Пандемия стала кризисом, не похожим ни на один другой. Он затронул абсолютное большинство компаний, даже если те от сложившейся ситуации выиграли. В любом случае введение чрезвычайных мер и перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим потребовали существенных изменений в подходах к управлению. В большинстве компаний произошли значительные изменения в управлении персоналом, маркетинге, планировании и онлайн-продажах, отмечают авторы совместного исследования «РБК Исследования рынков» и SAP.
Возросла вовлеченность в операционные и стратегические вопросы бизнеса советов директоров (37 и 23% соответственно) и акционеров (17 и 27%), комментирует основатель и член совета Клуба независимых директоров «Сколково» Татьяна Олифирова результаты совместного с EY исследования «Влияние пандемии COVID-19 на деятельность совета директоров». Собственники компаний будут внимательнее анализировать риски бизнеса (83%) и работу компаний, говорится в исследовании.
Пандемия изменила контекст деятельности компаний: 72% представителей бизнеса ожидают долгосрочного изменения практики использования ИТ, 61% — принципов использования офисного пространства.
Глобальные технологические лидеры продлили режим удаленной работы за горизонт ожидаемого окончания пандемии. Это приведет к массовой реструктуризации бизнес-процессов в корпоративном секторе с вытеснением существенного объема деятельности из офлайна в онлайн в ближайшие два-три года, полагает заместитель директора Аналитического центра при правительстве РФ Роман Костенко (лауреат «Choiseul 100 Россия» 2019 года).
При этом коронакризис обнажил управленческие вызовы корпоративного бизнеса, заставив работодателей и работников заново взглянуть на систему взаимоотношений, говорит председатель правления Росэксимбанка Азер Талыбов: «Результат — глобальная цифровизация и введение новых стандартов. По сути, произошла комплексная цифровая трансформация». Компании, которые смогли принять этот вызов и ответить на него, показали свою эффективность и, скорее всего, будут практиковать такую форму взаимодействия в будущем, те же, кто не смог адаптироваться, навсегда потеряют свои позиции, уверен он.
Пандемия заставила всех осваивать новые технологии. Те изменения в сфере цифровизации, на которые ушли бы годы, произошли всего за пару месяцев. И этот внешний импульс будет иметь пролонгированное действие и на бизнес, и на людей, и на взаимодействие «бизнес — человек» и «бизнес — бизнес», констатирует вице-президент и директор Центра перспективных направлений бизнеса «Сбера» Андрей Карташян.
Новая коммуникация
Как показала практика, дистанционные средства связи могут компенсировать отсутствие даже очной международной коммуникации, говорит генеральный директор компании «Промышленные силовые машины», участник «Choiseul 100 Россия» Андрей Медведев. По его словам, режим онлайн-конференции позволял компании во время тотального локдауна вести международные переговоры и даже проходить виртуальный тур по цехам иностранных партнеров.
На удаленке мы работали даже эффективнее, рассуждает исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания» Игорь Семенов (участник «Choiseul 100 Россия»). По его мнению, это результат способности договариваться с сотрудниками, предложить им ценность, которая станет мотиватором: «Получение прибыли невозможно без работников, которые испытывают счастье от того, что делают. Наша задача — сделать так, чтобы людям нравилось работать, нравились решения, принимаемые в компании, цели, которые мы ставим».
Цифровизация спроса диктует новые стандарты и требования к технологичности компаний, добавляет Азер Талыбов: «Текущий кризис — время возможностей для технологичных структур занять новые ниши там, где находившиеся до сей поры неэффективные компании не справились с новыми обстоятельствами. Это касается и поставки товаров, и сферы услуг».
Социальная сопричастность
По данным Deloitte, для 79% компаний энергетической и добывающей отраслей, например, формирование чувства сопричастности крайне важно для успеха в ближайшие полтора года.
Даже на уровне руководителя среднего звена заметно, насколько важен социальный контракт, насколько щепетильно должны выстраиваться переговоры для его достижения, отмечает заместитель начальника Красноярского агентства фирменного транспортного обслуживания (ОАО «РЖД») Евгения Романихина. В период пандемии, по ее словам, выросла потребность в открытом диалоге с людьми — будь то клиенты или сотрудники, в достижении договоренностей и планирования без четкого понимания ближайшего будущего.
