В 2020 году портал Numbeo, отслеживающий уровень безопасности, цен и качества медобслуживания по странам, опубликовал исследование, согласно результатам которого Катар был признан самой безопасной страной из 133 государств мира. Согласно Numbeo Crime Index, в Катаре был зафиксирован наименьший уровень преступности (11,9 из 100 возможных баллов). Катару удалось обогнать по этому показателю Тайвань и ОАЭ. Годом ранее журнал Global Finance опубликовал рейтинг самых безопасных стран мира, оценивая их по трем критериям («война и мир», «личная безопасность граждан», «риск стихийных бедствий») и вывел общий индекс «всестороннего представления о безопасности». Катар по результатам исследования вошел в десятку самых безопасных стран мира, став единственным государством Персидского залива в списке (к примеру, США заняли в рейтинге Global Finance 65-е место из 128 стран). «Катар — впечатляющая страна, полная чудес. Его богатая культура, разнообразные пейзажи, пестрое по национальному составу население и оживленная атмосфера делают страну общемировым направлением. В Катаре сочетаются традиции и современность; кроме того, это самая безопасная и надежная гавань на Ближнем Востоке», — говорит главный операционный директор Национального совета по туризму Катара Бертольд Тренкель.
Ближневосточное государство также гордится уровнем здравоохранения. По данным исследовательской компании Oxford Business Group, в 2019 году правительство страны выделило сектору здравоохранения $6,23 млрд (11% национального бюджета). Согласно отчету инвестиционного банка Alpen Capital, вложения в здравоохранение в Катаре будут расти в среднем на 2,2% в год вплоть до 2022 года. Расходы Катара на здравоохранение в пересчете на душу населения ($1827), подчеркивают в Oxford Business Group, являются самыми высокими среди стран Персидского залива, опережая, например, ОАЭ ($1323) и Саудовскую Аравию ($1147). Это гарантирует, что население Катара остается одним из самых здоровых в регионе, и способствует росту рынка медицинского туризма.
Вложения приносят плоды. По данным Всемирного банка, еще в 2016 году ожидаемая продолжительность жизни в государстве достигла 78,2 года, а в 2018 году превысила 80 лет — это выше, чем в других странах Персидского залива. «Увеличение инвестиций в здравоохранение оказало ощутимое влияние на инфраструктуру и доступ к медицинским учреждениям», — поясняли в Oxford Business Group. Так, исследователи упоминают рост на четверть в 2016–2019 годах числа больничных коек в стационарах государственной сети HMC, а также одно из самых высоких в мире число медработников на душу населения — 77,4 врача на 10 тыс. человек. Доступ к системе здравоохранения имеют владельцы бесплатных страховок, которые могут получить все резиденты Катара, включая иностранцев.
Масштабную реформу провели катарские власти и в образовании. Наняв в 2001 году американскую Rand Corporation, государство стало адаптировать западную систему образования, содействовать открытию школ и внедрять новые стандарты учебных программ. Образование стало частью национальной стратегии развития Катара. Так, только в 2016 году в капитальные проекты в области образования (18 новых школ, шесть детсадов, новые лаборатории и корпуса Катарского университета) было вложено $4,7 млрд. В 2020 году на образование потратили свыше 10% национального бюджета, подсчитали в Oxford Business Group. Сейчас в стране работают 323 государственных и 287 частных школ и детсадов, а Катарский университет (Qatar University, QU) входит в глобальный рейтинг The Times Higher Education. По словам представителя департамента инноваций и интеллектуальной собственности Катарского университета (IIP Office QU) Хареба Мохаммеда Альджабри, университет выступает одним из первых вузов в арабском мире, «который оказывает поддержку научным исследованиям». Одной из целей университета является монетизация результатов исследований, для чего, по словам Хареба Мохаммеда Альджабри, их необходимо «вывести на коммерческий рынок, преобразуя в стартапы». По словам ученого, сейчас в QU сконцентрированы на шести таких разработках, включая технологию восстановления морской экосистемы и контроль качества воздуха с помощью беспроводных сетей. По данным местного статистического ведомства Planning and Statistics Authority (PSA), в 2018 году образовательный сектор занимал 2% в структуре местного ВВП (около $3,8 млрд). По данным рейтингового агентства MERatings, к 2022 году число студентов в Катаре достигнет почти 400 тыс. человек.
