Дорожная карта Подмосковья
Материалы выпуска
Дорожная карта Подмосковья Инструменты «Мы стремимся повысить комфорт жителей» Компетенция Спасительные барьеры Решения Сообщение без границ Инструменты Карта крупных дорожных объектов Подмосковья Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Дорожная карта Подмосковья

В 2020 году на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Подмосковье выделено 23 млрд руб. Строительство новых трасс и ремонт существующих продолжается даже в пандемию.
Фото: пресс-служба
Без хороших дорог невозможно устойчивое развитие ни одного региона. Но Московская область от них зависит, пожалуй, больше, чем любой другой субъект Российской Федерации. И причин тому несколько. Одна из них заключается в том, что в Подмосковье наиболее активно последнее время развивается жилищное строительство и вводятся в эксплуатацию рекордные объемы жилья. Так, по данным Министерства строительства РФ, за 2019 год на территории Московской области было сдано в эксплуатацию 8,6 млн кв. м нового жилья (у занимающих второе и третье места Москвы и Краснодарского края показатели 5,2 млн и 4,5 млн кв. м соответственно). На данный фактор указывает и губернатор области Андрей Воробьев, считающий строительство дорог комплексной задачей: «Мы — лидеры по количеству жилья, мы строим больше всех многоквартирных домов. Но что такое новоселье, если ты не можешь ни заехать, ни выехать из своего микрорайона?»

Важно, что наличие современной протяженной и разветвленной дорожной сети в Подмосковье затрагивает интересы не только этого региона. Тесная связь области с Москвой во многом определила схему транспортных потоков в европейской части страны, а также особенности функционирования дорожной сети. Ведь все, кто едет в столицу или из столицы, так или иначе пересекают и Подмосковье. Очевидно, что только строительство новых дорог способно снизить эту потоковую нагрузку на агломерацию. Между тем она постоянно растет в связи с общим увеличением количества транспортных средств. По данным аналитического агентства «Автостат», только за последние десять лет автомобильный парк в нашей стране вырос на 33,7% и в начале 2020 года достиг 58,7 млн единиц. И около 15% общего числа автомобилей приходится на московскую агломерацию.

Наконец, новые дороги области позволят увести от столицы лишний транзит в виде прежде всего грузового транспорта. Сегодня пересекают центр страны и используют подмосковные дороги большинство автомобилистов. Строительство обходных путей — в первую очередь это касается Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД)  — способно сократить себестоимость грузовых перевозок и транспортных издержек компаний, несмотря на то что за проезд по ЦКАД взимается плата. Кроме того, такие обходы имеют перспективы стать частью международных транспортных коридоров, соединяющих, например, среднеазиатские республики и балтийские страны.

Дорожная сеть

В рамках развития Московского транспортного узла в Подмосковье ведется активное строительство дорог. Ежегодно в области строится около 78 км новых дорожных объектов. За последние семь лет в регионе было построено более 140 дорог общей протяженностью 624 км (112 дорог регионального значения — 253 км). Темпы строительства новых объектов не снижаются. Так, в этом году в области отремонтировано более 1724 дорог протяженностью свыше 2 тыс. км. В прошлом году Московская область пополнила список участников национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». И сейчас в его рамках реализуются три региональных проекта: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Дорожная сеть». К 2024 году протяженность дорог регионального значения в нормативном состоянии должна увеличиться с нынешних 66,7% и достичь 72,4%. В 2020 году на реализацию проекта выделено 23 млрд руб., которые идут как на новые дороги и путепроводы, так и на ремонт существующих. Так в этом году в области отремонтировано более 1724 дорог протяженностью свыше 2 тыс. км. «Пандемия повлияла только на календарный график: дорожные службы приступили к ремонту с задержкой. Однако в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» на территории Московской области с опережением графика отремонтировано свыше 400 дорог регионального и межмуниципального значения протяженностью порядка 1,5 тыс. км, а также в рамках софинансирования из бюджета Подмосковья и бюджетов муниципальных образований отремонтировано 1320 муниципальных дорог протяженностью порядка 600 км», — говорит министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик.

Приоритетом в формировании программы ремонта дорог является мнение жителей. Так, ежегодно не менее 25% от общей программы ремонта формируется жителями в ходе голосования на портале «Добродел». Например, в 2020 году в регионе было отремонтировано 380 дорог, выбранных жителями. Кроме того, Минтрансом области ведется ремонт территорий социальных объектов. В этом году были отремонтированы территории 69 медучреждений в 36 округах. В бюджете следующего года, подготовленном Московской областной думой, на строительство, реконструкцию, проектирование, содержание и ремонт региональных и межмуниципальных трасс заложено 37 млрд руб. Еще 3 млрд руб. направят в качестве субсидий муниципалитетам на ремонт местных дорог. Планируется сдать 13 (четыре федеральных и девять региональных) новых объектов общей протяженностью 81 км.

К концу этого года в регионе планируется запустить движение на 15 региональных дорогах. Власти выделяют несколько особо значимых объектов текущего строительства. Среди них транспортная развязка с путепроводом на пересечении Ленинградского шоссе и ул. Репина в Химках (шириной четыре—шесть полос), которая строится по поручению президента Владимира Путина и обеспечит беспрепятственный проезд к НПО «Энергомаш», а также улучшит связанность «старых» и «новых» Химок. Рабочее движение по путепроводу планируется запустить в декабре 2020 года. В целом транспортная развязка будет готова в четвертом квартале 2021 года (стоимость — 2,4 млрд руб.). В этом году начинается реализация первого этапа масштабного проекта по строительству Северного обхода Лобни. Общая протяженность автодороги, которая напрямую свяжет Рогачевское и Дмитровское шоссе, а также позволит транзитным потокам обходить Лобню, составит около 7 км. После строительства первого этапа дорога станет удобной альтернативой существующим переездам через улицы Центральная и Батарейная. Весь проект планируется реализовать в три этапа.