Современные вызовы очень противоречивы, продолжает Евгения Романихина: «Ситуация требует от лидера, с одной стороны, эмпатии, с другой — умения поддержать дисциплину». Поэтому лидеры подвергаются серьезной проверке на прочность.
Изменения и забота — два главных слова, которые пандемия перевела в разряд первоочередных для лидеров любого уровня, говорит Андрей Карташян: «Мгновенная реакция на колебания в ситуации, потребностях и настроениях клиентов, на которых сегодня самое большое влияние оказывает коронакризис, — это то, что помогает бизнесу быть на плаву». Забота о здоровье сотрудников — это и забота о клиентах, ведь получение услуг в безопасном режиме позволяет не растерять их, а где-то и приумножить.
При этом мировая практика показывает: современный лидер — в первую очередь живой человек. Топ-менеджеры столкнулись с теми же проблемами, что и их подчиненные, отмечают в международной KPMG: более трети (39%) руководителей компаний в мире пострадали от COVID-19 лично или заболел кто-то из членов их семей. В итоге 55% гендиректоров изменили меры реагирования на пандемию, 65% осознали, что общественность ждет от бизнеса помощи в решении социальных проблем, 76% готовы стать лидерами перемен в социальных вопросах.
Скорость реакции
Пандемия и связанные с ней события в мировых экономиках, безусловно, нанесли многим лидерам ощутимый удар, отмечает Игорь Семенов: «Все с разной скоростью адаптировались к новой реальности. Мы постарались сделать это быстро: например, уже в марте этого года запустили первое в России и СНГ производство спецтехники на литий-ионных батареях для горнодобывающей промышленности».
Степень неопределенности обстоятельств внешней среды, на которые лидер, руководитель не может повлиять, по словам Андрея Медведева, выросла в разы: «Это действительно требует от бизнеса, от его руководителя определенной скорости реакции». Готовность к изменениям становится важным лидерским качеством.
Воспитание лидеров
Человек может даже не понимать, что он лидер, говорит Игорь Семенов. Чтобы это осознать, порой нужны обратная связь, признание, поддержка, мотивация и помощь в раскрытии потенциала. По словам участника «Choiseul 100 Россия», для него таким толчком стал проект французского института Choiseul. Он не просто попал в рейтинг молодых лидеров России по версии Choiseul 100 2019 года, но и менее чем через год запустил в России вместе с французской компанией совместное машиностроительное производство горнодобывающей техники. «Благодаря этому проекту в России мы создали рабочие места, загрузили производственные мощности, разместили заказ на российскую сталь и комплектующие, а также удешевили для российских горнодобывающих компаний передовые французские технологии», — говорит Игорь Семенов.
Подобные проекты меняют восприятие себя, констатирует Евгения Романихина: «Мы понимаем, что наши устремления не должны ограничиваться государственными границами, местом жительства, полом или возрастом». По ее словам, площадки, направленные на развитие и поддержку лидерских качеств, такие как, например, государственный проект «Лидеры России» или французский Choiseul 100, — по своей сути социальные лифты: «Я участвую в обоих этих проектах. И это уникальная возможность для девушки, чье детство прошло в небольшом шахтерском поселке».
В бизнесе важно общение, обмен опытом, и тем более с иностранными коллегами и партнерами из развитых стран — к примеру, с Францией, где автоматизация промышленности на порядок более развита, отмечает Андрей Медведев. Участие в прошлом году российской делегации «Choiseul 100 Россия» в Париже дало ему возможность увидеть изнутри, как устроен французский бизнес, найти потенциальных партнеров. По словам лауреата, площадка Института Choiseul — это своего рода акселератор для лидеров и новых совместных франко-российских проектов.
Коронакризис действительно обнажил массу вопросов, которые современным молодым лидерам предстоит решать во всех странах, и лучше это делать сообща, резюмирует президент Франко-российской торгово-промышленной палаты и партнер EY Эммануэль Киде: «Это в том числе климатическая повестка — вопросы «зеленого» восстановления экономик, декарбонизация промышленности, развитие возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, повышение надежности систем здравоохранения и рынка труда в условиях дистанционной занятости».
Общество сильно изменится. И поэтому сегодня, чтобы в процессе трансформации люди не стали замкнутыми в границах только своих стран, поддержание диалога важно и на уровне лидеров государств, и на уровне лидеров бизнеса, в нашем случае между Францией и Россией, добавляет Эммануэль Киде.