Стратегия ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Новый вход на Ближний Восток

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Стратегической задачей Катара становится диверсификация экономики. Страна открывается международному бизнесу как хаб для входа на рынки Ближнего Востока и снижает зависимость экономики от экспорта природных ресурсов.
По данным Международного валютного фонда, по уровню ВВП на душу населения Катар уже несколько лет подряд возглавляет рейтинг самых богатых стран мира. В 2020 году на душу населения в этой стране приходилось $124,9 тыс.

В 2019 году Катар занимал десятое место в рейтинге The IMD World Competitiveness самых конкурентоспособных экономик мира. Ведущие рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody’s оценивают инвестиционный уровень государства на уровнях от AA— до Aa3. Согласно Index of Economic Freedom фонда Heritage, Катар в 2019 году был признан лидером среди стран арабского мира по уровню поддержки предпринимательства и стал вторым государством Ближнего Востока по уровню экономических свобод. Наконец, Катар стабилен в политическом и экономическом планах. Так, экономика эмирата выдержала санкционное давление в течение нескольких лет, сохранив стабильную валюту. По данным американского рейтингового агентства Morningstar, колебания национальной валюты риала за пятилетку не превысили 10%.

Если не считать гигантского нефтегазового месторождения Северное, которое, как утверждают в одном из своих энергетических прогнозов эксперты компании BP, вывело Катар на третье место в мире по запасам природного газа, с остальными природными ресурсами этому арабскому эмирату не сильно повезло: небольшая территория (около 11,5 тыс. кв. км), пустыня, чрезвычайно бедные почвы, минимальные осадки при очень высоких среднегодовых температурах, практически полное отсутствие пресной воды.

Зато природного газа арабскому эмирату хватило, чтобы занять четвертую долю всего мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ). По данным Управления планирования и статистики Катара, на доходы от экспорта нефти и газа приходится примерно половина ВВП страны, около 90% бюджетных поступлений и подавляющая часть катарского экспорта.

Глобальный рынок СПГ начал развиваться только в текущем столетии, толчком для чего послужили сверхвысокие цены на энергоносители, которые продержались до финансово-экономического кризиса 2008 года. Катарские власти смогли одними из первых в мире оценить потенциал глобального рынка СПГ и начать инвестировать в создание соответствующей инфраструктуры, что и стало залогом будущего успеха на новом рынке.

По данным портала TrendEconomy, Катар поставляет газ не только в европейские страны, среди которых Великобритания, Италия, Испания, но также в Азиатско-Тихоокеанский регион — Японию, Китай, Индию, Южную Корею, Сингапур, Таиланд.

При этом страна планирует серьезно наращивать экспорт СПГ: в 2021 году государственная нефтяная компания Quatar Petroleum заявила о своих намерениях увеличить поставки СПГ с текущих 77 млн т до 110 млн т к 2025 году и до 126 млн т к 2027 году. Инвестиции в проект составят $29 млрд, из них чуть менее половины — это затраты на строительство новых мощностей.

Курс на диверсификацию

Взглянуть по-новому на привычную для сырьевых экономик ситуацию, когда углеводороды приносят большую часть доходов госбюджета, Катару пришлось после падения нефтяных цен в 2014 году. Власти эмирата заметно сократили текущие расходы и активно взялись за диверсификацию экономики: эта задача стала основной в программе социально-экономического развития Катара Qatar National Vision 2030. Программой предусматривается устойчивый рост реального и номинального ВВП, численности населения и экономики эмирата в целом, говорится в документах Государственного управления коммуникаций Катара (Government Communications Office, GCO). При этом рост национального богатства будет достигаться преимущественно за счет увеличения доли неуглеводородного сектора.

Стратегией предусмотрены льготы и финансовая помощь малым и средним предприятиям, в частности применяются одни из самых низких ставок кредитования малого и среднего бизнеса — от 2,55 до 7–8% годовых. Столь привлекательные условия распространяются на предприятия, где у катарской стороны имеется не менее 51% акций. Реализация стратегии приносит свои плоды: согласно отчету МВФ, по итогам 2018 года неуглеводородный сектор катарской экономики вырос на 6,5%.

Одним из основных двигателей экономического роста в 2018–2019 годах, согласно отчетам Focuseconomics, являлся строительный сектор. Причем новое строительство отличает высокий технологический уровень, отмечает генеральный директор Qatar-Russia Investment and Trade Advisory, инвестиционного подразделения Катарско-российского центра сотрудничества Олег Чиж.

