Решения , Весь мир ,  
0 

«Мы готовы обучить любую команду, главное — наличие отличной идеи»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как сегодня следует обучать специалистов для российских высокотехнологичных отраслей, РБК+ рассказал управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Олег Подольский.

— Развитие высоких технологий, внедрение «цифры» — это вызов сегодняшнего дня. Как вы считаете, мы готовы на него ответить? Каков общий уровень подготовки цифровых специалистов в России?

— Наши ИТ-специалисты были и продолжают быть востребованными не только в России, но и за рубежом. Математическое и техническое образование, которое дают сегодня ведущие кузницы — МГУ, МГТУ, МФТИ, ВШЭ, МИФИ, МАИ, ИТМО и многие другие российские вузы, востребовано в других странах еще с постсоветских времен. Это то фундаментальное образование, значение которого в подготовке цифровых кадров для новой экономики сложно переоценить.

При этом на национальном уровне мы испытываем дефицит как профессионалов для ИТ-отрасли, так и более существенную нехватку кадров для различных «оцифрованных» профессий. Здесь мы говорим не только о людях с высшим техническим образованием из ИТ-отрасли, но и тех, а возможно, в первую очередь тех, кто трудится в различных секторах экономики: от социально-значимых сфер, таких как здравоохранение и образование, сферы обслуживания до легкой и тяжелой промышленности, и испытывает серьезную потребность в обеспечении необходимых компетенций в соответствии с новым цифровым укладом экономики.

Чтобы понять масштаб этой потребности, достаточно одной цифры — 300 тыс. специалистов в ИТ-отрасли в год. Это то количество высококвалифицированных кадров, которыми должна быть обеспечена цифровая экономика к 2024 году. Они будут создавать и поддерживать скелет национальной цифровой экономики.

Перед нами стоит задача готовить специалистов такими темпами, чтобы в ближайшие десять лет их количество сравнялось с другими развитыми странами. Например, доля цифровых профессионалов в США составляет 4,2%, а у нас это чуть более 2%.

— Госслужащим и бизнес-руководителям часто недостает цифровых знаний. В чем это выражается на практике?

— Мышление и методы управления госчиновников и топ-менеджеров в коммерческих организациях часто слишком стандартизированы, и это не позволяет им эффективно действовать в сложных ситуациях Бывает, что не хватает знаний, понимания сути использования данных в управлении и отдельных цифровых технологий, равно как и осознания того, в каких ситуациях и для решения каких задач эти технологии можно использовать. Также базово нужно развивать навыки использования цифровых инструментов. У нас сегодня на государственном уровне по-прежнему много процессов по сбору данных происходит вручную, на бумажных носителях, что увеличивает и сроки обработки информации, и сроки принятия решений, и соответствующую результативность.

Мы стали искать решение этой проблемы. Нужна была программа, которая даст возможность изучить механизмы оптимизации процессов сбора данных и одновременно позволит применять эти механизмы там, где необходимо. Для нас изначально было очень важно отойти от формата «обучение на всякий случай». Цифровая экономика — это прежде всего эффективность и оптимизация, а значит, и кадры для нее должны быть эффективные. Получать знания ради знаний — большая ошибка. В результате мы разработали программу КЛИК, в основу которой заложили идею: знания должны работать. Если ты чему-то научился, но для тебя после этого ничего не изменилось — ты зря потратил время.

В программу КЛИК пришли команды, которые точно знали, что хотят изменить, но не до конца понимали, как это сделать. Они пришли не прослушать очередной курс лекций, а решить задачи, которые стоят перед ними уже сегодня. В КЛИКе были и госслужащие, и представители бизнеса, которых отправили руководители ради повышения эффективности.

— Была ли проблема постановки технического задания со стороны руководителей как госорганизаций, так и частных предприятий?

— Техническое задание — это детализация бизнес-задачи. Каждый управленец должен понимать, как текущие задачи выглядят в оцифрованных данных, чтобы их потом можно было собрать, проанализировать, сопоставить с другими данными, хранить и безопасно передавать, чтобы в итоге управлять производственной результативностью. Во многих организациях руководителям не хватает именно этих знаний. Впрочем, хорошо уже то, что в госорганизациях, в федеральных министерствах и региональных ведомствах появляются такие позиции, как Chief Digital Transformation Officer — руководитель по цифровой трансформации.

Эти люди выступают своего рода переводчиками и постановщиками задач между теми, кто формулирует задачи развития со стороны государства, и поставщиками цифровых решений. Но один в поле не воин. Поэтому на программе КЛИК мы решили объединять участников в команды и дать им возможность создать и проработать собственные проекты.

— Программа будет полезна только управленцам высшего звена?

— Нет, линейные менеджеры, которые отвечают за проектирование и внедрение тех или иных продуктов с использованием данных и различных цифровых решений, также могут пройти обучение. Если говорить о командах с участием высшего и среднего менеджмента, то они принимают участие на втором уровне программы КЛИК, где создаются и прорабатываются конкретные цифровые проекты.

