«Выжили компании, которые смогли продавать онлайн-формат»
Материалы выпуска
Череда событий: как коронакризис отразился на организации мероприятий Рынок «Выжили компании, которые смогли продавать онлайн-формат» Компетенция Корпоратив для аватаров: новые форматы мероприятий Инструменты Чей ивент лучше Решения
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Выжили компании, которые смогли продавать онлайн-формат»

О потерях ивент-отрасли в пандемию, перспективах онлайн-мероприятий и судьбе кулинарных мастер-классов РБК+ рассказал сооснователь международной event-компании EventyOn Александр Бланк.
Фото: пресс-служба

— Насколько сильно ивент-индустрия пострадала из-за пандемии?

— Все компании, которые занимаются мероприятиями, так или иначе пострадали. Те, кто делал большие мероприятия, потеряли до 80% бизнеса. Те, кто делал средние или, как наш EventyOn, смог перестроиться и запустить полноценный онлайн-формат, в лучшем случае потеряли от 10 до 40% оборота.

— Многие ли компании ушли с рынка?

— Сложно сказать. Большинство заморозили деятельность. Компаний, которые выбросили белый флаг и заявили, что больше не будут заниматься мероприятиями, очень мало — просто у них нет работы. К началу первого квартала 2021 года будет понятнее, ведь многие надеялись заработать на новогодних мероприятиях.

— Можно ли сказать, что отрасль организации мероприятий пострадала в пандемию больше всех?

— Есть те, кто чувствует себя хуже. Больше всего пострадали, вероятно, продавцы билетов или туров, организаторы концертов. Есть такое выражение: «Большая волна поднимает все корабли». Так что сейчас будет понятно, кто более профессионален.

— Какие цифры потерь, на ваш взгляд, ожидает индустрия по итогам года?

— Думаю, рынок потеряет где-то 50%.

— Какие рецепты выживания были найдены отраслью?

— Основной рецепт, который нашли мы, это умение перестраиваться и работать с клиентами, а также проводить мероприятия в онлайн-формате. Для этого нужно иметь команду, которая умеет построить качественную трансляцию с технической точки зрения, и сотрудников, которые умеют работать «на экран». Это не самая банальная история, поскольку очень многие не умеют делать это хорошо. Наша компания, например, умеет делать онлайн-мероприятия на 2 тыс. человек, а это очень сложная логистика.

Выжили компании, которые смогли научить клиентов покупать онлайн-формат и делать сложные вещи — такие, как, например, одновременная доставка продуктов на 200 адресов. Ведь здесь есть особенность по сравнению с сервисами доставки еды — если те привезут 98% заказов, то это окей, а в нашем случае недоставка еды пяти участникам означает провал корпоратива или дня рождения. Умение построить разные форматы и реализовать их предполагает в том числе наличие сотрудников, любящих учиться и понимающих важность этой новизны. К такому не все компании оказались готовы — к вложению в сотрудников, а не только в развитие продаж.

Нам пандемия дала возможность перегруппироваться и закончить переход от CulinaryOn и тех форматов, которые у нас были, к EventyOn. И мы находим это наше позиционирование более четким — как компании, которая делает онлайн-, офлайн-, кулинарные, арт- и другие вечеринки. Это дало возможность превратиться в entertainment concierge — консьержа развлечений, которым мы, по сути, уже и были последние год-два.

Что касается придумок, то 85% наших мероприятий во втором квартале и 17% в третьем квартале этого года — это онлайн. Мы разработали больше двадцати онлайн-форматов — кулинарные, арт-вечеринки, дегустация вина, игры «Мафия» и «Угадай мелодию», казино и мастер-классы. Мы плотно работали с клиентами и ранее, они захотели к нам вернуться во время пандемии и сделать онлайн-мероприятия.

У нас есть команда, порядка 50 человек, которая занимается активными продажами; мы используем ERP-систему, похожую на разработки от SAP.

— Ваша компания стала известной благодаря кулинарным мастер-классам. Удалось ли перевести их аудиторию в онлайн?

— В Санкт-Петербурге и Москве на открытых мастер-классах, где можно свободно купить билеты, такого перетекания нет. Люди не очень готовы покупать билеты на мастер-классы в онлайне, потому что им комфортнее смотреть это на YouTube или в офлайне. Что касается корпоративных и частных мероприятий, то их перевести в онлайн удалось. Мы придумали несколько сетевых кулинарных форматов, в ходе которых клиентам доставляли упакованные ингредиенты, из которых те готовили блюда в режиме реального времени, веселились и развлекались. Сейчас кулинарные форматы составляют 75% нашего банка предложений. Если говорить об общих потерях, то в Санкт-Петербурге это 20% выручки и больше 30% в Москве. Но средний чек на онлайн-мероприятиях сейчас равен среднему чеку на офлайне.

— Онлайн для индустрии — головная боль или новые возможности? Наверное, в онлайне можно на многом сэкономить…

— Это головная боль и новые возможности для тех, кто умеет работать с головной болью. Есть люди, которые стараются все упростить. Мы же всегда строили свою работу на готовности делать очень сложные вещи. Скажем, в декабре 2019 года мы сделали почти 400 довольно крупных мероприятий. Нет ни одной студии в Москве, кто смог бы физически сделать 120 мероприятий в неделю. Клиенты готовы платить за сложное.

Что касается затрат, то в онлайне вы теоретически экономите на персонале, который мог бы работать на большом мероприятии. Но на аренде площадки, скажем, вы не сэкономите. Отказаться от помещений и наших студий — это выстрелить себе в ногу. Если кто-то хочет делать кулинарные онлайн-мероприятия с трансляцией из квартирной кухни, то надо понимать, что все равно нужен техперсонал, гарантирующий качество трансляции, а также ведущий и шеф. А доставка продуктов на 150 адресов вместо нарезки их в студии — это сложно, вы не можете это сделать на коленке. Так что не думаю, что можно сэкономить в онлайне, если вы делаете что-то масштабное.

— Как будет развиваться ивент-индустрия?

— Многие компании перешли на удаленную работу. Это плохие новости для всех, кто делал большие мероприятия вроде новогоднего корпоратива ретейлера на 3 тыс. человек на стадионе. Этого уже не будет. Но люди, сидящие дома на удаленке, хрупки, уязвимы и не могут работать без социальной структуры и общения с коллегами. Для этого им надо все-таки встречаться физически, и они все-таки будут встречаться офлайн. И мы уже видим компании, которые понимают, что их сотрудники не могут сидеть дома без дополнительной мотивации. Мне кажется, в этих условиях 40–50% мероприятий будет проходить в онлайне, остальное — в офлайне.

Наш самый известный бренд — по-прежнему кулинарные мастер-классы CulinaryOn, основанные в 2012 году. Это самая большая кулинарная студия Европы, которая провела 18 тыс. мастер-классов. Но в международную компанию EventyOn входят и несколько других брендов для арт-вечеринок, винных дегустаций, детских праздников и других мероприятий. Мы организуем корпоративные и частные мероприятия, имея филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Сингапуре и Бухаресте.

Я сейчас смотрю документальный сериал Netflix про баскетболиста Майкла Джордана. Там показывают, что Chicago Bulls не была командой одного игрока — звезд было много, они тренировались лучше всех и в итоге были круче всех. Если ты Chicago Bulls в ивент-индустрии, то тяжелая ситуация на рынке является твоим конкурентным преимуществом.