Как победить в России контрафакт
Материалы выпуска
Контрафакт распространяется как вирус Рынок Как победить в России контрафакт Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Как победить в России контрафакт

О ситуации в стране с нелегальной продукцией и о способах борьбы с ней РБК+ раcспросил представителей власти и экспертов.

«Наиболее эффективным механизмом по противодействию незаконному обороту является цифровая маркировка товаров»

Фото: пресс-служба

Владислав Заславский,
заместитель директора департамента
системы цифровой маркировки
товаров и легализации оборота продукции
Минпромторга России

«Минпромторг не рассматривает проблематику в сфере незаконной торговли только с точки зрения борьбы с контрафактом. Министерство работает над решением проблемы незаконного оборота в комплексе. Это и контрафакт — продукция, произведенная с нарушением прав интеллектуальной собственности, и фальсификат — товар, который произведен с нарушением технических регламентов Таможенного союза, и так называемая неучтенка — товары различных отраслей, находящиеся в тени. В последнем случае речь идет о фискальной составляющей, в частности о неуплаченных таможенных пошлинах и налогах. Согласно исследованию ТИАР-Центра, проведенного в текущем году, объем оборота непищевой контрафактной продукции в РФ достигает 5,2 трлн руб.

Наиболее эффективным механизмом по противодействию незаконному обороту, на наш взгляд, является цифровая маркировка товаров средствами идентификации. Позитивная динамика изменений в 2020 году на табачном рынке имеет прямую взаимосвязь с введением с 1 июля обязательной маркировки табачных изделий, которой в течение предыдущего года предшествовал эксперимент. Система маркировки предполагает формирование и анализ больших данных, включающих сведения о каждой единице производимого или импортируемого товара и его движении по товаропроводящей цепи до момента выбытия из оборота.

Стоит отметить, что инструмент маркировки полезен не только для надзирающих органов, но и для граждан. Наш партнер — оператор ЦРПТ — создал программу «Честный знак», которая бесплатно устанавливается на любом смартфоне, и уже 1,5 млн подключенных граждан провели проверку 15 млн товаров, в контролирующие органы поданы тысячи заявлений о нарушениях. Результаты эффективности введения обязательной маркировки видны и в других областях. С 1 июля в оборот введено более полумиллиарда упаковок лекарств, произведенных в РФ, в том числе более 317 млн — из списка жизненно важных лекарственных препаратов. По обуви экспертные оценки давали прогноз 400–450 млн пар в год, но в оборот введено почти 1,5 млрд пар. При этом только мобильные группы ФТС изъяли за два месяца 73 т немаркированной обуви. То есть мы видим, какой объем выведен в легальное поле».

«Своей налоговой политикой государство не оставляет потребителям другого выбора»

Фото: пресс-служба

Андрей Лоскутов,
исполнительный директор
Общероссийского движения
за права курильщиков

«Табачная отрасль — самая чистая (0,3% нелегальной продукции) до принятия в 2013 году антитабачного закона, сейчас, семь лет спустя, становится все более налогово проблемной из-за роста доли всевозможной нелегальной продукции. Такую ситуацию планомерным повышением акцизов и отсутствием контроля на границах спровоцировала сама наша власть. Можно вспомнить заявления министра финансов РФ Антона Силуанова, который еще в 2013 году отмечал опасность развития нелегального рынка, призывал с ним бороться, в том числе за счет стимулирования роста акцизов в соседних странах. С того момента подпольная торговля совершила настоящий рывок, удваиваясь каждый год, — сегодня каждая шестая пачка продается незаконно. А эффективная законодательная база для противодействия все еще не сформирована.

Сейчас наконец началось движение по законам, которые должны потеснить серый рынок, — например, предлагается ограничить в объемах перемещение по стране сигарет для личного пользования. Однако одним законом всех проблем не решить, нужен комплекс мер: контроль за транзитом, уничтожение конфискованной продукции, повышение штрафов. Эксперты уже давно говорили о подобных инициативах, а власти не слышали. Или слышали, но предлагали свои. Например, маркировку — как панацею от нелегального товара. Хотя у маркировки лишь еще одна контрольная мера, ее цель — выявлять уже попавшую на рынок нелегальную продукцию, а не бороться с каналами распространения. По данным опроса ВЦИОМа, на маркировку обращает внимание минимальное число потребителей — 14%. Тезисы о том, что маркировка уже поспособствовала обелению рынка, я воспринимаю как попытку выдать желаемое за действительное. В полной мере инструмент заработал только в июле, за это время оказать ощутимое влияние на сокращение нелегальной торговли или тем более на повышение собираемости налогов просто невозможно.

