Решения , Весь мир ,  
0 

Реальный сектор пересматривает приоритеты цифровизации

Фото: Юрий Мартьянов/КоммерсантЪ
Фото: Юрий Мартьянов/КоммерсантЪ
Внедрение ИТ-инструментов стало для бизнеса не просто возможностью экономии или новым источником дохода, но и способом выживания.

95% организаций в мире под влиянием пандемии изменили технологические приоритеты в сторону ускорения запуска новых цифровых сервисов, отмечается в исследовании американского разработчика AppDynamics, входящего в состав Cisco. 88% руководителей технологических подразделений, участвовавших в прошлогоднем опросе компаний из десяти стран мира, включая Россию, сообщили, что, например, цифровое взаимодействие с клиентами стало основным приоритетом.

Россия позже крупнейших западных экономик встала на путь цифровой трансформации, отмечают авторы отчета «Цифровая трансформация в России — 2020» консалтинговой компании KMDA. Однако в сфере информационных технологий подобные отрывы быстро преодолеваются. По данным аналитиков KMDA, большинство компаний в России перешло к системным активным действиям. По меньшей мере 64% компаний — участников исследования считают цифровую трансформацию необходимой в условиях современных вызовов. Нефтегаз, ретейл, металлургия, ЖКХ и государственные услуги — отрасли, которые значительно продвинулись в цифровизации бизнес-процессов в период с 2018 по 2020 год.

Запрос на «цифру» был сформулирован в том числе этими секторами несколькими годами ранее и сейчас совпал с активной реализацией инициатив, говорит исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Сварник. Тем более что, по его словам, цифровизация позволяет сохранить устойчивость бизнеса в нестабильной макроэкономической обстановке.

Цифровизация в России уже опирается на достижения предыдущих этапов, отмечает руководитель группы IoT Softline Валерий Милых: «Но это все еще большая и ресурсоемкая работа, где требуются переосмысление и переоснащение множества процессов внутри направлений».

Бизнес начинает понимать, что цифровизация — это не набор ИТ-проектов, говорит управляющий партнер консалтинговой группы Bright Денис Абакумов: «Она подразумевает в том числе реинжиниринг операционной модели с целью оптимального распределения границ полномочий для более легкого внедрения цифровых продуктов».

Новый этап цифровой трансформации актуализирует стратегии развития компаний, говорит заместитель генерального директора «Соллерс» Зоя Каика. Например, автомобилестроительная компания получила возможность перейти от роли традиционного игрока в автопроме к модели оператора цифровых сервисов в области мобильности.

Стратегии промышленных и энергетических компаний направлены на трансформацию производственного уклада, бизнес-моделей и процессов для возможности развивать бизнес в условиях волатильности рынков, влияния геополитических факторов, стремительных технологических изменений, деглобализации и «дизруптивных» (подрывных) инноваций, отмечает руководитель Центра компетенций управления «Цифровое производство» компании «Сименс» в России Сергей Соловьев. При этом, по его словам, бизнес прежде всего заинтересован в решениях, позволяющих повысить его эффективность.

В цифровые инициативы российские компании инвестируют от 3 до 10% годовой выручки, по данным KMDA. В основном эти бюджеты направлены на повышение операционной эффективности, в том числе с помощью решений в области Data Analytics (34%), интернета вещей (28%) и роботизации процессов (RPA, 24%).

Запрос на автономность 

Меры социального дистанцирования усилили запрос на автономность; на первый план вышли задачи повышения надежности производства с дистанционным управлением, сервисным обслуживанием оборудования в отсутствии человека в цехе и обеспечения безопасности труда, комментирует генеральный директор SAS Россия/СНГ Александр Тихонов.

По словам Сергея Соловьева, большее практическое применение получили виртуальная пусконаладка и удаленный сервис, аналитика и монетизация промышленных данных, мониторинг, контроль, обеспечение безопасности и «цифровой интеграции» персонала с помощью носимых устройств, использование дронов и ряд других решений и технологий.

