Пандемия коронавируса не вызвала серьезного спада продаж спецтехники в России — этот рынок шестой год подряд продолжает восстановление после настоящего обрушения, вызванного резким падением рубля в конце 2014 года. В то время участникам рынка пришлось особенно непросто: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) в России рухнули более чем вдвое: с 14 тыс. единиц в 2014 году до 6 тыс. в 2015-м.
Начиная с 2017 года продажи ДСТ поступательно пытаются отыгрывать столь жесткое падение: в 2017 году рынок показал рост на 46%, до 9 тыс. единиц, далее в течение двух лет он прирос еще более чем на треть, до 13,7 тыс. единиц в 2019-м. И в непростой для экономики 2020-й, год пандемии, рынок также оказался в плюсе, пусть и небольшом, 0,3%.
В текущем году продажи ДСТ и другой спецтехники демонстрируют высокую положительную динамику: по подсчетам АЕБ, по итогам первого квартала они увеличились на внушительные 26% по сравнению с первым кварталом 2020-го, до 3,6 тыс. единиц.
Стройка без остановки
К основным видам ДСТ в России, по данным АЕБ, относятся гусеничные экскаваторы (31% рынка), экскаваторы-погрузчики (27%), погрузчики с бортовым поворотом (9%), гусеничные тракторы (8%), колесные погрузчики (8%), колесные экскаваторы (5%), автогрейдеры (5%), катки (4%), асфальтоукладчики (2%), сочлененные и карьерные самосвалы. По данным АЕБ, в нынешнем году особенно высокий рост продаж показали автогрейдеры (рост продаж по итогам первого квартала на 52%), колесные экскаваторы (плюс 38%), экскаваторы-погрузчики (плюс 29%). Скромнее выросли продажи гусеничных тракторов (плюс 18%). Впрочем, некоторые виды техники оказались в заметном минусе — это, в частности, асфальтоукладчики (минус 24% по сравнению с первым кварталом прошлого года).
Заметный рост спроса на дорожно-строительную технику сейчас прежде всего связан с объемами строительства и ремонта дорог в стране, которые идут нарастающими темпами: по данным Минстроя РФ, только в текущем году в стране запланированы ремонт и строительство 23 тыс. км дорог, а до конца 2024 года предполагается отремонтировать еще 77 тыс. км и построить 8,5 тыс. км региональных и федеральных дорог. «Развивать продажи строительной техники позволяет фокус государства на национальные проекты, в особенности в области инфраструктуры и дорожного строительства. В ближайшее время эти проекты продолжат оказывать хорошую поддержку строительной отрасли», — говорит Михаил Маклаков, директор по продажам строительной техники компании John Deere. Причем, отмечает эксперт, рынок двигают не только нацпроекты, напрямую связанные со строительством — такие как «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда», — но и целый ряд других. Например, реализация мер проектов «Образование» и «Туризм и индустрия гостеприимства» также не обходится без инвестиций в новую инфраструктуру, отмечает Михаил Маклаков.
Не дожидаясь нового сбора
В продажах дорожно-строительной техники в России в настоящее время уверенно доминируют иностранные производители, которые, по подсчетам АЕБ, занимают порядка 80% рынка: JCB, Volvo, Hitachi, John Deere, Komatsu, Caterpillar и др. Составить им конкуренцию пытаются российские производители спецтехники: «Дормаш», «Эксмаш», «ДСТ-Урал», «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра», «Кранэкс», «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», Заволжский завод гусеничных тягачей и другие предприятия.
Одним из основных инструментов стимулирования отечественного производителя в России выбран утилизационный сбор. Формально он направлен на защиту экологии, но этот платеж возвращается компаниям, производящим технику в стране. С конца прошлого года Минпромторг говорит о том, что утильсбор на дорожно-строительную технику и другую спецтехнику может быть повышен, для того чтобы стимулировать локализацию ее выпуска в России. Такой шаг может привести к росту розничной цены на большинство видов ДСТ на 15–25%, отмечают эксперты, и как раз ожидание такого скачка цен сейчас сильно стимулирует продажи. «Нынешнее стремительное развитие рынка связано прежде всего с ожиданием значительного повышения ставки утилизационного сбора, — говорит Юта Кацушима, директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia. — Потребители техники стараются закупить ее до того, как она существенно подорожает. Также разогревают рынок санкционные риски, из-за которых мы наблюдаем волатильность курса рубля. Опасения снижения курса российской валюты побуждают игроков рынка не откладывать на потом закупку машин».
«Мы наблюдаем высокий спрос на все виды техники, особенно на экскаваторы-погрузчики. Рост продаж этих машин связан с тем, что они являются наиболее универсальными для большинства клиентов, — соглашается Петр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России. — Повышение спроса вызвано прежде всего опасениями, связанными с возможным существенным повышением ставки утилизационного сбора. Многие клиенты, видя полупустые склады дилеров, стараются ускорить процесс принятия решений о покупке машин. Ситуация с новым размером сбора остается неопределенной. Проект отправлен на доработку в Минпромторг, обсуждение ставок продолжается, но нельзя исключать, что повышение утильсбора в этом году все же произойдет».
Возможные ограничения
Пока власти прорабатывают детали того, на какие виды спецтехники и на сколько будет поднят утилизационный сбор, производители техники обращают внимание на другой возможный фактор ограничения роста продаж — дефицит техники, вызванный нарушением глобальных цепочек поставок.
«Мы надеемся, что рынок спецтехники продолжит восстанавливаться, однако в последнее время появляется все больше сдерживающих факторов, — говорит Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ. — Последствием глобальных простоев во время пандемии стала нехватка компонентов во многих сферах промышленности, не только в нашей. Список дефицитных изделий и материалов только расширяется. Если ранее это были электронные компоненты, то сейчас недостает даже банального пластика». Кроме того, по словам эксперта, повышению себестоимости производства техники (и, следовательно, росту цен на нее и возможное замедление продаж) способствует серьезное подорожание стали и транспортировки продукции. По словам Андрея Комова, затор в Суэцком канале «также внес свои коррективы».