«Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты»
Материалы выпуска
Как финансируется российский экспорт Рынок «Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты» Компетенция Экспортеров застраховали на триллион Инструменты
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты»

О ключевых трендах в сфере несырьевого неэнергетического экспорта РБК+ рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
Фото: пресс-служба

— Как можно охарактеризовать для российского экспорта итоги 2020 года, который из-за пандемии оказался очень сложным для бизнеса, для международной кооперации?

— Несмотря на коронакризис, российский несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) в 2020 году превысит прошлогодние показатели. Это сейчас можно сказать однозначно. За десять месяцев он составил $127 млрд, что на 2,4% больше, чем год назад. Примерно такой же темп роста мы ожидаем по итогам всего года, в абсолютном выражении ННЭ составит $159–160 млрд, что будет означать очередной рекорд.

— Как можно объяснить такую ситуацию?

— Основными драйверами ННЭ в этом году стали агропромышленный комплекс и драгметаллы. Отчасти это как раз связано с пандемией, локдаунами и карантинными мерами, которые обострили проблему снабжения продовольствием. Золото всегда в кризис пользуется повышенным спросом. Плюс росту способствовал успех на производствах: аграрии в этом году собрали второй в истории урожай зерна, а золотодобытчики обеспечивают России место в тройке ведущих производителей золота.

Также пандемия повысила спрос на лекарства, бумажную и пластиковую тару и упаковку, защитные средства, медицинскую аппаратуру — и нашим производителям было что предложить зарубежным покупателям без ущерба внутреннему рынку. Один из победителей премии «Экспортер года» — компания «Нейрософт», которая производит медицинское диагностическое оборудование, экспортирует свою продукцию в 85 стран. Из-за коронавируса особым спросом стал пользоваться выпускаемый компанией прибор, с помощью которого регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга.

Почти на 40% вырос экспорт полимеров. Во многом благодаря тому, что в этом году на полную мощность вышел один из крупнейших в мире производителей — нефтехимический комбинат «Запсибнефтехим» в Тобольске. Уже в ноябре российский экспорт полимеров превысил $2 млрд.

Конечно, некоторые экспортные сектора столкнулись с трудностями. Это прежде всего металлургия и базовая химия, где из-за глобального снижения деловой активности серьезно уменьшились и спрос, и цены. В машиностроении пострадал сегмент транспортных средств и инвестиционного оборудования. Однако снижение оказалось не столь драматичным, как представлялось в начале пандемии, и не превысило 15%.

— За счет чего удалось сдержать падение?

— Например, у нас есть ряд крупных международных проектов в сфере машиностроения, которые мы реализуем с государственной корпорацией ВЭБ.РФ, нашей материнской компанией.

Так, в этом году мы начали поставку тысячи пассажирских вагонов в Египет на сумму €1 млрд. К концу года 2020 отгружено около двухсот вагонов. Помимо этого, мы вместе с ВЭБ.РФ реализуем три проекта в Узбекистане. Это поставка автомобилей «КамАЗ», вагонов метро «Метровагонмаш» и коммунальной дорожной техники.

— А как обстоят дела с экспортерами из сферы малого и среднего предпринимательства (МСП), которая пострадала от пандемии в наибольшей степени?

— Малый и средний бизнес и в обычных условиях сталкивается с рядом серьезных барьеров при выходе на зарубежные рынки. В кризис — тем более. Из 6 млн субъектов МСП в России на экспорт выходит только 48 тыс. Это меньше 1%, тогда как в развитых странах данный показатель колеблется от 5 до 10%. Именно этот сегмент в плане экспорта имеет наибольший потенциал. Достаточно сказать, что доля того самого неполного одного процента малых предприятий-экспортеров составляет в общей структуре российского ННЭ 10%. Чем больше мы выведем субъектов МСП на внешние рынки, тем быстрее сможем достичь целевого показателя нацпроекта по объемам экспортных поставок — $180 млрд к 2024 году.

— Что для этого делается?

— Есть целая система мер как финансовой поддержки экспортеров, так и нефинансовой. Но главный тренд 2020 года — это, конечно, онлайн-инструменты и сервисы. Причем он сформировался еще до пандемии, она лишь стала для него катализатором. Даже во время локаутов некоторым компаниям за счет перехода на онлайн-торговлю удалось нарастить обороты до показателей выше «доковидных».

