Дело за малыми
Материалы выпуска
Дело за малыми Решения «Мнение жителей — приоритет» Инструменты «Только жители чувствуют свой город изнутри» Компетенция
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Дело за малыми

Создание комфортной среды на местах должно остановить поток желающих переехать в мегаполисы и привести к развитию удобных для жизни малых городов.
Фото: пресс-служба

Программа «Формирование комфортной городской среды» входит в состав федерального (национального) проекта «Жилье и городская среда». Основная ее цель — обеспечить комплексный подход в развитии современной городской инфраструктуры. Фактически проект стартовал в январе 2017 года, когда была готова вся нормативно-правовая база и сформирован общий объем средств с учетом субъектового софинансирования — 27,2 млрд руб. Силами Минстроя России были разработаны новые правила благоустройства, предусмотрены инструменты общественного контроля, разработана и внедрена система оценки качества городской среды. «Программа запустила процесс благоустройства в малых городах, — говорит начальник мастерской проектирования объектов городской среды Института Генплана Москвы Анна Баданова. — В рамках проекта выделяются достаточно серьезные бюджетные средства. Ежегодно проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, по итогам которого уже было определено 240 проектов-победителей и выделено 15 млрд руб. на реализацию. И для большинства наших малых городов такая денежная поддержка — большая помощь и возможность сделать свои города лучше».

О том, почему для государства так остро на данный момент встал вопрос благоустройства малых городов, рассуждает председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области, советник РААСН Илья Машков: «На необъятной территории России наблюдается демографический кризис, на фоне которого происходит естественное умирание городов, сформированных в индустриальную эпоху, которые в постиндустриальной эре остались не у дел. Чего мы тогда добиваемся, развивая малые города? Все просто. У нас все стремятся переехать в мегаполисы, а нам нужно создать такие условия, чтобы среднестатистическая женщина малого города захотела родить здесь третьего ребенка. Большая семья не лучшее условие для переездов, а значит, они останутся в своем городе». В этом наше отличие от европейцев, считает эксперт: «Например, в провинциальных итальянских городах население крепко привязано к месту жительства корнями, житель небольшой провинции помнит историю своей семьи на протяжении пятисот лет, и обычно он и не думает никуда переезжать».

Четвертый конкурс выявил 160 победителей, в том числе из десяти заявок от Московской области выиграли семь. Всего же за время проведения конкурса подмосковные проекты побеждали 21 раз. Кроме того, область третий год лидирует в рейтинге Минстроя России по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» — начиная с 2014 года благоустроено более 350 пространств — и стала одним из ведущих российских регионов согласно индексу качества городской среды, например в 2019 году 59 городов Подмосковья получили оценку «благоприятная городская среда». По словам министра благоустройства Московской области Михаила Хайкина, работы по созданию комфортной среды могут вдохнуть в города новую жизнь. «Но для этого нужно повышать качество и городского пространства, и качество жизни, развивать внутренний туризм, создавать новые рабочие места», — уверен министр.

«Каждый проект конкурса по-своему уникален и становится своего рода трамплином для последующего шага по благоустройству других общественных пространств в каждом городе, — говорит Анна Баданова. — На этом этапе особенно важной мне представляется поддержка государства, вовлеченность профессионального сообщества в вопросы поддержания системного подхода при формировании следующих этапов по благоустройству территорий».

Историческая составляющая 

Есть общие базовые критерии, которым должен отвечать удобный для жизни город, и самым важным из них Илья Машков называет отношение населения к своему историческому наследию. Именно оно формирует самоуважение, культурную самоидентичность и в конечном итоге влияет на желание или нежелание мигрировать в другой регион. Это целый пласт жизни, многочисленные связи с прошлым, которые находят выражение в том числе в мелочах: как часто производится ремонт зданий, насколько ценят горожане исторические постройки, как сильны традиции в том или ином поселении.

О важности сохранения исторического наследия говорит и архитектор Алексей Воробьев, автор проектов — победителей Всероссийского конкурса создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в Верее, Звездном городке, Орехово-Зуево и Чехове. «При разработке концепций очень важно умение сохранить ту подлинную индивидуальность и самобытность города, которые он копил десятилетиями, а может быть, даже столетиями. Необходимо разрабатывать каждую концепцию индивидуально, с акцентом на местные сообщества и городские святыни, чтобы в угоду срокам, например, или другим факторам, сопутствующим реализации государственных программ, мы в одночасье не уничтожили то, что дали нам прежние поколения».

