От первого лица ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Появляется спрос даже на страхование беспилотной техники»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О специфике страхования спецтехники в России, рисках и потенциале рынка РБК+ рассказал директор проектов дирекции корпоративного страхования «Сбербанк страхования» Дмитрий Цветков.

— По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2021 года в России было продано 3650 единиц дорожно-строительной и спецтехники, что на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Значит ли это, что работы в этом сегменте страхования для вас становится больше?

— Рост продаж спецтехники можно объяснить восстановлением отрасли после пандемии коронавируса: хотя в первом квартале прошлого года снижения ее продаж не произошло, далее оно наблюдалось во втором квартале, а в третьем и четвертом фактически была стагнация. Соответственно, все проекты, которые были приостановлены, начали наверстывать упущенное. Так что да, сейчас мы можем ожидать роста спроса на этот вид страхования. Потенциал сегмента страхования спецтехники в России очень большой.

Например, по прогнозам «Дом.РФ», в этом году ожидается существенное увеличение объемов запуска новых жилищных проектов — к концу 2021 года показатели могут на 20% превзойти прошлогодние. Также продолжается реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который подразумевает реконструкцию существующих трасс и строительство новых.

Значительная доля договоров, в «Сбербанк страховании» — около 60%, сегодня приходится на сельхозтехнику, что неудивительно, учитывая бурное развитие отечественного АПК в последние годы. Немаловажную роль в этом сыграло субсидирование отрасли в целом, производства и продаж сельхозтехники в частности. И потенциал сектора далеко не исчерпан, учитывая недостаточное техоснащение российских аграриев. Для сравнения: на 1 тыс. га пахотной площади в Казахстане приходится шесть тракторов, в Белоруссии — девять, в США и Канаде — 20, а в России — не более трех. Но уверен, страна будет стремиться догнать лидеров и вместе со спросом на технику будет расти спрос и на ее страхование.

— Какие особенности есть в страховании спецтехники?

— В сфере действует как вмененный, так и добровольный порядок. В первом случае, на который приходится около 90% всех заключенных договоров, покупать полис клиентов обязывают банки и лизинговые компании, которые финансируют приобретение этих машин и оборудования. Они предъявляют требования, в отношении каких рисков должны быть заключены договоры. Основной набор рисков, как правило, типичен: ДТП, пожар, просадка грунта, угон, падение объектов и ряд других. Кроме того, некоторые виды спецтехники, например тракторы, которые часто передвигаются по дорогам общего пользования, должны иметь полис ОСАГО.

Если страхователь захочет выйти за пределы обозначенных банком рисков, то мы, естественно, готовы расширять покрытие, включив в полис более объемный спектр возможных негативных событий вплоть до покрытия «от всех рисков». При этом мы готовы страховать и с франшизой, и без нее. Страхование с франшизой позволяет страхователю снизить свои расходы на приобретение полиса в моменте. Ну, а те, кто готов чуть больше заплатить, чтобы покрыть все свои убытки при наступлении страхового случая, покупают полис без франшизы, тем самым минимизируя свои регулярные издержки.

Если речь идет о добровольном страховании, то это риски, с которыми спецтехника сталкивается чаще всего, — столкновения, аварии, срывы грузов. Однако при желании можно застраховать технику даже от падения метеоритов. Помимо самой спецтехники мы готовы страховать дополнительное оборудование, которое на ней установлено.

Мы стремимся предоставлять комплексные услуги, что и удобнее, и дешевле для потребителя. Например, при страховании строительного проекта в пакет включается как страхование строительно-монтажных работ, так и всей спецтехники, находящейся на площадке. Или перемещение техники с одной площадки на другую либо перевозка с завода-изготовителя: соответственно, полис открывается начиная с момента погрузки на платформу и заканчивая процессом эксплуатации.

— Учитывает ли страховщик специфику отрасли, где работает техника?

— Конечно, от вида техники и характера ее эксплуатации зависит стоимость полиса, плюс у разных отраслей свои дополнительные риски. Если техника работает под землей или на каких-то горных выработках, то требуется учет рисков обрушения шахт, обвалов тоннелей. Если при бурении скважины происходит выброс углеводородов и возникает пожар, повреждающий технику, то у страховщиков это трактуется не как обычный пожар, а как «выход скважины из-под контроля», что требует определенных уточнений в договоре. Конечно, мы все это учитываем и готовы предлагать нашим клиентам максимальное покрытие.

— Насколько страховые компании в России сегодня удовлетворяют запросы потребителей соответствующих услуг?

— На мой взгляд, страховщики максимально охватывают рынок своим предложением, в том числе и наша компания. Востребованность в страховых продуктах для спецтехники часто зависит от региональной специфики. Например, строительная и дорожно-строительная спецтехника чаще страхуется в Московском регионе, в Санкт-Петербурге. Сельскохозяйственная — это юг, Центральное Черноземье и Поволжье, горнодобывающая — Урал, техника для нефтегазовой отрасли — Сибирь. Сейчас появляется спрос даже на страхование беспилотной техники: тут речь может идти, например, о самоходных зерноуборочных комбайнах, карьерной спецтехнике.

Наши услуги доступны клиентам во всех субъектах РФ.

— Делает ли ваша компания ставку на развитие сегмента корпоративного страхования?

— Направление корпоративного страхования мы развиваем около четырех лет. Надо сказать, что все это время мы опережали темпы роста рынка. Только за 2020 год в части страхования спецтехники мы выросли на 70% — примерно с 100 млн до 170 млн руб. премии. Замечу при этом, что статистику на рынке страхования спецтехники сложно подсчитать, поскольку нигде в отчетности этот сегмент отдельно не выделяется. Его могут рассматривать как с точки зрения страхования автотранспорта — по аналогии с каско, так и страхования имущества юридических лиц. По экспертным оценкам, сегодня наша доля на рынке составляет около 4%. Но мы, естественно, будем ее наращивать.

— Как часто происходят страховые случаи и каков размер выплат по ним?

— Если смотреть с точки зрения урегулирования убытков, то каждую неделю что-то случается: пожары, столкновения, падения. И мы, естественно, регулярно осуществляем выплаты по страховым случаям. Средний размер выплаты по сельхозтехнике, например, при стоимости комбайна 6–10 млн руб. может составлять 3–4 млн руб. Пожар, как правило, влечет тотальный убыток, когда техника не подлежит восстановлению, и выплаты тоже значительные. Недавно у нас были выплаты из-за гибели лесозаготовительной техники — порядка 20 млн руб. Надо заметить, что страховщики вообще не очень охотно работают с лесозаготовительной техникой, которая достаточно дорогостоящая, а процессы, в которых она участвует, пожароопасны. Древесная пыль, стружка — все это легко воспламеняется. Но мы одна из тех компаний, которые готовы работать в этой сфере: предлагать клиентам соответствующие страховки и платить по убыткам.

— Какие задачи ставят перед собой страховщики в сегменте корпоративного страхования?

— Для нас самый актуальный вопрос — увеличение доли добровольного страхования спецтехники. Все-таки хотелось бы, чтобы наши клиенты сами осознавали необходимость страхования, защиты своих интересов.

Решения Локализация специального назначения
Скачать Содержание
Закрыть