Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Искусственный интеллект повышает конкурентоспособность компаний

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Растет проникновение решений на основе ИИ в разных отраслях и сферах бизнеса.

В 2020 году более 50% крупных компаний планируют развернуть проекты искусственного интеллекта (ИИ), это на 14% больше, чем годом ранее (данные международной Gartner).

Причем российские руководители ИТ-направлений бизнеса используют возможности ИИ активнее, чем их зарубежные коллеги, отмечают авторы исследования Microsoft «Бизнес-лидеры в эпоху ИИ». В среднем по миру ИИ внедряют 22,3% компаний, в России — 30%.

Еще около четверти отечественных компаний планируют внедрять технологии; согласно данным ВЦИОМа, наиболее востребованы виртуальные помощники (54%), машинное обучение для работы с большими данными (33%) и системы рекомендаций для клиентов (23%).

Отраслей, где не задействован ИИ, практически не осталось, говорит технический директор QIWI Кирилл Ермаков: эффект их применения наиболее заметен в банках, у телеком-операторов, в ретейле.

ИИ-проекты решают задачу «интеллектуализации» рутинных процессов повышения качества клиентской поддержки, оптимизации издержек и обеспечения безопасности предприятий и инфраструктуры городов, отмечает ведущий эксперт компании Huawei по интеллектуальным системам Олег Сиротюк: «Широкое распространение получили цифровые ассистенты, системы автоматической идентификации людей или распознавания номерных знаков автомобилей по камерам видеонаблюдения».

Пограничная станция ИИ Huawei Atlas 500, которая обеспечивает высочайшую производительность и позволяет наделить искусственным интеллектом различные устройства (камеры, дроны, роботы и другие без внесения изменения в их конструктив), например, широко используется в Китае для построения «умных» городов, «умных» офисов, отделений банков и др.

Один из крупнейших коммерческих банков Китая, ICBC, с помощью системы интеллектуальной видеоаналитики на Atlas 500 решил, например, проблему идентификации VIP-клиентов: система формирует траектории важных клиентов в отделениях, анализирует длительность обслуживания и ключевые области их интересов. Это позволяет менеджерам быстрее распознавать VIP-клиента, получать ценную информацию о его поведении и, соответственно, повышать уровень обслуживания.

В России экспертиза компании в области ИИ реализуется в партнерских решениях — например, в интеллектуальной системе безопасности, основанной на аппаратном обеспечении Huawei и системе видеонаблюдения Axxon Next российского разработчика ПО ITV Group. В решении используется энергоэффективный многоядерный ARM-процессор Kunpeng. «Серверы на его базе планируется производить на новом заводе в Нальчике с перспективой дальнейшего увеличения степени локализации», — отмечают в Huawei.

Коммуникации с умом 

Чат-боты и голосовые помощники на базе ИИ повышают скорость обработки обращений и улучшают клиентский опыт. Такая бот-платформа, например, была запущена в 2020 году в Райффайзенбанке. «Четверть обращений в чат-каналы банка теперь закрывается без привлечения специалистов», — говорит руководитель развития канала чатов и чат-бота Райффайзенбанка Илья Щиров.

Совершенствование технологии обработки естественного языка (Natural language processing) позволяет Сбербанку применять решения на основе речевой аналитики для управления качеством в розничных контактных центрах — система на базе ИИ анализирует звонки клиентов и ответы операторов, определяет ошибки и помогает исправлять их. Компьютерное зрение банк использует в лицевой биометрии в отделениях банка и мобильных приложениях.

Универсальная эффективность 

Разработанная СП ВТБ и «Ростелекома» геоплатформа с применением автоматического машинного обучения (Auto ML) позволяет прогнозировать спрос, потоки клиентов и другие факторы принятия решений о расположении торговой точки, офисов, рекламных объектов, а также оценивать инвестиционную привлекательность зданий и земельных участков. Сервисы на базе платформы для прогноза потока покупателей и размещения таргетированной рекламы тестирует «Магнит» и оператор наружной и indoor-рекламы Russ Outdoor.