У нас есть базовый уровень под названием «Интенсив», где проходить обучение могут все желающие 18+, имеющие высшее профессиональное образование и зарегистрированные на платформе Leader-ID.

— Особенностью программы КЛИК является формирование антикризисных команд, которые будут обеспечивать дата-центричными решениями. Какие это могут быть проекты?

— Дата-центричное решение — это проект или сервис, в основе которого лежит работа с данными. Например, расчет необходимого количества человеческих ресурсов для запуска высокотехнологичного производства через четыре-пять лет, исходя из большого числа переменных, связанных с продуктами и процессами производства. Или взять, к примеру, снижение срока ответа на запрос граждан в какую-либо государственную организацию. С помощью правильно настроенных алгоритмов и больших данных можно предсказывать аварийность на дорогах.

Одно можно сказать точно: все эти проекты имеют важное социально-экономическое значение как на местном, так и на федеральном уровне.

— Сейчас программа бесплатная, но с 2021 года вводится обязательное софинансирование. Оно планируется только для частных компаний или для государственных тоже?

— Объем поддержки в отношении коммерческих проектов действительно будет варьироваться от 25 до 75%. Бизнес должен получать результат и генерировать прибыль. Отношения в части инвестиций в человеческие ресурсы со стороны государства и коммерческих компаний должны быть равноценными. На каждый вложенный государством рубль в программе мы ожидаем зеркального ответа от коммерческих компаний, заинтересованных в развитии собственных человеческих ресурсов и бизнеса в целом. Некоторые частные компании, которые стали участниками программы КЛИК, уже высказали готовность инвестировать. Поэтому мы будем четко разделять уровни. Базовый — «Интенсив» — останется бесплатным для всех. Все, что касается более глубокого развития команд и их проектов, потребует более серьезных взаимных усилий. Самая дорогостоящая часть программы связана с акселерацией проектов. В КЛИКе задействовано более 400 трекеров, тьюторов и экспертов, которые не только делятся своими знаниями и опытом, но также помогают участникам запустить проект.

— Работа экспертов и менторов оплачивается?

— Да, безусловно. Но мы нацелены мотивировать экспертов на более качественную работу с командами не только материально. Вопрос не столько в оплате их труда, сколько в последующей их работе в проекте, а также вовлеченности за счет удобства работы с участниками программы в режиме онлайн. Сейчас мы думаем над тем, как сделать удаленную коммуникацию еще более простой и удобной, какие процессы автоматизировать, учитывая, что охват участников большой — это более 5 тыс. чиновников и представителей коммерческих компаний.

— Обучение будет и дальше проходить онлайн?

— Мы следим за развитием ситуации с пандемией и планируем в связи с этим корректироватьпрограмму. С другой стороны, тот формат, который есть сейчас — онлайн, получил одобрение почти всех участников. Раньше для многих частных и государственных организаций отправлять специалистов на обучение было весьма проблематично. Это требовало больших финансовых и временных затрат. Сейчас обучать людей стало проще, хотя и требования к качеству образования в режиме онлайн растут. Важно организовать процесс так, чтобы люди были вовлечены в обучение, не отвлекались и на выходе показывали результат.

— Какие результаты должны показать команды, которые участвуют в акселерационно-образовательной программе КЛИК?

— В зависимости от сложности задач это могут быть уже готовые решения либо прототипы готовых решений; проработанная концепция и план реализации до шести месяцев, а также техническое задание для ИТ-специалистов, содержащее отчеты по проведенным исследованиям и экспериментам с данными.

— Могут ли на КЛИК прийти со своими проектами представители малого и среднего бизнеса?

— У нас есть критерии отбора компаний, с формальной точки зрения они не самые строгие. Другое дело, что при отборе именно проектных задач приходится обращать внимание на то, есть ли у проекта набор данных или знает ли команда, как его получить, какова важность и перспективность будущего проекта, какую социально значимую задачу планирует решить команда и т.д. Мы готовы обучить любую команду — главное, чтобы была отличная идея, которая основана на данных и которую легко можно будет транслировать в другую отрасль или масштабировать на уровне страны. В этом году средний бизнес, возможно, не успел среагировать на программу: крупные частные и государственные компании быстро заняли все места. Но в следующем году возможностей для обучения будет больше.

— Буквально на днях вы отобрали топ-30 приоритетных проектов. Будут ли им помогать в финансировании, поиске инвесторов?

— Любой команде, независимо от того, разрабатывает она проект внутри крупной корпорации либо это стартап, важно иметь поддержку. Мы будем прикладывать все усилия для того, чтобы на выходе о командах и их проектах узнавали институты развития, а перспективные цифровые решения для госорганизаций имели возможность получить поддержку в рамках федеральных или региональных проектов.

Также важно — и мы планируем это делать со всеми партнерами КЛИКа — создать коммуникационную среду вокруг проектов, чтобы авторы решений находили поддержку со стороны экспертов, получали отзывы от потенциальных потребителей и могли рассчитывать на внешние инвестиции. Проще говоря, развивали других и развивались сами.

Инструменты Цифровой дефицит
Содержание
Закрыть