Контрафакт распространяется как вирус
Материалы выпуска
Контрафакт распространяется как вирус Рынок Как победить в России контрафакт Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Контрафакт распространяется как вирус

В результате пандемии COVID-19 во всем мире вырос теневой сектор экономики. В России спрос на нелегальную продукцию подстегивают падение доходов населения и различия в госрегулировании по сравнению с соседями по ЕАЭС.
Фото: Getty Images Russia

Ограничительные меры в период коронавируса привели к существенному увеличению оборотов контрафактной и нелегальной продукции, из-за этого по итогам года потери мировой экономики могут составить 3% мирового ВВП, или $2,2 трлн. Такие данные приводит международная исследовательская компания Euromonitor International в своем исследовании, опубликованном в августе 2020 года. Как говорится в исследовании, факторами роста теневого бизнеса стали ограничения передвижения, строгие протоколы гигиены и прямое вмешательство государств в экономику. В ряде стран правительства вводили распределение различных важных изделий, как, например, средств индивидуальной защиты, или сокращали торговые операции, связанные с товарами, не являющимися, по мнению властей, предметами первой необходимости, — это алкогольные напитки, табак, одежда, парфюмерия и проч.

Ограничительные меры, отмечают авторы доклада, нарушили глобальные цепочки поставок, и в некоторых отраслях транснациональные организованные преступные сети воспользовались создавшимся дефицитом предложения и разницей в ценах товаров на локальных рынках. Сильнее всего, говорится в исследовании, расцвела незаконная торговля фармацевтической, табачной, алкогольной продукцией, средствами индивидуальной защиты и личной гигиены, предметами роскоши. Ситуация с контрафактом усугубляется также общим замедлением мировой экономики. «На фоне стагнации мирового экспорта в последние годы торговля контрафактными товарами растет: по данным ОЭСР, доля контрафакта в общем объеме мировой торговли в 2013 году составляла 2,5%, а в настоящее время она уже не менее 3,3%, — говорит завкафедрой международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Владимир Саламатов. — Причем эта статистика не включает интернет-торговлю поддельными товарами, а также продукцию, произведенную и потребляемую внутри стран и иную не выявленную контрафактную продукцию, поэтому реальная доля контрафакта на мировом рынке значительно выше».

Россия в нелегальном тренде 

Что касается России, то, согласно исследованию ТИАР-Центра «Рассадники контрафакта», опубликованному в 2020 году, объем оборота контрафактной непищевой продукции составляет в стране 5,2 трлн руб. Прежде всего это товары легкой промышленности, детские игрушки, бытовая электроника и комплектующие, парфюмерия. И, как считают эксперты, доля незаконной продукции продолжает расти. «Очевидно, что торговцы контрафактной продукцией, не выплачивая налоги и акцизы, получают огромное конкурентное преимущество. Это большая проблема», — комментирует ситуацию заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева.

Как отмечает партнер и руководитель группы потребительского сектора российского офиса Deloitte Оксана Жупина, по результатам опроса, который компания Deloitte провела в июне 2020 года, с контрафактными товарами сталкивались 28% респондентов. Из них 12% приобретали контрафактный алкоголь, 11% — одежду и обувь, 11% — парфюмерию, 10% — косметику.

Незаконный перекур 

Одним из сегментов рынка, который в последнее время показывает наиболее стремительный рост объемов контрафакта, считается рынок табачной продукции. Руководитель по связям с государственными органами компании «БАТ Россия» Олег Барвин уверен, что если сегодня, согласно проведенному в прошлом году исследованию Nielsen, доля нелегальной табачной продукции в России составляет в среднем 15,6%, то в ближайшее время ситуация может драматическим образом ухудшиться — доходы населения снизились, а в следующем году вступит в силу рекордное повышение акцизов на сигареты.

Новый виток дискуссии вокруг контрафакта на табачном рынке спровоцировало внеплановое повышение ставки акциза в 2021 году на 20% вместо запланированных ранее 4%. Тем самым Минфин планирует привлечь дополнительно до 70 млрд руб. на покрытие бюджетных расходов на борьбу с последствиями пандемии. Однако эксперты табачной отрасли опасаются, что подобное повышение спровоцирует двукратный рост доли нелегальной продукции и вместо дополнительных отчислений за следующий год бюджет может потерять от нелегального рынка более 270 млрд руб. — больше, чем за три предыдущих года, вместе взятых. «Растет запрос на более дешевую продукцию. В странах Евразийского союза цены гораздо ниже — например, пачка сигарет в Белоруссии может стоить 50 руб., а у нас такая же — 120 руб. Это создает условия для нелегальных поставок, в погоне за сверхприбылью все больше людей вовлекаются в преступную — деятельность», — объясняет Олег Барвин. Наиболее неблагополучные регионы по контрафакту — те, которые граничат со странами Евразийского союза, особенно вблизи границ с Белоруссией и Казахстаном, отмечает Наталия Исаева. Например, в Челябинской области, граничащей с Казахстаном, где акцизы на табачную продукцию в разы ниже, уровень контрафакта — 23,4%, в Брянске — 42,7%.

Еще одним весомым фактором роста контрафакта является уровень доходов населения отдельно взятых регионов — чем меньше зарабатывают потребители, тем чаще они ищут более дешевые, а значит, нелегальные альтернативы. С текущим уровнем цен о переходе на нелегальный табак уже задумываются потребители с доходом 32–35 тыс. руб. и ниже, отмечает Олег Барвин. Крайне высокий процент нелегальной продукции фиксируется на Кавказе, который отличается одними из самых низких зарплат в России, по данным Росстата. Согласно опросу ВЦИОМа, сегодня каждый четвертый курильщик целенаправленно покупает нелегальные сигареты, чаще это делают те, кто оценивает материальное положение своей семьи как плохое — 29%. Высокие акцизы и цены назвали главной причиной распространения контрафакта 46% опрошенных.

Самым действенным способом борьбы с контрафактом российские власти считают обязательную маркировку товаров. С 1 июля обязательной маркировке подлежат обувь, табак и лекарства. С 1 октября она стала обязательной для парфюмерной продукции. «Система маркировки уже практически завершила интеграцию со всеми системами контроля надзорных органов. Это станет наиболее эффективным инструментом контроля за незаконным оборотом продукции», — уверен замдиректора системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский.

Представители табачной индустрии не считают маркировку панацеей. «Обязательная цифровая маркировка однозначно поможет с точки зрения повышения прослеживаемости, но этот инструмент должен использоваться вкупе с другими мерами влияния и контроля, — добавляет Олег Барвин. — Нужны рейды по точкам, проверки, особое внимание необходимо уделить защите границ от поставок нелегальной продукции. Необходима также системная работа как по принятию новых законов, так и по применению существующих. Это нужно делать в плотном контакте с отраслью». По данным ВЦИОМа, на маркировку при покупке обращает внимание только один из семи респондентов. Помимо снижения цен среди самых действенных для борьбы с серым рынком мер, по мнению опрошенных, усиление контроля на границах и ужесточение ответственности за нелегальный оборот. «Ситуация зависит от регулирования рынков, которое иногда бывает слишком жестким по отношению к легальным игрокам. Это создает условия для их перехода в нелегальный сектор», — подчеркивает Наталия Исаева.