«В России дефицит кадров для цифровой экономики, который объясняется существующим в сфере образования разрывом между формируемыми в процессе обучения компетенциями и реальными потребностями высокотехнологичного сектора, быстрым обновлением цифровых технологий и запоздалым включением этих технологий в учебный процесс, а также ригидностью образовательной системы, которая не готова динамично адаптироваться под потребности изменяющейся действительности реального сектора экономики», — говорит директор Института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова.
При этом сегодня практически не осталось специальностей, которые могли бы себе позволить игнорировать всеобщую цифровизацию, указывает Мария Образцова: «Внедрение новых подходов в процесс обучения на всех стадиях сегодня требуется везде — от детского сада до профессиональной переподготовки».
Перед аналогичными вызовами стоят и другие страны. По данным исследования The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), технологические трансформации в компаниях к 2025 году приведут к изменениям бизнес-задач и структуры рабочих мест. Каждому второму сотруднику придется пройти переквалификацию, так как имеющихся навыков не будет хватать для выполнения рабочих обязанностей. А по данным IDC, проводившей исследование цифровой трансформации бизнеса, только 3,5% сотрудников компаний полностью соответствуют современным требованиям. При этом к 2025 году ожидается появление 97 млн новых рабочих мест в сферах искусственного интеллекта и облачных технологий.
«Цифровая трансформация бизнеса необходима, чтобы добиться конкурентного преимущества и роста, однако внедрение инноваций невозможно, если оно не подкреплено повышением квалификации сотрудников и культуры взаимодействия», — отмечает руководитель направления по работе с организациями образования и науки Microsoft в России Елена Сливко-Кольчик.
Понимая это, многие государства активно внедряют программы повышения квалификации и переподготовки специалистов всех уровней с упором на знания и навыки, отвечающие запросам цифровой экономики.
Так, Финляндия за ближайшие два года планирует обучить 1% граждан основам искусственного интеллекта на базе онлайн-курса Elements of AI, разработанного Университетом Хельсинки. Всего же с 2017 года в соответствии с национальной стратегией развития ИИ пройти обучение технологиям машинного обучения и работе с данными должны около 1 млн граждан — это четверть всего взрослого населения страны.
Базирующийся во Франции Европейский университет INSEAD предлагает открытую программу обучения бизнес-лидеров цифровой трансформации и инновациям (Digital Transformation & Innovation). Его авторами отдельно выделено направление по искусственному интеллекту (AI for Business), сфокусированное на практическом аспекте применения технологий ИИ для прикладных деловых задач, а также на оценке экономических эффектов от таких инициатив и подходах к оценке результатов работы дата-сайентистов (data scientists).
В Сингапуре, который все последние годы возглавляет рейтинги цифрового развития, уже шесть лет действует государственная программа «Умная нация», в ходе которой большое внимание уделяется не только развитию высокотехнологичной экосистемы компаний, тестированию решения городских проблем с помощью цифровых сервисов и платформ, но и подготовке кадров — людей, способных управлять и направлять цифровую трансформацию на государственном уровне.
Источники мотивации
Россия тоже активно внедряет новые подходы к обучению специалистов; помимо изменения традиционных образовательных программ вузов реализует программы повышения квалификации для сотрудников госструктур и коммерческого сектора. Так, в рамках программы подготовки команд цифровой экономики КЛИК, реализуемой Университетом 2035 совместно с Университетом Иннополис, с сентября 2020 года уже прошли обучение более 5 тыс. специалистов. Открытые лекции «КЛИК-Интенсив» были просмотрены за этот период более 130 тыс. раз.
Основная акселерационно-образовательная программа КЛИК рассчитана на действующих сотрудников госсектора и корпораций. В отличие от обычных курсов повышения квалификации она направлена на командную работу в рамках реализации конкретных прикладных бизнес— и социальных проектов. Специалисты, проходящие обучение, не просто получают новые знания и навыки, но и должны применить их на практике уже в процессе прохождения программы. Здесь выпускная работа — это и подтверждение теоретических знаний, и итоговое тестирование, и защита конкретного проекта, созданного командой в рамках программы обучения с участием экспертов и опытных трекеров, подчеркивает руководитель программы КЛИК Мария Спиринг.