Важное значение имеет реконструкция Путилковского шоссе в Красногорске, где ведется расширение существующей автомобильной дороги до четырех полос. Общая протяженность реконструированной трассы с перспективной пропускной способностью 30 тыс. автомобилей в сутки и расчетной скоростью 80 км/ч составит 1,6 км. Стоимость реконструкции, которая должна завершиться в конце нынешнего года и существенно сократить пробки, а также значительно улучшить транспортную доступность района, — 1,6 млрд руб.

В конце года планируется начать строительство скоростной автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка. Соглашение об этом было подписано между правительством Московской области и Четвертой концессионной компаний (входит в группу ВИС) еще в 2018 году. Новая хорда пройдет на удалении 4–8 км от МКАД, соединив Ярославское и Дмитровское шоссе. Ее пропускная способность составит до 40 тыс. автомобилей в сутки. В этом году области удалось договориться об открытии финансирования и приступить к строительству трассы, которая должна быть запущена до 2024 года. Это один из первых крупных проектов в сфере дорожного строительства в Подмосковье, реализуемый по частной концессионной инициативе. Общая стоимость строительства составит 42 млрд руб. Из них 7,7 млрд руб. поступят из бюджета Московской области, частные инвестиции ВИС составят около 6 млрд руб. и более 40 млрд руб. в виде кредита концессионеру предоставит Газпромбанк. «Несмотря на пандемию, правительство Московской области совместно с инвестором и финансирующей организацией сумело найти ряд компромиссных решений для успешной реализации проекта, — заявил Алексей Гержик. — Эта скоростная дорога длиной 16 км соединит Дмитровское и Ярославское шоссе, а также улучшит транспортную доступность для более чем 850 тыс. жителей Подмосковья». Концессионер будет эксплуатировать построенную дорогу до 2033 года.

Центральная кольцевая

Какими бы важными ни были все вышеперечисленные проекты, есть в повестке области безусловный приоритет — федеральный проект «Центральная кольцевая автомобильная дорога». Это глобальный проект, который должен разгрузить действующую дорожную сеть области.

Реализация проекта ЦКАД началась в 2014 году. Общая протяженность дороги — 336 км. Центральное кольцо расположено примерно в 50 км от МКАД параллельно трассам А-107 («Малая бетонка») и А-108 («Большая бетонка»). Новая магистраль обходит множество населенных пунктов области, соединяясь только с самыми крупными: четырехполосная трасса пройдет в обход более ста населенных пунктов Московской области. Воспользоваться новой трассой смогут свыше 3,5 млн жителей Подмосковья: она позволит автомобилистам практически за час переехать с северо-запада Московской области на юго-восток Подмосковья. Пропускная способность ЦКАД оценивается в 70–80 тыс. автомобилей в день. Расчетная скорость трассы — 100–140 км/ч. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Общее финансирование на сегодня составляет 341,2 млрд руб. Полностью замкнуть кольцо и завершить проект планируется в 2021 году.

«С учетом роста количества личного транспорта такая дорога просто необходима, — уверен руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. — В Подмосковье города и районы между собой соединены недостаточно хорошо. Исторически сложилось так, что между маленькими городами не очень хорошие транспортные связи — дорога в Москву есть, а в соседний городок — нет. Поэтому переоценить значимость ЦКАД трудно. Это трасса с хорошими скоростными характеристиками, ее строят с учетом международных требований с разноуровневыми развязками, с элементами активной и пассивной безопасности».

ЦКАД действительно выделяется из ряда других дорожных проектов. И не только из-за своей практической важности. В ходе его реализации строителям приходится решать сложные логистические и конструктивные задачи. Например, подобных решений потребовало строительство моста через канал имени Москвы длиной почти 1,5 км с центральными пролетами в виде ажурных арок. Или экопереходы на западном участке, где вместо асфальта посеян газон и высажены деревья. Такие переходы позволяют диким животным безопасно пересекать скоростную магистраль.

ЦКАД — это еще и полигон для обкатки новейших материалов и передовых технологий. Гарантийный срок полотна здесь не пять-шесть лет, как у обычной трассы, а 12. Это стало возможно, в частности, за счет использования литого асфальтобетона, армирования покрытия геосинтетическими материалами, стабилизации грунта с помощью специальных добавок, так называемых полифилизаторов, и создания инновационной системы водоотведения.

Кроме того, ЦКАД — первая трасса в стране, на которой работает система взимания платы «Свободный поток», позволяющая обходиться без шлагбаумов и кассиров. Александр Шумский считает, что, несмотря на то что проезд по ЦКАД будет платным (по трем из четырех пусковых комплексов), трасса будет пользоваться высоким спросом у автомобилистов. По его словам, Бетонное кольцо давно устарело, водителям там приходится подолгу стоять на переездах.

Дорога также служит площадкой для тестирования интеллектуальной транспортной системы. Благодаря ей водители смогут заранее узнавать о заторах, ДТП, местах проведения ремонтных и строительных работ, погодных условиях и возможных альтернативных маршрутах. Система позволит повысить уровень безопасности движения, качество планирования и управления, а также оптимизировать пропускную способность и лучше контролировать транспортно-эксплуатационное состояние трассы. Наконец, на Центральной кольцевой автомобильной дороге собираются запустить эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей.