Решения ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Локализация специального назначения

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Российское производство специальной техники развивается, однако в стране выпускаются далеко не все типы машин. Это, по мнению экспертов, требует гибкого подхода при введении протекционистских мер.

Утилизационный сбор на продажу спецтехники российские власти ввели в 2016 году, объясняя это заботой об окружающей среде и необходимостью компенсировать издержки на утилизацию техники после окончания ее эксплуатации. При этом утильсбор на спецтехнику, как и аналогичный обязательный платеж для автоконцернов, — это по своей сути протекционистская мера, призванная защищать отечественных производителей: при условии локализации производства государство компенсирует выплаченный утилизационный сбор.

О том, что ставка утилизационного сбора на дорожно-строительную технику (ДСТ) будет серьезно повышена, представители Минпромторга России сообщают с конца 2020 года. В некоторых случаях повышение ставки этого сбора предполагается очень существенное — например, на некоторые виды экскаваторов и погрузчиков утильсбор может быть увеличен более чем в два раза.

Предполагаемое повышение ставки утилизационного сбора даст возможность российским предприятиям развиваться более динамично, полагает Владимир Антонов, исполнительный директор чебоксарского машиностроительного завода «Четра».

В некоторых сегментах специальной техники российские производители составляют успешную конкуренцию иностранным концернам: в частности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, на долю отечественных грейдеров приходится 55% всего объема продаж этой техники в стране, на долю бульдозеров российского производства — 35%. По словам Владимира Антонова, сегодня бульдозеры «Четра» конкурируют на рынке с Komatsu, Caterpillar и другими зарубежными марками, при этом в технике из Чебоксар используется от 88 до 92% российских компонентов.

По словам Владимира Антонова, сегодня совершенствуется российская техника разных типов — например, коммунальная: ведется работа над созданием мини-погрузчиков на гусеничном ходу и с электрическим двигателем, выпускаются «инновационные ходовые системы для гусеничной техники с использованием высоколегированных сталей, более высокой глубиной закалки элементов, морозостойкими уплотнениями и маслами».

«Повышение утилизационного сбора, безусловно, в той или иной степени будет стимулировать локализацию, — соглашается Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг». — Однако к трудностям локализации в России можно отнести низкие объемы производства и отставание локальных технологий».

Не все стимулируется 

Со стимулированием российского производства посредством увеличения утильсбора не все однозначно прежде всего потому, что российские производители успешно производят не все типы спецтехники.

Например, в сегменте фронтальных погрузчиков доля российской продукции составляет всего 4%, те же 4% — присутствие российских производителей в нише асфальтоукладчиков. При этом в стране практически не выпускаются дорожные фрезы, ресайклеры (машины, применяемые при ремонте дорог), харвестеры (для вырубки леса), форвардеры (транспортеры-погрузчики), буровые станки и целый ряд другой специальной техники. Повышение утильсбора на эти типы техники просто поднимет на нее цены, что по цепочке приведет к удорожанию строительных работ.

«Если объявленное Минпромторгом увеличение ставки произойдет, это больно ударит по рынку. Заменить все машины отечественной продукцией невозможно: доля российских производителей в общем объеме спецтехники менее 20%», — говорит Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ.

Углублять локализацию зачастую сложно и тем иностранным компаниям, которые имеют производство на территории России. Связано это с тем, что до падения продаж спецтехники в 2014 году крупные иностранные производители рассчитывали на более значимые объемы продаж в России. «Инвестиционные решения о создании собственных производств тогда принимались исходя из оптимистичных прогнозов развития рынка, — объясняет Андрей Комов. — Однако спрос на машины упал так сильно, что все еще не может вернуться на прежний уровень. Сейчас емкость рынка, например, экскаваторов составляет 4–5 тыс. единиц в год, в то время как мощность построенных в РФ заводов достигает 10 тыс. машин». При такой низкой востребованности спецтехники дальнейшая локализация — экономически неосуществимая задача, считает эксперт. Иностранные компании могут экспортировать свою продукцию в другие страны. «Произведенные в России агрегаты должны быть конкурентоспособными с точки зрения себестоимости в сравнении с моторами, изготовленными на заводах в Европе или Индии, — продолжает Андрей Комов. — Но в текущей ситуации мы, увы, не знаем, как это сделать».

Гибкий подход 

Вероятно, российскому регулятору следует дифференцированно подходить к фискальному давлению на производителей спецтехники. Эксперты сходятся во мнении, что для машин, которые не производятся отечественными компаниями, повышать утильсбор нет смысла. А для, например, бульдозеров, тракторов и прочей техники, которая выпускается российскими компаниями, протекционистские меры оправданны.

Повышению уровня локализации спецтехники в ближайшее время может способствовать изменение рыночной ситуации в некоторых отраслях, где сейчас складывается благоприятная конъюнктура.

«На спрос, безусловно, положительно влияет количество проектов в гражданском и дорожном строительстве. Кроме того, на выпуск спецтехники влияют последствия экономии во время пандемии: весь 2020 год, например, угледобывающие компании либо не инвестировали в машинное спецоборудование, либо сократили инвестиции. Но с начала 2021 года мы видим резкое увеличение вложений, особенно в угледобывающей промышленности, и это способствует росту спроса на спецтехнику в этой отрасли, а также на разработку новых технологичных решений», — отмечает Владимир Антонов.

Строительный и сельскохозяйственный высокий сезон, отложенное решение по увеличению утильсбора способствуют тому, что спрос растет, добавляет Екатерина Малахова, руководитель группы лизинга грузовой и строительной техники компании «Интерлизинг». В то же время, отмечает эксперт, негативное влияние оказывают рост цен на металл и повышение тарифов на электроэнергию. Так или иначе, резюмирует Екатерина Малахова, спрогнозировать объем выпуска и отгрузок спецтехники в 2021 году можно будет только после окончательного решения относительно индексации ставок утилизационного сбора.

Скачать Содержание
Закрыть