Создалась ситуация, когда деньги, и притом немалые, уходят из кармана потребителей, но не приходят государству. За 2021 год каждый среднестатистический курильщик отдаст государству 27 тыс. акцизных рублей. Вместо того чтобы забрать сверхдоходы у криминала, государство отнимает заработки у граждан и предпринимателей. На рынке сигарет в отличие от нефтяной или газовой отрасли ресурс — это конкретный потребитель. Курильщиков видят только как источник дохода, которому можно лишний раз залезть в карман. Государство должно вернуть контроль над нелегальным рынком. Это не только деньги в казну. Это прежде всего восстановление собственного авторитета.

Однако нет ощущения, что после принятия законопроектов ситуация в одночасье поменяется. На то, чтобы новые механизмы контроля хотя бы частично заработали, нужно не меньше нескольких месяцев. С новым акцизом мы будем жить уже с января, а значит, государство и законопослушный бизнес продолжат нести потери от действий нелегалов».

«Механизмов для роста доходов населения нет, при этом курильщик не может отказаться от своей привычки»

Фото: Денис Бирюков для РБК

Наталья Корниенко,
заведующая научно-исследовательской
лабораторией РАНХиГС

«Мы наблюдаем за табачным рынком с 2006 года, когда в стране произошла реформа налогообложения табачной отрасли. Последние два года, безусловно, вызывают серьезную обеспокоенность именно в связи с тем, что наблюдается резкое увеличение доли нелегального рынка сигарет. Потери бюджета в виде неуплаченных акцизов, а также НДС в 2019 году достигли 135 млрд руб. Кроме этого необходимо иметь в виду скрытые потери в виде затрат на борьбу государства с незаконной торговлей, в частности контрольные функции таможенных органов, Роспотребнадзора, МВД. Эти затраты невозможно подсчитать. Мы до сих пор не знаем, сколько стоит одна проверка, а также сколько придется заплатить за усиление контроля через полгода, когда ставка акцизов возрастет.

Мы понимаем, что текущий год существенно снизил доходы населения. В частности, согласно данным Росстата, средний доход жителей Москвы в 2019 году составлял 72 тыс. руб. в месяц, а в этом сократился до 67 тыс. руб. В Алтайском крае аналогичный показатель упал с 22 тыс. до 20 тыс. руб. При этом ежемесячные расходы курящего населения на табачную продукцию выросли с 10 до 11%. Мы должны понимать, что механизмов для роста доходов населения нет, при этом курильщик не может отказаться от своей привычки. Вместо этого он будет искать более дешевые варианты, а рынок ему их будет предлагать. В то же время жертвовать ради борьбы с нелегальным оборотом Таможенным союзом, прямо говоря, было бы очень неразумно, потому что блага, которые наше государство может получить от его существования, намного выше».

«Россия в тройке мировых лидеров по объему контрафакта между Бразилией и Пакистаном»


Фото: Денис Бирюков для РБК

Олег Барвин,
руководитель департамента
по связям с госорганами
«БАТ Россия»

«Повышение ставки акцизов на табачную продукцию в 2021 году — на 20% вместо запланированных 4% — стало самым резким в истории рынка. В каких условиях это произошло? За время кризиса и пандемии коронавируса доходы граждан существенно снизились. Повышение акциза ведет к увеличению цены сигарет в то время, когда люди ищут более доступный товар. Для нелегальных поставщиков это фактически золотая жила. Только в прошлом году доля нелегальных сигарет в России, по данным Nielsen, составила 15,6%. По объемам продающейся нелегальной продукции Россия в тройке мировых лидеров, между Бразилией и Пакистаном. Недавнее исследования ВЦИОМа показало: 45% опрошенных при покупке обращают внимание в первую очередь на цену сигарет. При этом каждый четвертый курильщик осознанно приобретал нелегальную продукцию, каждый третий из числа опрошенных курильщиков — с низкими доходами.

Из-за экономической ситуации и разного подхода к акцизам в России и соседних странах в следующем году ситуация с потреблением контрафактного табака может драматическим образом ухудшиться. В ближайших странах Евразийского союза цены на сигареты значительно ниже, чем в России. К примеру, пачка сигарет в РФ стоит вдвое больше, чем в Белоруссии, откуда активнее всего везут контрафакт. В следующем году разрыв в ценах только увеличится — в то время как Россия поднимает акцизы в 2021 году на 20%, Белоруссия — только на 10%.

Табачная промышленность формирует до 5% всей доходной части бюджета — это 600 млрд руб. за прошлый год. От продажи контрафакта государство за последние три года недополучило порядка 184 млрд руб. акцизных поступлений. За 2021 год бюджет может недосчитаться еще больше — по разным оценкам, до 250–270 млрд руб., если не реализовать комплексную программу защиты рынка.