Для обучающихся это добавляет мотивацию и дает возможность применить новые компетенции прямо на рабочем месте вместе с коллегами уже в рамках программы. Для работодателя — позволяет добиться конкретных практических результатов обучения сотрудника, повысить эффективность бизнес-процессов или реализовать необходимые проекты — а значит, получить более высокую отдачу на инвестиции в повышение квалификации сотрудников, уточняет Мария Спиринг. По ее словам, к обучающимся предъявляются довольно высокие требования. Из более чем из 800 команд до финала программы успешно дошли чуть более 600.
Проекты, разработанные участниками команд-финалистов, оценивались не только экспертами, трекерами и менторами КЛИК, но и непосредственно работодателями. «Программа КЛИК дала дополнительный импульс текущим проектам, поскольку в качестве учебных тем были выбраны реальные рабочие задачи», — говорит заместитель генерального директора по логистике «Почты России» Игорь Чебунин. По его словам, в итоге в одной из групп родилась жизненная инновация — использовать данные телематики для более точного измерения использования автопарка: «Новая идея полезна для компании и реализуема на практике. Команда подобралась активная и ответственная, и в проработке проекта уже использовали новые подходы из курса — и гипотезы с проверкой данных, и анализ стейкхолдеров, и анализ рисков, и многие другие инструменты». Несмотря на сжатые сроки обучения, можно сказать, что ожидания оправдались. Курс, безусловно, внесет свой вклад в ускорение цифровизации компании и повышение ее эффективности, констатирует Игорь Чебунин.
Глава департамента проектного управления и цифровой трансформации АО «Трансмашхолдинг» Константин Горбач считает, что те навыки и компетенции, которые обучающиеся получают в рамках программы КЛИК, необходимы для внедрения цифровых решений в повседневную работу компании: «Без компетенций в этой области осмысленная работа с данными невозможна. Такое обучение увеличит количество амбассадоров цифровизации, что повысит эффективность работы в целом». Важно, чтобы в функциях, которые далеки от цифровизации, появились люди, которые понимали, зачем это делать, находили применение «цифре» и предлагали свои проекты, считает он.
Прикладные вопросы
Как показал опрос, проведенный консалтинговой компанией KMDA в третьем квартале 2020 года среди более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний. «Процесс массового обучения по цифровому направлению к 2024 году должен охватить несколько миллионов человек», — констатирует специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. В том числе исходя из задач направления «Кадры для цифровой экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», к 2024 году более 174 тыс. госслужащих должны получить компетенции в области управления данными, цифровой трансформации и госуправления.
В рамках программы КЛИК команды решали прикладные вопросы и участвовали в реализации вполне конкретных бизнес= и социальных задач, в основе которых лежит работа с большими данными и их анализом. Направлений, по которым команды работали над проектами, много: это медицина, транспорт и логистика, финансы, оптимизация оказания услуг и даже предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Например, команда территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области работала над проектом персональных рекомендаций по своевременному обращению граждан за медицинской помощью. Это позволит в перспективе не только снизить заболеваемость, но и уменьшить смертность населения, вовремя обнаруживая тяжелые заболевания. В медицинской отрасли реализовывала проект и команда из Башкирского медицинского университета, предложив более эффективную маршрутизацию пациентов с болезнями системы кровообращения, что позволит снизить число смертей от сердечно-сосудистых заболеваний более чем на 20%.
Команда «Росстата» из Ярославля решала проблему определения приоритетов финансирования отраслей бюджетной сферы, с помощью статистических моделей упростив принятие решения о корректировках бюджетов. А участники программы из ФНС РФ работали над проектом, который повышает эффективность прогнозирования макроэкономических показателей на основе данных, полученных от контрольно-кассовой техники. Команда Липецкого управления транспортом разработала механизм оптимизации маршрутно-транспортной сети таким образом, что доходность некоторых городских маршрутов повысится более чем на 10%. В свою очередь, команда управления космического мониторинга МЧС России работала над системой автоматизированной обработки данных о выездах на пожары.
«Перечисленные проекты представляют лишь часть финалистов акселерационной программы КЛИК. Их объединяет несколько важных особенностей. Во-первых, они основаны на получении и обработке больших массивов данных, которые составляют суть цифровой экономики. Во-вторых, еще недавно работа с такими данными была невозможна либо экономически нецелесообразна. Лишь сейчас, по мере развития технологий и распределенных вычислительных систем, они стали активно использоваться во всех областях», — резюмирует Мария Спиринг. Все подобные проекты можно реализовать лишь при командном взаимодействии целого ряда специалистов — от менеджеров, ставящих задачу и принимающих управленческие решения, до ИТ-специалистов, data-science инженеров и экспертов предметных областей, добавляет она.