Бизнес сегодня стал гораздо чаще обращаться в Российский экспортный центр (РЭЦ), чтобы выйти на экспорт через онлайн-каналы. За девять месяцев текущего года мы вывели на международные электронные торговые площадки более 1,7 тыс. компаний — на 300 больше, чем за весь прошлый год. Выход на экспорт через e-commerce дает возможность предпринимателям, особенно МСП, охватить максимальное количество направлений сбыта и меньше зависеть от колебаний спроса в отдельных странах.

Год назад мы открыли национальный магазин российских пищевых товаров на китайском маркетплейсе Tmall.com. На сегодня в общей сложности продажи здесь достигли более 200 млн руб. В будущем году хотим увеличить количество подобных каналов, в частности открыть аналогичные магазины на немецком рынке, а также в ОАЭ и Вьетнаме, где уже работают наши дегустационные павильоны (попробовав продукцию в павильоне, ее сразу можно купить онлайн). Также в планах размещение аккаунта РЭЦ на китайской платформе WeChat, аудитория которой составляет более 1 млрд активных пользователей.

Вообще, взрывной рост e-commerce в 2020 году сильно изменил рынок: средний чек упал, а количество заказов, наоборот, резко выросло, что привело к росту нагрузки на логистику. Сейчас для упрощения b2b-коммуникации РЭЦ в партнерстве с «Почтой России» и РЖД разрабатывает новые логистические продукты с применением льготных тарифов для перевозок.

Но, пожалуй, важнейшее событие 2020 года для российских экспортеров — запуск системы «Одно окно», где каждый сможет получить услуги в электронном виде — по аналогии с существующими системами «Госуслуги» или налоговой службы. Сам процесс станет легче, часть необходимых документов формируется автоматически от ведомств через Систему межведомственного электронного взаимодействия, а пользователю останется лишь единожды прикрепить недостающие документы и дождаться их исполнения. В следующем году спектр услуг будет расширяться. Самая ожидаемая экспортерами услуга — размещение на электронных торговых площадках.

Также мы планируем оцифровать целый ряд продуктов, в том числе те, которые предоставляем совместно с региональными центрами поддержки экспорта (ЦПЭ). Разрозненные сегодня услуги ЦПЭ будут систематизированы в виде девяти коробочных решений. Экспортер, обратившийся в региональный центр, сможет сразу получить комплекс услуг: подбор потенциальных покупателей, помощь в подготовке презентации, создании сайта на иностранном языке и пр. Такая оптимизация позволит значительно повысить конверсию. По нашим подсчетам, около 30% субъектов МСП смогут получить все услуги в удобном виде онлайн.

В условиях пандемии очень важно создать для бизнеса простые и удобные инструменты для восстановления и поддержания экспортной активности. Для этого мы запустили онлайн бизнес-миссии. Это форма участия в крупнейших международных выставках, но в цифровом формате. В этом году РЭЦ провел 17 подобных мероприятий и организовал в их рамках не менее 2,3 тыс. целевых онлайн-встреч для 400 российских производителей. Экспортный потенциал этих мероприятий оценивается экспертами на сумму более 4 млрд руб.

— То есть полный уход на удаленку?

— Отнюдь. Мы понимаем, что рано или поздно пандемия коронавирусной инфекции закончится, границы вновь откроются. И мы уже готовимся к этому. Первая выставка, на которую мы планируем «физически» везти экспортеров в количестве 22 компаний — это Gulfood в Дубае, крупнейшая выставка продуктов питания на Ближнем Востоке. Всего в 2021 году мы планируем провести 24 выставки и 21 бизнес-миссию.

Продолжают работать три наших дегустационных павильона в Шанхае, Дубае и Хошимине. Такой инструмент продвижения пользуется большой популярностью у наших экспортеров. Если в 2018 году мы получили всего 87 заявок, то теперь цифра выросла почти вдвое. Благодаря работе павильонов наши экспортеры в 2020 году заключили контракты почти на полмиллиарда рублей.

Но в целом, конечно, можно сказать, что глобализация входит в свою новую, цифровую фазу, где решающую роль будут играть информационные потоки и каналы обмена данными.