Один из ключевых глобальных трендов современности связан с так называемым энергетическим переходом, который в числе прочего подразумевает постепенное замещение энергетики на базе ископаемых топлив (с достижением «нулевой эмиссии» к концу текущего века) на альтернативные способы получения энергии за счет возобновляемых и экологичных источников.
Мир постепенно движется в этом направлении. Сегодня уже более 25% электроэнергии на Земле, по данным IRENA (Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, ВИЭ), производится с помощью альтернативных видов генерации. К ним причисляют малые гидроэлектростанции (мощностью не более 25 МВт), ветровые, солнечные, геотермальные электростанции, биоэнергетические установки, мусороперерабатывающие энергокомплексы, а также энергию морских волн и приливов. Почти три четверти (72%) объема всех новых генерирующих мощностей, которые были введены в мире в эксплуатацию в 2019 году, — это ВИЭ, говорится в материалах агентства. «Символическая отметка по производству электричества с использованием энергии ветра и солнца в 1 тыс. ГВт на нашей планете была пройдена в конце 2018 года, а за прошлый год эта цифра увеличилась еще на 15%», — отмечает руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов.
Действующие лица
Основными игроками в ветроэнергетике в России, по словам экспертов, являются госкорпорация «Росатом» (дочерняя компания «НоваВинд»), компании «Энел Россия», «Фортум» и Фонд развития ветроэнергетики — совместный проект «Фортума» с «Роснано». В сфере солнечной энергетики ведущие позиции занимают «дочка» «Хевел» — «Авелар Солар Технолоджи» и компании «Солар Системс» и «Т Плюс». Сейчас планируется объединение активов «Хевел» и «Т Плюс», в результате в СП этих компаний могут войти построенные, сооружаемые и выигранные проекты суммарной мощностью 1,5 ГВт, говорит Алексей Хохлов.
Попытки в тренде
Российские власти начали уделять внимание альтернативной энергетике в конце прошлого десятилетия, когда в 2009 году было принято профильное правительственное распоряжение, определяющее основные направления госполитики в сфере использования ВИЭ до 2024 года. Согласно этому документу уже через четыре года доля альтернативных источников в общей энергосистеме РФ должна составлять 4,5%. В 2013 году были утверждены правила определения цены на мощность для генерирующих объектов на базе ВИЭ на оптовом рынке, что позволило им полноценно включиться в механизм договоров о предоставлении мощности (ДПМ). По этой программе до 2024 года должны быть построены 5,5 ГВт мощностей.
На сегодня, как рассказал РБК+ заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов, в России введено в эксплуатацию свыше 1,7 ГВт мощностей ВИЭ: «Из них большая часть приходится на солнечную генерацию (более 1,1 МВт), но при этом активно строятся и объекты ветроэнергетики. Несколько меньшими темпами развивается малая гидроэнергетика, а также генерация на базе биогаза и биомассы». По словам чиновника, с начала реализации программы стимулирования инвестиций в ВИЭ-генерацию на оптовом рынке установленная мощность станций выросла более чем в 15 раз.
Однако Алексей Хохлов уточняет, что в 2019 году доля ветровой и солнечной электроэнергии в балансе ЕЭС России, по данным Системного оператора Единой энергетической системы, составила всего 0,15%. «Экспертные расчеты показывают, что при реализации самых амбициозных планов доля ВИЭ в выработке электроэнергии в России к 2035 году достигнет лишь 2–2,5%», — говорит эксперт. То есть целевые 4,5% к 2024 году, по его словам, пока представляются недостижимыми.
На пути к паритету
В 2010 году Мировое энергетическое агентство давало прогнозы, согласно которым к 2020 году стоимость выработки электроэнергии на традиционных установках и генерации с использованием ВИЭ для потребителей должна сравняться, и таким образом будет достигнут так называемый световой паритет.
За последнее десятилетие в мире в целом из-за эффекта масштаба и развития технологий произошло сильное снижение себестоимости производства электроэнергии с применением ВИЭ, говорит Алексей Хохлов. По оценкам международной финансовой и консалтинговой группы Lazard, стоимость электроэнергии от солнечных и ветряных электростанций в 2009–2019 годах сократилась на 62–89%. В апреле 2020 года BloombergNEF опубликовал оценку, согласно которой солнечные и ветровые электростанции являются самым дешевым видом новой генерации для стран, в которых проживает две трети мирового населения. Эти страны производят 71% мирового ВВП и вырабатывают 85% электроэнергии.
В России сближения цен пока не произошло, говорит Андрей Максимов. Но при этом он отмечает, что Минэнерго при продлении программы ВИЭ на оптовом рынке с учетом снижения затрат рассчитывает «к 2036 году достичь точки равенства средневзвешенной цены традиционной генерации и средневзвешенной цены объектов ВИЭ».
В то же время председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров отмечает, что сетевой паритет сегодня уже сложился в нашей стране в зонах децентрализованного энергоснабжения. Это, по словам эксперта, делает экономически целесообразными проекты строительства СЭС и ВЭС в комбинации с накопителями и высокоавтоматизированными современными дизелями, малые ГЭС, геотермальной генерации. «В частности, запуск альтернативных генерирующих электроустановок (АГУЭ) на объектах «РусГидро» при поддержке компании «Хевел» стал возможным именно благодаря их экономически целесообразности. Гибридные комплексы с использованием ВИЭ уже позволили повысить надежность электроснабжения и качество жизни граждан в ряде регионов», — говорит руководитель департамента «Сети и генерация» компании АВВ в России Сергей Кузнецов. Максим Быстров рассказал, что российским правительством утвержден план мероприятий для проведения модернизации энергоснабжения удаленных территорий, в том числе за счет строительства станций на базе ВИЭ.
«Зеленые» энергообъекты
Самая мощная функционирующая ветроэлектростанция в стране — Адыгейская ВЭС. Это первый завершенный ветроэнергетический объект компании «Росатом», имеющий общую мощность 150 МВт (60 установок мощностью 2,5 МВт каждая). Плановая выработка станции составляет 354 млн кВт·ч в год.
Крупнейший объект солнечной генерации — СЭС «Уран» мощностью 60 МВт занимает площадь 120 га и состоит более чем из 200 тыс. фотоэлементов. Станция была запущена в эксплуатацию в ноябре 2018 года и принадлежит ПАО «Т Плюс».
По словам Алексея Хохлова, Оренбургская область, где находится этот объект, по итогам первого квартала 2020 года выступала лидером по объему установленной мощности ВИЭ. Также в топ-список входят Астраханская область, Республика Алтай, Ульяновская область, Самарская область и Республика Крым, добавляет Андрей Максимов: «По мере реализации инвестиционных проектов ВИЭ, запланированных в соответствии с результатами конкурсных отборов до 2024 года, к этому списку добавятся Волгоградская, Саратовская, Мурманская, Самарская области, Республика Калмыкия».
В числе наиболее крупных введенных за последнее время объектов представитель Минэнерго отмечает Ахтубинскую СЭС (60 МВт, ГК «Хевел»); Адыгейскую ВЭС (первая и вторая очереди совокупной мощностью 80 МВт, «НоваВинд»); Гуковскую ВЭС (100 МВт, проект «Фортум» и «Роснано»).
Сегмент ВИЭ также развивается в России на уровне розницы, когда генерирующие мощности устанавливаются на стороне потребителя — населения или предприятий. Тут, как говорит Алексей Хохлов, российскими властями декларируется ряд стимулирующих мер — например, возможность для технологического подключения частных домов с микрогенерацией к центральной электрической сети и продажи излишков выработанной ими электроэнергии сбытовым компаниям, — но пока они полноценно не работают.