Спасительные барьеры
Материалы выпуска
Дорожная карта Подмосковья Инструменты «Мы стремимся повысить комфорт жителей» Компетенция Спасительные барьеры Решения Сообщение без границ Инструменты Карта крупных дорожных объектов Подмосковья Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Спасительные барьеры

Для обеспечения безопасности на автомобильных и железных дорогах необходимы комплексные меры: организация пешеходных переходов, установка ограждений, дополнительное освещение.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
В 2020 году команду Московской области отметило правительство РФ за достижение наилучших показателей нацпроекта. На региональных дорогах, в том числе были проведены комплексные работы по повышению уровня безопасности. Согласно целевым показателям нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» для региона в результате количество основных мест ДТП должно снизиться на 20% по сравнению с 2017 годом, а показатели смертности в дорожных авариях — упасть до 12 человек на 100 тыс. населения. «В результате комплексных мер, включающих в себя обустройство дорог, организацию эффективного управления и межведомственного взаимодействия и изменение поведения водителей, достигнуты значительные результаты. За три года количество погибших на 10 вылетных трассах сократилось на 52%, а на 79 наиболее аварийных дорогах области — на 74%», — говорит министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик.

«Умные» светофоры

В этом году, в частности, на дорогах области появилось 100 новых светофоров классического типа Т-1, а также 200 новых светофоров типа Т-7. Последние — это устройства с одной секцией, которая горит желтым светом. Их используют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, чтобы дополнительно привлечь внимание водителей и пешеходов. Светофоры стандартного типа обустраивают на перекрестках дорог для направления автомобильных потоков — всего их в регионе установлено порядка 900. На некоторых светофорах, установленных в черте города, сигнал дублируется на Г-образной светящейся опоре — переход с такой конструкцией будет виден издалека. Часть объектов оснащена контурами поворотной секции, чтобы в том числе оптимизировать движение на перекрестках и прилегающих улицах.

Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев считает, что в регионе нужно устанавливать больше светофоров, в первую очередь рядом с пешеходными переходами. «Желательно, чтобы была кнопка вызова и пешеходы могли останавливать автомобильный поток. Это особенно актуально там, где у дорог по три-четыре полосы в каждую сторону. По ГОСТу на дорогах, где более трех полос, не должно быть нерегулируемых пешеходных переходов, пренебрежение этой нормой может приводить к тяжелым последствиям», — говорит депутат.

Знаки, барьеры и неровности

Чтобы водители лучше ориентировались на дорогах, соблюдали скоростной режим и были заранее готовы к изменениям на пути, в области появилось более 10 тыс. новых дорожных знаков. Для разделения потоков и успокоения движения в опасных местах на дорогах протянули свыше 17 км тросовых и металлических барьерных ограждений и установили 400 искусственных дорожных неровностей. Александр Васильев уверен, что тросовых ограждений на дорогах должно становиться все больше. По его словам, они действительно успокаивают потоки. «Тросовые ограждения гораздо надежнее отдельных столбиков, которые иногда устанавливают на трассах, и хорошо предотвращают выезд на встречную полосу и столкновения со встречным потоком. Там, где нет возможности установить барьерное ограждение, например они не проходят по габаритам, отличной альтернативой служат именно тросовые ограждения», — отмечает эксперт.

Зонированный свет

Еще одна мера, способная повысить уровень безопасности на дорогах, — увеличение количества освещенных участков. В этом году построено более 43 км линий наружного освещения в восьми муниципальных образованиях. Новые линии появились на потенциально опасных участках, подъездах к крупным населенным пунктам, дорогах с высокой интенсивностью движения. По словам экспертов, эти меры способны снизить риск столкновения или наезда на пешехода на 50%.

Адреса для обновления были выбраны после обследования автомобильных дорог, а также на основании данных ГИБДД региона. В первую очередь освещают аварийно-опасные участки автодорог, где часто происходят дорожные аварии с погибшими. Всего в период с 2016 по 2019 год в Московской области построено 860 км линий освещения вдоль дорог регионального значения.

Чтобы водители могли лучше ориентироваться на неосвещенных участках вне населенных пунктов, дорожники установили световозвращающие элементы по осевой разметке и по краям дорог. В темное время суток такие катафоты отражают свет фар и обозначают дорожный контур в условиях плохой видимости при обильных осадках или тумане. При наезде колес автомобиля на катафот водитель почувствует характерную вибрацию и шум — специфический звук заставит снизить скорость движения.

Световозвращающие элементы установили более чем на 1 тыс. участков дорог области вне населенных пунктов, где нет линий наружного освещения: всего 77 тыс. единиц. Только на Егорьевском шоссе с 119-го по 157-й км в этом году было установлено 7,8 тыс. катафотов.

Для лучшей видимости пешеходов не территории области вмонтировано 2 тыс. таких устройств на 110 переходах.

Включенные камеры

Одна из самых эффективных мер для обеспечения безопасности движения — снижение нарушений. На данный момент на дорогах Московской области работает более 1,4 тыс. комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Из них 1,2 тыс. — это стационарные камеры, 200 — передвижные. В этом году появилось 145 новых камер, которые работают на базе легковых автомобилей Lada Granta или микроавтобусов, брендированных в едином стиле. Они ежемесячно меняют место дислокации, перемещаясь на наиболее интенсивные и аварийные участки дорог.

По данным пресс-службы компании-оператора дорожных камер «МВС Груп», внедрение в регионе системы фотовидеофиксации позволяет ежегодно снижать количество смертельных ДТП на 10–15%. В начале года в места концентрации ДТП переместили 79 комплексов фотовидеофиксации для нейтрализации очагов аварийности. Камерами «закрыли» 202 нерегулируемых пешеходных перехода, а перед несколькими школами выставили дополнительные комплексы.

Кроме того, камеры используют и для оптимизации движения потоков транспорта. Так, в Красногорске и Сергиевом Посаде запустили пилотные испытания интеллектуальных транспортных систем — это позволило сократить время в пути на ряде проблемных отрезков на 20%.

Воздушная помощь

Немаловажную роль в вопросе обеспечения безопасности играет и оказание первой помощи. Чтобы потерпевшие в ДТП могли получить скорую медицинскую помощь, в регионе построили пять вертолетных площадок на территории травмоцентров. Они есть в четырех муниципалитетах: в Клину, Мытищах, Люберцах, две — в Подольске. Пока площадки готовы принимать авиабригады только в дневное время, но в ближайшее время их должны обустроить сигнальными огнями, и вертолеты смогут садиться и взлетать в круглосуточном режиме.

Медицинская авиапомощь значительно сокращает время доставки тяжелораненых в специализированные учреждения (бригада реагирует на вызов оперативно: в среднем время от поступления обращения до взлета составляет 5–15 минут, в течение 20 минут пострадавшего доставляют в медучреждение). Пострадавших отправляют в один из девяти круглосуточных травмоцентров — в Химки, Наро-Фоминск, Одинцово, Подольск, Красногорск, Солнечногорск, Коломенское и Богородское, Раменский городской округ.

Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что власти региона оперативно принимают и реализуют решения в транспортной области.

По его мнению, Московская область в настоящее время значительно опережает большинство субъектов Российской Федерации в создании и организации эффективной и безопасной транспортной системы.