«Катар активно использует технологии «умного» города, — говорит эксперт. — Два наиболее масштабных проекта — это строительство города Лусаил на гигантской территории 35 кв. км к северу от даунтауна Дохи. Второй проект несколько меньшего масштаба — Мушериб — уже практически полностью реализован. Это новый район в Дохе с новейшими архитектурными и технологическими решениями: интеллектуальные системы связали все сферы городской жизни, включая, например, контроль трафика и вывоза мусора».

Катарская телекоммуникационная компания Ooredoo стала первым оператором в мире, запустившим коммерческие услуги 5G. Цифровая экономика в стране — реальность: уровень проникновения интернета составляет 99,6%, что является, по данным Internet World Stats, самым высоким показателем на Ближнем Востоке.

В свою очередь, сектор услуг (финансовых, страховых, в сфере образования и здравоохранения) в последние годы рос почти на 3% в год, как и обрабатывающая промышленность. По данным Управления планирования и статистики Катара, до 70% обрабатывающих предприятий работают на углеводородном сырье (нефтепереработка, нефтехимия, производство удобрений).

Традиционно в зоне внимания правительства находится туристическая отрасль, рассказывает Олег Чиж. По данным Управления планирования и статистики Катара, число туристов, посетивших эмират в 2019 году, составило 2,14 млн человек против 1,82 млн годом раннее, рост составил 17%. В 2019 году терминал DohaPort приобрел сразу 57 круизных лайнеров, которые в тот же год перевезли 127,6 тыс. пассажиров. Глобальная пандемия, конечно, резко сократила поток туристов. Однако, по оценкам HSBC Global Research, после снятия международных ограничений на путешествия этот сектор экономики будет восстанавливаться за счет усиления стимулирования властями туристической отрасли, предоставления льгот QatarAirways, организации международных спортивных и других мероприятий, строительства новых фешенебельных отелей.

Ворота в регион

Создание условий для выгодных и безопасных инвестиций — основа стратегии развития Катара до 2030 года. Катар позиционирует себя как ближневосточный хаб для инвесторов. В том числе в самом прямом, транспортном смысле.

В числе новых крупных проектов эмирата — увеличение пропускной способности международного аэропорта Хамад с 50 млн до 65 млн пассажиров в год, расширение пассажирского терминала, интеграция аэропорта с железнодорожными коммуникациями; развитие порта Хамад в целях превращения его в один из самых глубоководных портов в мире, повышение мощности порта по обработке грузов с 7,5 млн до 12 млн контейнеров в год.

«Развитие транспортной инфраструктуры эмирата пришлось главным образом на последнее десятилетие. Морской порт продолжает расширяться, новый аэропорт начал действовать как полноценный грузовой хаб в последние два-три года», — отмечает Олег Чиж, подчеркивая, что с географической точки зрения эмират «настолько удобно расположен для доступа на рынки стран Персидского залива, а также судоходного доступа к рынкам Западной и Восточной Азии, Восточной Африки, насколько это вообще возможно».

По информации Управления свободных зон Катара (Qatar Free Zones Authority, QFZA), в 2020 году QFZA удалось привлечь инвестиций в целый ряд проектов на сумму более $800 млн. Среди иностранных компаний — признанные мировые бренды, такие как Google и Microsoft, а также отраслевые игроки: производители труб для энергетического сектора, компании, специализирующиеся на транспортных технологиях (электроавтобусы, аккумуляторы и т.д.), и многие другие.

Иностранные инвестиции в Катар — тренд, набирающий обороты, объясняет Олег Чиж, поскольку все основные инвестиционные агентства, за исключением, может быть, одного Катарского финансового центра (Qatar Financial Centre), были, как и масштабные инфраструктурные проекты, запущены в последние несколько лет. И если, например, в Дубае привлекательные площадки уже в основном заняты резидентами, то в Катаре инвесторы имеют все возможности получить лучшие условия и места в свободных экономических зонах, научных и технопарках. «Уровень энтузиазма в отношении инвесторов со стороны Катара очень высокий, потому что страна не так давно стала активно действовать в этом направлении. Они открыты к тому, чтобы предоставлять не только стандартный пакет льгот, но и условия, адресованные конкретным проектам», — говорит Олег Чиж.

При этом Катар активно инвестирует и за рубежом. По данным Суверенного фонда Катара QIA, за последние 15 лет было проведено немало масштабных инвестиционных сделок. Например, около $320 млрд, которыми управляет фонд, сосредоточены в Лондоне. Фонд имеет 10,3% акций Лондонской фондовой биржи, 21,99% акций ретейлера Sainsburys, 20% акций аэропорта Хитроу, 9,17% акций Glencore и 5,21% акций Credit Suisse и других.