Однако сегодня мало отреставрировать культурные памятники и обеспечить их сохранность. «При благоустройстве мы всегда учитываем исторический аспект. Но, проектируя центральные пространства таких городов, мы стараемся сделать их максимально насыщенными еще и с точки зрения функционала, и с точки зрения удобства, — говорит Михаил Хайкин. — Например, в Верее — самом маленьком и одновременно одном из самых древних городов региона — мы возвратили центральной площади исторический облик, который она имела несколько веков назад. Но передвигаться по ней не очень комфортно, поэтому для удобства людей с ограниченными возможностями, родителей с колясками вокруг площади мы сделали современные тротуары и установили новые фонари в историческом стиле.

Фактор комфорта 

Функциональность территории — еще одна важная цель благоустройства. «В крупных городах всегда на первом месте стоит транспортная проблема, — приводит пример Илья Машков. — Это объясняется большими масштабами, необходимостью использовать транспорт для преодоления пути из точки А в точку Б. В малых городах масштабы и плотность населения другие, люди в основном ходят пешком — все социальные объекты расположены в пешей доступности, а значит, первоочередной задачей градостроителей становится организация пешеходной среды».

Илья Машков убежден, что пешеходные маршруты обязательно должны выходить в открытые пространства, где создается социальная среда: «Тротуары должны пересекаться со скверами, нужно организовать сеть дорог так, чтобы в одну и ту же точку можно было добраться несколькими путями. Именно так достигается разнообразие, которое необходимо человеку. Разнообразие в любом его виде служит импульсом к творчеству, обеспечивает ощущение свободы».

По мнению Ильи Машкова, в будущем в городах должны преобладать большие пространства, а вот заборам в городах не место. Сегодня заборы уже не обеспечивают безопасность, скорее напротив: плохо просматриваемые территории сложнее патрулировать, они ограничивают возможности по установкам видеокамер, психологически плохо влияют на наше сознание. «В градостроительстве есть такое понятие, как «проницаемость», — это один из критериев хорошего благоустройства, лакмусовая бумажка, демонстрирующая комфортность среды. Плотность застройки вкупе с заборами — идеальные условия для развития массовых депрессий, поэтому от них необходимо избавляться», — считает эксперт.

Экономический аспект 

Еще одним из требований к современным проектам-конкурсантам стала экономическая составляющая: в идеале благоустройство того или иного объекта должно быть целесообразным с любой точки зрения, в том числе его способность приносить деньги. Еще на этапе разработки стратегии необходимо просчитывать различные варианты насыщения территории торговыми объектами, помещениями под аренду, пунктами питания.

Есть примеры, когда за счет благоустройства удавалось полностью изменить уклад жизни отдельно взятого города. И российские примеры в том числе. «В Йошкар-Оле в историческом центре города построили мировую миниатюру, воссоздав реплики архитектурных ансамблей других городов, — рассказывает Илья Машков. — Копии полностью соответствуют оригиналам, включая материалы, и отличаются только масштабом. Рассмотреть все экспонаты за день возможным не представляется — а, как известно, чек туриста за один день не идет ни в какое сравнение с чеком, потраченным за сутки. После создания этого шедевра туристический поток в городе вырос в 600 раз! Безусловно, благоприятный экономический климат положительно сказался и на приросте населения в городе».

Влиять на изменения, которые происходят в городе, могут и сами горожане: участвуя в голосованиях (например, на сайте «Добродел») и общественных дискуссиях, решать, что для них важнее. «На фоне работы с жителями в крупных мегаполисах взаимодействие с горожанами в малых городах всегда носит более адресный характер, — говорит Анна Баданова. — С учетом последних тенденций по проведению полноценного социокультурного программирования территорий жители наших городов становятся непосредственными участниками реализации проектов, начиная от выбора общественной территории и заканчивая контролем за реализацией работ на соответствие первоначальным концептуальным решениям».

Подмосковный опытПодведены итоги IV Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды. Победителями в том числе стали семь из десяти заявок от Московской области. Они получат федеральную поддержку. 


Подмосковный опыт

Исторические поселения

Орехово-Зуево: пешеходная зона «Набережная реки Клязьмы»
Истра: территория от пл. Революции по ул. 15 лет Комсомола до ул. Шнырева
Чехов: территория вокруг пруда реки Теребенки

Малые города (от 50 тыс. до 100 тыс. человек)

Лобня: парк культуры и отдыха «Река времени» на ул. Ленина

Малые города (от 20 тыс. до 50 тыс. человек)

Озеры: территория за кинотеатром «Амигос» и пляжная зона (карьер «Западный»)
Бронницы: территория вокруг озера Бельское от Крымского моста до Старичного, включая территорию вокруг озера
Звенигород: Гостиный город