Половина россиян считают, что действующая антиконтрафактная политика государства неэффективна. С какими правовыми пробелами надо бороться в первую очередь? Прежде всего мы обращаем внимание регулятора на основные каналы проникновения контрафакта в страну. На практике поток контрафактной продукции из одной только Белоруссии регулярный: если оценить объемы, можно представить, что в среднем каждые четыре-пять часов грузовик с сигаретами пересекает границу. Стоит не только ограничить ввоз табака для личного пользования, но и пересмотреть правила транзитных перевозок подакцизных товаров. Большая часть контрафакта сегодня попадает в РФ якобы с целью транзита в другие страны. Еще одна проблема — это незначительные штрафы за продажу немаркированной табачной продукции. Они составляют для физического лица всего 2–3 тыс. руб.; чтобы окупить этот штраф, нарушителям достаточно продать пару блоков сигарет. Без законодательных решений качественно бороться с таким потоком нелегальной продукции невозможно. Маркировка, несомненно, является полезным инструментом с точки зрения повышения прослеживаемости, но говорить о том, что она в одиночку способна победить контрафакт, нельзя. Множество недобросовестных торговцев остаются за пределами ее видимости, так как проводят товар мимо кассы без чека».

«В 2020 году таможенными органами уже выявлено более 8 млн единиц контрафактной продукции»

Фото: пресс-служба

Сергей Шкляев,
начальник Управления торговых
ограничений, валютного
и экспортного контроля ФТС России

«Нельзя забывать о главном — контрафакт влияет на жизнь и здоровье нашего населения, и мы должны обеспечить его защиту от некачественной продукции. ФТС России ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, который помогает нам бороться с незаконными участниками внешнеэкономической деятельности, не соблюдающими права владельцев товарных знаков.

В 2020 году таможенными органами уже выявлено более 8 млн единиц контрафактной продукции, из них 5 млн, или 66%, — при таможенном декларировании. Поскольку в настоящее время активно развивается интернет-торговля, ФТС России усиливает работу по контролю за недопущением перемещения контрафактной продукции в международных почтовых направлениях. В этой части мы взаимодействуем непосредственно с правообладателями и при наличии от них информации о признаках некачественной продукции в поставках не выпускаем ее в оборот. Отдельным серьезным направлением является работа с товарами после их выхода на внутренний рынок. В этом случае таможенные органы осуществляют контроль за передвижением продукции, следующей из стран ЕАЭС. Например, мы выявили поставки большого количества немаркированной обуви из Казахстана и Киргизии.

Необходимо отметить, что в условиях пандемии зафиксировано значительное снижение количества выявления контрафактной продукции при ее перемещении физическими лицами. Мы выстраиваем работу с представителями бизнеса, правообладателями, за счет чего и выявляются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. В частности, компании могут направлять информацию о возможном обнаружении контрафактной продукции непосредственно через личный кабинет на сайте ФТС России. За счет этого таможенные органы имеют возможность оперативно реагировать на ситуацию и точечно воздействовать на недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Мы также активно взаимодействуем с таможенными администрациями других государств, в первую очередь стран ЕАЭС. В рамках деятельности рабочей группы мы стараемся выработать единые механизмы борьбы с нелегальным оборотом на территории всех членов Таможенного союза. Кроме того, работа ведется и с таможенными администрациями третьих стран, в частности с коллегами из Китая».

«В следующем году доля контрафакта на табачном рынке может превысить 20%»

Фото: Денис Бирюков для РБК

Сергей Катасонов,
депутат Госдумы

«В 2018 году доля незаконного оборота на табачном рынке составляла около 4%, и буквально за два года она выросла до 15%. В следующем году, по нашим прогнозам, показатель может превысить 20%. Чтобы предотвратить дальнейший рост, Госдума работает над целым комплексом законопроектов, которые необходимо принять. В частности, речь идет об ограничении свободного перемещения табачной продукции без акцизных марок через границу РФ, а также по территории страны. Кроме этого предполагается введение минимальной розничной цены. Она должна покрывать налоговые издержки производителей — акцизную составляющую и НДС. В сумме, с учетом себестоимости производства, логистики и других затрат, пачка сигарет меньше 65 руб. стоить не может. Следующий законопроект — об уничтожении контрафактной продукции, а также оборудования, на котором она была произведена. Мы прорабатывали эти меры в течение двух лет, и сейчас задача состоит в том, чтобы их принять.

Также предполагается внести изменения в КОАП, предусматривающие увеличение штрафов за нелегальную торговлю. Сейчас они составляют около 2–3 тыс. руб., и мы намерены поднять их в десять раз. Я полагаю, что грядущее повышение акцизов ускорит все эти процессы и мы сможем переломить ситуацию.

В противном случае, несмотря на то что с учетом повышения акциза в следующем году предполагается получить 80 млрд руб. налоговых поступлений, я прогнозирую, что этот объем будет ниже, чем в 2020-м. Стоит обратить внимание, что по мере роста нелегального рынка падает объем производства легальных сигарет. В 2013 году этот показатель составлял 350 млрд штук, а сейчас сократился до 200 млрд. И это не говорит о снижении курения: произошло смещение потребительского спроса в сторону нелегальной, более дешевой продукции».