#1 Сетевой маркетинг, 13 апреля 2021
Инструменты , Весь мир ,  
0 

Как в России устроена профессиональная благотворительность

Зинаида Секачева, няня проекта «Больничные дети»
Зинаида Секачева, няня проекта «Больничные дети» (Фото: пресс-служба)
Благотворительность — одна из ключевых составляющих крупного бизнеса, перевод ее работы на профессиональные рельсы позволяет реализовывать даже очень крупные проекты.

Крупный российский бизнес рассматривает корпоративную благотворительность как стратегическое направление деятельности. Это сложившийся управленческий стандарт, считают авторы исследования «Лидеры корпоративной благотворительности в парадигме устойчивого развития» (2019, совместное исследование «Ведомостей» и PwC).

Это мировой тренд, который связан с масштабами бизнеса, отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов: «В процессе развития любого бизнеса наступает «критический момент», когда бизнес становится заметным в обществе, и учредитель занимает свое место в публичном пространстве, договаривается с властями, ведет конкуренцию в установленных обществом границах». Имеет место и оптимизация налогов в рамках, предоставляемых государством.

Почти все компании (98% респондентов) предпочитают работать по собственным и партнерским благотворительным программам: инвестиции в глобальные социальные проекты зачастую приводят к зримым результатам лишь через годы, а в своем проекте имеется возможность количественно показать результаты. «Такие действия являются более «осязаемыми» и «земными» для целевой аудитории», — считает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Алексей Гришин.

Совокупный бюджет шести десятков крупных российских и международных компаний, выделенный на благотворительные цели, только с 2013 по 2016 годы вырос на 400%, с 10 млрд руб. до 43,9 млрд руб, отмечает в отчете «Благотворительность в России» консультант-редактор Philanthropy for Social Justice and Peace Кэролайн Хартнелл.

Расходы российских корпоративных фондов в 2018 году составили 13,9 млрд руб. Это больше объема средств, выделенных из федерального бюджета в 2018 году на социально ориентированные НКО (всего 12,6 млрд руб.).

Работа благотворительного фонда все чаще переводится на профессиональные рельсы — иногда говорят о сервисном аутсорсинге благотворительной политики компании. Ключевой задачей является создание социальной среды, которая привлечет квалифицированный персонал, объясняет Хартнелл.

Благотворительные фонды создают и первые лица российского бизнеса — Фонд Усманова, Фонд Саввиди, Фонд Владимира Потанина, фонд «День первый» Катерины Босов. Есть много пограничных случаев, относить ли фонд к категории частных или корпоративных, отмечает в своем исследовании социолог Наталия Фреик. Фонд может даже не носить имени создателя, но при этом его деятельность во многом направляется убеждениями первого лица бизнеса. «Именно крупные частные фонды, как правило, активно внедряют инновационные решения в сфере благотворительности; в отличие от многих других игроков, у них выше готовность к риску, они могут действовать более гибко и нестандартно», — отмечает Фреик.

Благотворительный фонд аккумулирует средства, анализирует проблемы, вырабатывает действенные решения и стремится эффективно использовать имеющиеся ресурсы. При этом в Москве и регионах есть примеры, когда фонд, созданный как корпоративный, перерастает эти границы, начинает активно привлекать средства компаний и частных лиц, расширяя географию и перечень своих проектов.

Командная благотворительность

Крупные сетевые компании имеют возможность привлекать к числу благотворителей не только средства учредителей бизнеса, но и всех партнеров MLM-структуры.

Так, программа американской косметической компании Nu Skin «Накормите детей», стартовав в 2002 году, сейчас ежемесячно кормит более 150 тыс. голодающих детей Африки.

Российский благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее», кроме прочих, реализует образовательный проект по развитию малого предпринимательства «Мама-предприниматель», позволяющий женщинам из разных регионов России в отпуске по уходу за ребенком после образовательного интенсива начать свое дело.

Благотворительный фонд «Солнечный город», основанный в 2007 году учредителями компании NL International, за 13 лет работы вырос до федерального уровня. Объем средств, вложенных в благотворительные проекты в последние годы, составил почти 270 млн руб.

По словам руководителя фонда Марины Аксеновой, все началось с визита основателей NL International в детский дом для умственно отсталых детей в поселке Ояш (Новосибирская область). Именно тогда возникла идея не просто помочь деньгами, но и заняться благотворительностью на профессиональной основе, вкладывать в фонд ради глобальных изменений.

