Выставочный сезон
Материалы выпуска
Завтра туриста Рынок Выставочный сезон Инструменты Отдых в новом формате Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Выставочный сезон

В этом году пандемия смяла многие планы, особенно связанные с международными гастролями и выставками. Но жизнь постепенно входит в свои берега, и новые проекты в подмосковных музеях ждут первых зрителей.
Фото: пресс-служба

Осень — традиционное начало сезона в культурной жизни. И, к счастью, в этом году пандемия не отменила все культурные события. С большими предосторожностями, ограничивая число посетителей и сеансов, принимая все необходимые меры безопасности, открыли свои двери музеи Московской области.

Выставка изобразительного искусства, ради которой стоит выбраться в Подмосковье, открылась в музее «Новый Иерусалим» 23 сентября. Экспозиция «Возвращение в усадьбу» демонстрирует разнообразные усадебные коллекции музея — живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы — всего более 400 предметов из музейного собрания и частных коллекций.

Фото: пресс-служба
Елена Харламова,
министр культуры Московской области:

«Открытие выставки — одно из важных событий юбилейного года музея, отмечающего в 2020 году свое столетие. Усадьбы Подмосковья хранят культурный код России. В них веками формировался русский быт, традиции, вкусы, создавались богатейшие музейные коллекции. Новая выставка предлагает нам через живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы и артефакты рассказать об истории подмосковных усадеб, об их владельцах и музейных сотрудниках, которые сохранили это уникальное наследие».

В 1920–1930-х годах Новый Иерусалим стал спасительным местом для гибнущих художественных ценностей. Внушительную часть этого собрания удалось сохранить.

В числе сокровищ: экспонаты из усадеб Ильинское семьи Романовых, Никольское-Урюпино князей Голицыных, Покровское Шереметевых, Введенское князей Лопухиных. Многие вещи никогда ранее не демонстрировались. Задача, определенная кураторами для зрителей, — задуматься об уцелевшем и разрушенном, о развитии и изучении усадебного наследия, о роли музеев в сохранении усадебных территорий и о том, что еще не поздно спасти. «История разворачивается перед посетителем в обратном порядке: из сегодняшнего дня ему предстоит переместиться во вчера и позавчера, чтобы затем снова вернуться в сегодня и заглянуть в будущее», — рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.

Пожалуй, самое яркое и масштабное событие подготовил Серпуховский историко-художественный музей — художественно-философский выставочный проект «Мир, сотворенный заново». Музей хорошо известен любителям искусства, его история — традиционная для русского ХХ века последовательность частного купеческого собирательства и меценатства, национализации, аккумулирования в своих запасниках реквизированных произведений искусства и предметов истории. Собрание искусства Серебряного века в Серпухове весьма значительное и нередко бывает задействовано в больших межмузейных проектах. Негромкая графическая работа Константина Юона «Адам и Ева», которая хранится в музее, стала отправной точкой в работе над новой выставкой «Мир, сотворенный заново». Зрителям будет представлена без малого сотня шедевров из семи музеев страны; предметами из своих коллекций поделились в том числе Третьяковка и Русский музей. Серебряный век в России — это фейерверк идей, течений и направлений: импрессионизм, символизм, кубизм, супрематизм, абстракционизм и другие. Как переосмысляли наследие прежних эпох и творили мир заново такие мастера, как Врубель, Кончаловский, Гончарова, Коровин, Серебрякова, Кустодиев, Ларионов, Бурлюк, Юон и их современники, посетители смогут увидеть с 22 октября и до апреля будущего года.

