власти, отмечает Федор Дудырев.