Системная поддержка команды NL International дает возможность фонду реализовывать по-настоящему общественно значимые проекты, говорит Аксенова. Фонды, которые не имеют такого партнера, ежедневно обречены на оптимизацию расходов по проектам. «Солнечный город» начинался с одного направления работы — помощи детям, которые лежат в больницах без родителей. Сейчас в фонде 14 системных проектов, которые работают в 16 регионах России», — добавляет она.

Без поддержки бизнеса «Солнечный город» мог бы остаться провинциальным фондом с глобальными идеями и мизерными ресурсами, признает Марина Аксенова: «На мой взгляд, такая активная форма профессиональной благотворительности — хороший тон для любой крупной компании».

В «Солнечном городе» общепринятыми являются технологии бюджетирования, планирования, оценки эффективности проектов. Практики бизнес-подходов эффективно работают в некоммерческом секторе, когда сильно ощущается ограниченность ресурса и необходимость использовать его с наибольшей эффективностью.

Поддержка основателей NL International и участников MLM-структуры вместе с активным фандрайзингом самих работников фонда позволяет не только оказывать точечную поддержку, но и реализовывать «длинные» и масштабные проекты, направленные на корректировку проблемных точек в социальной политике государства.

Один из ведущих для фонда проектов — «Больничные дети». В стране дети-сироты попадают в больницы и лечатся там в одиночестве. «Дети постоянно испытывают боль, одиночество и ужас от того, что они в незнакомой обстановке, одни», — говорит Аксенова. Благодаря проекту «Солнечный город» в ряде регионов проблему «больничных детей» удалось снять или снизить ее накал.


По данным Минздрава РФ, в домах ребенка по всей стране находится почти 8 тыс. детей до пяти лет. Каждый из них успевает несколько раз попасть в больницу с обычной простудой или обострениями тяжелых хронических заболеваний. Вместе с ними в палатах могут лежать совсем здоровые малыши — они не болеют, они просто ждут в условиях больницы, пока для них найдут новых родителей или определят в детский дом. Это все «больничные дети» — без сопровождения и поддержки взрослого. У персонала больниц нет возможности сидеть с ними, ставки няни в расписании больниц нет. В год в больницах России находится порядка 12 тыс. «больничных детей».


Фонд набирает, учит и контролирует работу больничных нянь, которые сидят с сиротами в больницах, и взаимодействует с региональными властями, пытаясь добиться, чтобы детей сразу после изъятия из неблагополучной семьи направляли в детский дом, минуя больницу в роли травмирующего «распределителя». «Многое можно было бы решить и на уровне субъекта, если бы была воля, — говорит Марина Аксенова. — Уже шесть лет в Новосибирске детей без показаний в больнице не размещают».

Проектам, призванным изменить систему через легитимные возможности, «Солнечный город» уделяет особое внимание. Практики фонда тиражируются в других регионах, получают поддержку региональных властей и федеральных ведомств.

«Фонд начался с троих людей, которые просто привезли апельсины в детский дом, — говорит Дмитрий Хохлов. — А сегодня у команды фонда 14 глубоких системных проектов, которые реально меняют жизни детей. Что такое NL International — это люди, которые разделяют ценности и идеалы команды проекта «Солнечный город». Десятки тысяч людей, которые также убеждены в том, что жизнь в самых сложных случаях реально изменить к лучшему».


О фонде «Солнечный город»

Проекты и акции «Солнечного города», поддерживает 35 тыс. человек — от сотрудников компании и менеджеров сети до обычных клиентов. В числе партнеров фонда — компании СДЭК, «Мегафон», 2ГИС, Renewal, РЖД, «Газпром нефть», KFC, МТС, авиакомпания «Сибирь», «Сбер», КПМГ.

Фонд реализует и другие проекты. Так, в проекте социализации выпускников детских домов «Наставничество» участвует 421 пара «ребенок — наставник» в Новосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Перми, Уфе, Иваново, Оренбурге, Красноярске, Краснодаре и Иркутске.

В рамках программы «Защитники детства», поддерживаемой властями Новосибирской области, ведется работа с семьями, находящимися в кризисе, функция программы — помочь семье сделать так, чтобы дети остались дома.

Еще одно направление — обучение специалистов отделов опеки и попечительства, детских домов, разработка внутренних нормативных документов.

В рамках проекта по формированию сообщества профессиональных приемных родителей «Новая семья» фонд помогает семьям улучшить жилищные условия, чтобы они могли взять в семью детей-подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья и братьев с сестрами.

В 2016 году министерство образования и науки РФ отметило деятельность «Солнечного города» в решении задач в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Летом 2020 года фонд вошел в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Минэкономразвития РФ.


Компетенция «Российский MLM-бизнес — как московский ночной клуб»
Содержание
Закрыть