А в маленьком Лыткарино на юго-востоке Подмосковья новой выставкой отмечают четырехсотлетие протопопа Аввакума, ставшего легендой вождя истинной веры, неистового противника церковных реформ, пламенного оратора, писателя, чьи речи стали школой русской риторики и чье учение породило мощнейшее течение внутри русского православия — старообрядчество. В массовом сознании старообрядчество — это живущие вдали от цивилизации общины, картина Сурикова «Боярыня Морозова» и запрет на табак и алкоголь. В действительности же именно старообрядцы были самым образованным и прогрессивным слоем общества, подарившим России на рубеже XIX и XX веков рост торговли, промышленности, просвещения и меценатства. Стандарты деловой этики, уважение к книжному знанию и забота о благе общества прославили такие семьи старообрядцев, как Третьяковы, Бахрушины, Мамонтовы, Алексеевы, Рябушинские и многие другие, чьими заботами в Москве возникли оперы, музеи, театры, училища, школы и библиотеки. Выставка «Свидетели эпохи протопопа Аввакума», организованная Лыткаринским историко-краеведческим музеем совместно с Тураевской общиной староверов при поддержке президентского гранта, открывает посетителям бережно сохраненные сквозь века свидетельства русской культуры дораскольной и более поздних эпох. Рукописные и первопечатные книги — центр духовной жизни староверов, иконы, в том числе не признанных официальной церковью святых, запрещенные при Петре меднолитые иконы, церковная утварь, облачения, древние четки-лестовки — все это позволит не только представить мир несокрушенного раскольничьего духа, но и осознать, как мощно связаны традиции старообрядчества с официальной культурой, религиозной и светской, и сколь многое они определяют вплоть до сегодняшнего дня.

Другой полюс выставочной жизни религиозной тематики — в центре канонического православия, Троице-Сергиевой лавре, где к столетию основания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея готовится к открытию экспозиция ризничной коллекции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой лавры XVIII—XIX веков». В восьми залах бывших Наместничьих покоев, в одном из которых сохранилась великолепная расписная лепнина XVIII века, можно будет увидеть богатейшие дары российских императоров, веками щедро жертвовавших лавре драгоценные предметы богослужений, а также мемориальные вещи выдающихся архиереев — митрополита Филарета и преподобного Антония, канонизированных в конце XX века. Эта выставка хронологически продолжит открывшуюся в минувшем году экспозицию древнейших сокровищ монастыря XI—XVII веков.


Отложенное «Лето»

Пандемия не просто пронеслась по континентам, она заставила умолкнуть сцены и площадки, опустошила зрительные залы. И теперь каждое новое культурное событие встречает горячий отклик как у публики, так и у участников.

Open-air фестиваль классической музыки «Лето. Музыка. Музей» в этом году в музее «Новый Иерусалим» прошел с 23 по 27 сентября. Приуроченный к столетию музея, фестиваль не изменил своего названия и открылся одновременно с большой выставкой наследия подмосковных усадеб из музейных фондов. Чтобы уберечь слушателей от сюрпризов погоды, концерты были перенесены в музейный атриум, где предусмотрены и тепловые установки; также два камерных концерта состоятся в зале музея.

Афиша фестиваля ослепляет именами звездных солистов и коллективов, разнообразием программы. «В Новом Иерусалиме еще и уникальная история, музей, монастырь, который разрушался и возрождался вновь. В программе фестиваля мне особенно хотелось подчеркнуть эту идею возрождения — в самых разных аспектах. Здесь и Поздний Ренессанс — музыка эпохи барокко, и тема духовного возрождения в сочинениях Штрауса, Малера. Классическая музыка — это всегда уникальный синтез прошлого и настоящего, направленный в будущее. В этом она очень близка к истории и философии Нового Иерусалима», — говорит художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Ливерпульского королевского филармонического оркестра Василий Петренко. Среди произведений разных эпох и стран, собранных в афишу фестиваля, есть две страницы, посвященные юбилеям нынешнего года: 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена и 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского.

Максим Дунаевский, президент фестиваля: «Этот фестиваль — настоящее путешествие, в котором можно отправиться в прошлое, подняться над землей на высоту птичьего полета и заглянуть в музейные фонды, чтобы увидеть то, что еще никогда не представлялось на выставках. Все это — в канве гениальной музыки! Все устали от онлайн-выступлений, и, уверен, такие фестивали доставляют огромное удовольствие от очной встречи с прекрасным».