Российско-катарские перспективы

В последние несколько лет Катар все охотнее рассматривает Россию как одного из своих деловых партнеров. Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2017 году товарооборот России с Катаром составил $73,3 млн, увеличившись на 24,38% по сравнению с 2016 годом. А в 2018 году вырос почти до $290 млн. Правда, при этом значительно больше товаров поставляет Катар в Россию, чем наоборот: основная доля поставок приходится на продукцию химической промышленности и минеральные продукты.

Как заявил по итогам одной из встреч с представителями Катарского агентства по привлечению инвестиций (Investment Promotion Agency, IPA) глава Россотрудничества Евгений Примаков, правительство РФ считает Катар важным партнером на Ближнем Востоке и потенциальным инвестором в национальную экономику. «Начиная с 2018 года ряд крупных и средних российских предприятий активно работают с правительством Катара и частным сектором в целях расширения своего бизнеса в Катаре и регионе государств — участников Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: многие компании рассматривают Катар в качестве потенциального регионального центра для своего бизнеса», — добавил он.

По мнению Олега Чижа, рост взаимных интересов России и Катара очевиден. «В прошлом году, по предварительным данным, двусторонняя торговля увеличилась чуть ли не на 50%, — поясняет он. — И мы считаем, что на горизонте пяти–семи лет серьезного роста следует ждать и в сфере инвестиций».

Среди наиболее перспективных направлений — все, что связано с продовольственной безопасностью Катара и Ближнего Востока в целом. Речь, по мнению эксперта, может идти не только о прямых поставках российской сельхозпродукции, но и о создании локальных перерабатывающих производств с применением новых технологий для сохранения ограниченных ресурсов.

Бренды Катара

Qatar Airways

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Авиакомпания, работающая более чем по 160 направлениям по всему миру. Располагает передовым парком самолетов и командой профессионалов из 46 тыс. человек. С момента начала деятельности в 1997 году на счету Qatar Airways множество титулов и престижных наград. Стала одной из немногих авиакомпаний мира, получивших пятизвездочный рейтинг Skytrax.

Северное месторождение

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Считается крупнейшим в мире месторождением газа, занимает 6 тыс. кв. км — примерно половину территории Катара. Его запасы оцениваются в 13,8 трлн куб. м газа и 4,3 млрд т нефти. Северное было открыто в 1971 году нефтяной компанией Shell. Разработка месторождения началась в 1991 году. Для его разработки был построен промышленный город Рас-Лаффан. Благодаря Северному месторождению Катар вышел на третье место в мире по запасам природного газа.

Порт Хамад

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Один из крупнейших портов на Ближнем Востоке. Введен в эксплуатацию в 2017 году. Стоимость проекта оценивается в $7,4 млрд. Площадь порта составляет более 25 кв. км. Способен принимать 7,5 млн контейнеровозов в год. Ширина подходного канала составляет 700 м, а глубина — 17 м. Есть терминалы для скота, транспортных средств, морская база снабжения, зернохранилище, а также объект для береговой охраны Катара, представляющий собой военно-морскую базу площадью 4,5 кв. км.

Qatar Petroleum

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Компания была основана в 1974 году, базируется в Дохе. В настоящее время это третья по величине нефтяная компания в мире по запасам нефти и газа. Компания занимается разведкой, добычей и продажей сырой нефти, природного газа и сжиженного газа, нефтепродуктов, синтетического топлива, нефтехимии, топливных присадок, удобрений, а также изделий из стали и алюминия.

Qatar National Bank

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Первый коммерческий банк Катара. С момента своего основания в 1964 году банк превратился в крупнейшее финансовое учреждение в регионе MENA. Сегодня присутствует более чем в 30 странах на трех континентах. Более 25 млн клиентов по всему миру имеют доступ к финансовым услугам в 1,1 тыс. офисов и сети из 4,3 тыс. банкоматов. Имеет самую высокую оценку как банковский бренд на Ближнем Востоке и в Африке. Рейтинги: Standard & Poor’s (A), Moody’s (Aa3) и Fitch (A +).

Ooredoo

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Катарская транснациональная телекоммуникационная компания. Предоставляет мобильные, беспроводные, проводные и контентные услуги на внутренних и международных рынках, а также на корпоративном и частном рынках. Первый оператор в мире, запустивший услуги 5G в Катаре, и одна из крупнейших компаний мобильной связи с более чем 115 млн клиентов по всему миру (по состоянию на 2018 год). Работает в десяти странах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

Инструменты Инвестиции на выгодных платформах
Скачать Содержание
Закрыть