Рекомендательные системы и модели помогают предсказывать поведение клиентов, говорит руководитель отдела управления клиентскими отношениями, аналитики и стратегии развития клиентов Райффайзенбанка Мария Комиссарова: «Несколько десятков ML-моделей позволяют прогнозировать, как клиенты отреагируют на изменения ставок, какой спрос получит сервис, какой канал оптимален для коммуникации». Алгоритм Next Best Transaction увеличил конверсию программы лояльности на 40%: он помогает предложить клиенту скидку или повышенный кешбэк исходя из его покупательской активности.

ИИ используется в риск-менеджменте и ценообразовании, в юридической экспертизе и оценке правовых рисков при кредитовании, в работе контактных центров и анализе обращений клиентов, отмечает первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин: «ИИ участвует в управлении ликвидностью и лежит в основе работы систем поддержки принятия решений».

Технологии повышают эффективность телекоммуникационного бизнеса. Например, AdTech-сервис «Билайна» на базе ИИ — «ТВ-Аналитика» — позволяет определить оптимальное время и канал присутствия целевой аудитории и провести анализ эффективности рекламной кампании на ТВ.

И даже помогают в поиске пропавших: решение «Beeline AI — Поиск людей» на базе нейросети распознает людей на фотографиях, полученных волонтерами «Лиза Алерт» с дронов. Время на просмотр и сортировку снимков сокращается в разы, что повышает скорость поиска.

В промышленности ИИ обеспечивает безопасность и энергоэффективность, позволяет управлять качеством продукции и увеличивать объемы производства за счет отказа от ручного управления. Решение на основе ИИ помогло «Северстали» увеличить в этом году производительность непрерывно-травильного агрегата № 3 (через него проходит около половины металла, поступающего в холодный прокат) более чем на 6,5% — это около 80 тыс. т в год.

Не предел роста 

Российский рынок решений ИИ — один из наиболее зрелых и динамично растущих, отмечает Олег Сиротюк. Это результат господдержки инициатив, развитой конкуренции компаний-разработчиков, сильной академической подготовки специалистов. Один из главных факторов развития ИИ в организациях — высокая конкуренция в банковском секторе, рeтейле, телекоме. Уже сегодня рынок требует в шесть-семь раз больше экспертов в области Data Science, чем три года назад, считают в Сбербанке.

Для сравнения: в китайской Huawei в R&D в области ИИ вовлечено более 96 тыс. человек — это почти половина всех сотрудников компании. Такой охват позволяет участвовать в глобальных проектах — например, интеллектуальный кластер Huawei Atlas 900 использует Шанхайская астрономическая обсерватория в рамках создания крупнейшего в мире радиотелескопа для исследования Вселенной. Программа инициирована 20 странами в 1993 году, ее годовой объем данных оценивается в 600 петабайт; кластер позволил повысить скорость их анализа и обработки с 200 дней до десятков секунд. 

«Умная» помощь

Пандемия повысила спрос на ИИ в здравоохранении. Мировой рынок ИИ в медицине, по данным ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», к 2025 году увеличится в десять раз и достигнет $13 млрд. 78% медорганизаций внедряют или планируют внедрять ИИ-решения. Технологии помогают быстрее находить изменения в состоянии пациентов, определять схемы лечения и распределять медицинские ресурсы.

Система диагностики медизображений на базе ИИ ускоряет анализ результатов компьютерной томографии, автоматической классификации пневмоний, визуализации очагов поражения, чтобы обеспечить своевременное лечение пациентов в тяжелом состоянии. Влияние человеческого фактора и риск ошибок при этом снижается. Такое решение уже апробировано Huawei совместно с итальянским предприятием Advanced Global Solution.

Скачать Содержание
Закрыть