Реальный сектор экономики делает акцент на максимальную автоматизацию всех бэк-офисных процессов, использование RPA, в также адаптацию своих информационных систем и приложений для мобильной удаленной работы, отмечает директор по ИТ-консалтингу компании PwC в России Дмитрий Шепелявый.

Для всех актуально повышение гибкости и адаптивности производства за счет внедрения технологий управления жизненным циклом, цифровых двойников, развития предиктивной аналитики на основе получаемых данных, говорит Зоя Каика.

Данные в «цифре»

Цифровые двойники повышают надежность производства, отмечает Александр Тихонов: «Все производственные процессы сначала моделируются в цифровой среде, а результаты анализируются, при необходимости в них вносятся корректировки».

Энергетическая и добывающая отрасли — лидеры по внедрению цифровых двойников. В этих секторах более детерминирована технологическая цепочка, ее проще смоделировать, считают в SAS. При этом модернизация и применение новых технологий здесь дают очевидные и измеримые преимущества.

Например, контроль состояния технических объектов и производственного оборудования с помощью датчиков позволяет проводить ремонт по фактической потребности, а не по предписаниям, что во многих случаях приводит к существенной экономии, говорит Павел Сварник.

Так, по данным «ФосАгро», компания использует датчики и RPA для анализа поступающей информации в системах оценки состояния оборудования. На заводах Volvo Trucks и Mack Trucks, по данным SAS, с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (IoT) прогнозируют выход из строя основных узлов и минимизируют незапланированные простои. В KIA Motors применяют аналитику и системы ИИ, чтобы управлять качеством на производстве, быстрее выявлять неисправности в случаях гарантийного ремонта, а также анализировать с помощью средств обработки естественных языков отзывы клиентов.

Продуктовый набор 

Цифровые проекты предприятий промышленности и ТЭК реализуются как путем использования собственных ресурсов, так и с привлечением внешней экспертизы. В стране есть игроки, способные реализовывать сложные высокотехнологичные проекты разной направленности, утверждает Павел Сварник. Разработка эффективного цифрового продукта требует большого объема инвестиций, и не все отечественные поставщики успели сформировать здесь экспертизу. «Не хватает навыка масштабирования и опыта реализации проектов под ключ, а не только пилотных внедрений и тестирований», — говорит Дмитрий Шепелявый.

При этом российский рынок цифровых программных продуктов для промышленности развивается очень динамично, отмечает Зоя Каика: «Есть области, где мы уже видим большое разнообразие решений: например, IoT для промышленного оборудования или подключенных продуктов, инструменты для идентификации и прослеживаемости товаров, технологии виртуальной и дополненной реальности».

Валерий Милых отмечает ряд отечественных решений для промышленности, связанных с технологиями распознавания образов, использованием нейронных сетей для анализа состояния оборудования, а также собственные протоколы передачи данных внутри IoT-систем, измерительные преобразователи, продвинутые MES-системы. Однако разработки в области систем проектирования, цифровых двойников и программного обеспечения для роботехники, по его словам, пока менее развиты.

Для выполнения отдельных задач заказчик все еще предпочитает иностранные продукты, говорит Денис Абакумов: «Однако предпринимаются активные попытки их замены, что в перспективе одного—трех лет даст результат».

Дело в том, что использование иностранных продуктов сегодня связано с потенциальными санкционными рисками.

Поэтому в нишах промышленного программного обеспечения, где преобладают зарубежные продукты, крупные игроки идут по пути внутренней разработки, отмечают в «Ростехе». На предприятиях госкорпорации, например, внедрено собственное решение для видео-конференц-связи, которое обеспечивает работу в удаленном режиме.

Рынок только формируется, и по-прежнему ощущается дефицит платформенных решений, отраслевых экосистем и площадок для межотраслевой кооперации, сквозных цифровых сервисов, заключает Сергей Соловьев: «Есть большая потребность в цифровом консалтинге, способном связать воедино бизнес-вызовы, новые технологии и цифровые инструменты».

Компетенция «Стабильность производства зависит от возможности управлять им удаленно»
Скачать Содержание
Закрыть