Мундиаль в песках
Катарские власти уделяют внимание развитию спортивной инфраструктуры. Так, в центре столицы Дохи есть целый спортивный город площадью 250 га с бассейнами, футбольным стадионом и многофункциональными залами, управляемый Aspire Zone Foundation. Генеральный директор фонда Мохаммед Халифа Аль-Сувайди рассказывает, что Aspire Zone Foundation был основан в 2008 году для продвижения спорта как части активного и здорового образа жизни в стране. «С тех пор мы прошли несколько этапов. Каждый год празднуем новую победу, анонсируем прорыв в исследованиях или принимаем важное спортивное соревнование. Aspire Zone — один из самых интегрированных спортивных городов мира», — рассуждает руководитель фонда. Фонд контролирует одну из самых продвинутых в мире футбольных академий Aspire Academy, ортопедический и спортивно-медицинский госпиталь Aspetar и подразделение Aspire Logistics. Мохаммед Халифа Аль-Сувайди добавляет, что фонд поддерживает «как спортивные амбиции страны, так и развитие спорта во всем мире».
Домашней площадкой Aspire Zone Foundation выступает стадион Khalifa International — одна из восьми арен предстоящего чемпионата мира 2022 года по футболу в Катаре. К мундиалю в эмирате специально было построено семь арен, в том числе 60-тысячный стадион Al Bayt с крышей, напоминающей традиционные тенты бедуинов, и 80-тысячный Lusail, чей облик вдохновлен формами старинной арабской лампы. «Чемпионат мира стал катализатором позитивных изменений, трудовых реформ, способствует развитию экономики, бизнеса, инфраструктуры и, конечно, спорта. Инфраструктура готова уже более чем на 90%. Объекты активно используются — пять стадионов полностью готовы к матчам. Остальные три будут завершены к концу года, когда в Катаре пройдет главное тестовое мероприятие перед ЧМ-2022 — Арабский кубок ФИФА», — говорит исполнительный директор по коммуникациям Верховного комитета по проведению и наследию ЧМ-2022 в Катаре Фатма Аль-Наими.
Катарские власти активно использовали принципы устойчивого развития на этапе проектирования стадионов и заранее продумали, что сделать с ними после чемпионата. Так, 40-тысячный стадион Ras Abu Aboud стал первой в мире ареной, выстроенной из 949 грузовых контейнеров. «После турнира он будет демонтирован, его части послужат для создания других объектов. Это установит новые стандарты устойчивого развития», — считает Фатма Аль-Наими, которая добавляет, что «вместимость других стадионов сократят благодаря модульному дизайну». «Арены превратятся в социальные объекты: больницы, школы, торговые центры, отели», — пояснила она. Ранее в Верховном комитете по проведению и наследию ЧМ-2022 обещали демонтировать 170 тыс. кресел после чемпионата, передав их мусульманским странам Африки.
«В Катаре понимают, что чемпионат мира — шанс, который выпадает раз в жизни. Мы проведем уникальный фестиваль, который болельщики и футболисты запомнят навсегда. Турнир позволит нам познакомить миллиарды людей по всему миру с нашей культурой и этим удивительным регионом», — сказала Фатма Аль-Наими.
По данным портала Tripadvisor, в стране площадью около 11 тыс. кв. км расквартировано более 270 отелей, в том числе полсотни пятизвездочных гостиниц. При этом гостям мундиаля не придется совершать внутренние перелеты по стране, так как расстояние между стадионами чемпионата не превысит 75 км. Наконец, гражданам 80 стран, включая Россию, не нужна виза для посещения Катара. «Транспортное сообщение мирового класса, более 320 солнечных дней в году и 560 км нетронутых пляжей делают Катар обязательном местом для путешествий», — уверен Бертольд Тренкель.