Решения , Весь мир ,  
0 

«Экологичность электромобиля немыслима без альтернативной энергетики»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Что нужно для его эффективного функционирования, РБК+ рассказал руководитель бизнеса «Электрооборудование» компании ABB в России Александр Прудников.

— Каким образом электромобильность способствует развитию альтернативной энергетики в России?

— Электромобильность — это осознанное стремление к более комфортной и экологически безопасной жизни, к устойчивому развитию стран и мира в целом. «Зеленый» аспект электромобилей, электроскутеров, электросамокатов, электровелосипедов связан с уровнем, скажем так, экологичности электроэнергии, которая была произведена, а затем использована для зарядки аккумуляторов. Больше доля возобновляемых источников генерации в нашей энергосистеме — выше фактор экологичности электротранспорта, появление которого — следствие логичной трансформации автомобильной и других машиностроительных отраслей по мере уменьшения запасов ископаемого топлива.

Электромобиль — это составная часть отрасли альтернативной энергетики, поскольку он может выступать не только как потребитель электроэнергии, но и как емкость для ее накопления в целях последующего использования другими потребителями. Например, домовладение может получать энергию от солнечных батарей или локального ветрогенератора и часть ее накапливать в аккумуляторе электромобиля, а затем, используя современные станции электрозарядки в обратном режиме, отдавать энергию в сеть. Так возобновляемый источник энергии (ВИЭ) в связке с электромобилем может становиться дополнительным заработком для пользователя. А домохозяйства и парковочные места, оснащенные зарядной инфраструктурой, выступают источником достаточно большой мощности для компенсации пиков потребления электроэнергии.

— Каким образом электромобильность меняет систему взаимодействия в энергетическом секторе, какие тренды задает электротранспорт развитию сетевого комплекса РФ?

— Электротранспорт — катализатор для развития современного сетевого комплекса и доступности электрических мощностей. В будущем электромобильность может превратить систему «сбытовая компания — потребитель» в модель «сбытовая компания — потребитель — сбытовая компания». Электромобиль — это существенная нагрузка на сеть, одна только станция «быстрой» зарядки потребляет 5–7 МВт в месяц. С точки зрения экологии наиболее эффективной выглядит связка «электромобиль — ВИЭ», а там, где слабое электроснабжение, — взаимодействие с системами накопления энергии.

— Является ли развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры драйвером роста цифровой экономики и «умных» городов?

— Несомненно. Важнейшая составляющая этого развития — положительный пользовательский опыт, связанный с зарядкой электромобиля и ее оплатой, немыслимый без цифровых сервисов. Для биллинга таких услуг применяются специальные приложения для пользователей. Существуют цифровые сервисы планирования маршрутов с учетом размещения зарядной инфраструктуры. Кроме того, для операторов рынка зарядной инфраструктуры крайне важно своевременное обслуживание станций и поддержание их в состоянии технической готовности при помощи цифровых платформ.

— Какие цифровые технологии используются в процессе эксплуатации зарядной инфраструктуры?

— Технологии электромобилей и их заряда постоянно развиваются, выходят новые спецификации стандартов, появляются новые типы автомобилей и аккумуляторов, совместимость с которыми не должна заботить пользователя. Для этого необходимо постоянно обновлять программное обеспечение. Сейчас можно делать это удаленно, существенно сокращая затраты на эксплуатацию. Представьте, с конвейера завода в любом уголке мира сошел новый электромобиль, и в этот же день все зарядные станции получили обновление, которое позволяет его распознать, быстро и безопасно зарядить, максимально сохранив срок жизни аккумуляторных батарей. Мы создаем необходимые сервисы для подключения, мониторинга и сервисной поддержки станций. Они предоставляются на условиях ежегодной подписки.

— Способно ли развитие электротранспорта качественно изменить жизнь жителей больших городов?

— Ответ очевиден: достаточно сравнить уровень шума и уровень выхлопов от обычного автобуса на дизельном топливе и от современных электробусов. За время пандемии и связанной с ней изоляции ученые наблюдали значительное снижение уровня выбросов в городах. Подобного эффекта можно ожидать при переходе городов на электротранспорт: дышать будет легче, а уровень шума сократится.

— Какие меры государственной поддержки необходимы рынку электротранспорта и зарядной инфраструктуры?

— Наша страна делает большие шаги вперед. Развивается зарядная инфраструктура в городах-миллионниках, в этом году была отменена ввозная пошлина на электромобили. Существуют локальные инициативы городов — например, в Москве отменен транспортный налог и обеспечена бесплатная парковка для электромобилей, принята программа полной замены обычных автобусов на электробусы. Но массовым явлением электромобили пока не стали. Отчасти это связано с их высокой стоимостью. Правда, сервисное обслуживание таких автомобилей дешевле — меньше количество расходных материалов и жидкостей.

Опыт стран, которые развивают электромобильность опережающими темпами, показывает, что государственные программы должны быть направлены и на финансирование инфраструктуры, и на конечного потребителя: налоговые вычеты, специальные ставки НДС при покупке электромобилей, специальное льготное кредитование. Например, в Норвегии, где электромобили активно применяются в такси, каршеринге, коммунальных и курьерских службах, востребована господдержка через инструменты лизинга.

Более быстрому выходу на окупаемость коммерческих проектов зарядной инфраструктуры могут способствовать льготные ставки на электроэнергию и технологическое присоединение.

— Что представляют собой электрозаправочные хабы? Как их может обогатить интеграция с бизнесами питания и ретейла?

— Для удобного перемещения между городами нашей страны необходимы станции сверхбыстрой зарядки, которая насытит электромобиль на несколько сотен километров за 5–15 минут. Объединение нескольких таких станций в хаб позволит пользователям не ждать свободного коннектора. Вокруг могут располагаться места для питания или шопинга, но в существенно более приятной атмосфере, чем вблизи АЗС, — без огнеопасных бочек и запаха бензина. Развитие таких сверхбыстрых хабов в Европе (проект Ionity) и США (Electrify America) существенно увеличило долю экологичного транспорта на дорогах.

— Какие шаги необходимы для создания зарядной инфраструктуры в подземных паркингах многоквартирных домов?

— Нужно прямо разрешить установку зарядной инфраструктуры на подземных паркингах, при необходимости доработать нормативную базу в части дымоудаления, вентиляции. Пока мы движемся очень медленно: за пять—семь лет существования электромобилей в России пожарные нормы допустили только размещение электромобилей и зарядных станций на наземных стоянках открытого типа у зданий I и II типа огнестойкости. А ведь именно доступность «медленной» зарядки в ночное время — зачастую решающий аргумент «за» для приобретения электромобиля.

Большая часть автомобильных производителей уже объявила о планах полностью перейти на электромобили к 2030–2035 годам. Трансформируется мировая система электроснабжения и структура электропотребления. Игнорировать эти тренды невозможно — мы должны сделать этот переход как можно более комфортным и для пользователей, и для экономики. Будущее электротранспорта невозможно представить без развития ВИЭ.

Инновации Как «цифра» влияет на эффективность проектов альтернативной энергетики
Скачать Содержание
Закрыть