Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Страхование жизни: в поисках новых драйверов

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Рынок страхования жизни в России растет двузначными темпами. Но эксперты предупреждают, что «точки роста» практически исчерпаны, и призывают индустрию к поиску новых драйверов. Одним из них может стать цифровизация рынка

По итогам первого квартала текущего года рынок страхования жизни, по данным Банка России, продолжил уверенный рост. Страховые премии в этом сегменте увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%, превысив 106 млрд руб. Однако динамика в подсегментах была разнонаправленной. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), на рынке накопительного страхования жизни (НСЖ) прирост составил 18%, до 32,7 млрд руб. Премии по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), напротив, снизились на 4,4%, до 46,3 млрд руб. «На рынке изменился основной драйвер: на смену ИСЖ, которое раньше росло галопирующими темпами, пришло НСЖ, темпы роста которого носят более умеренный характер», — констатирует старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Любарская.

Интерес к здоровью и накоплениям 

Тенденция к росту популярности продуктов НСЖ ярко проявилась еще в прошлом году на фоне роста страхового рынка в целом на 4,1%, по данным ЦБ. Объем страховых премий составил 1,5 трлн руб. Основной вклад в рост по итогам прошлого года внесли НСЖ и кредитное страхование, отмечается в отчете регулятора. Объем взносов по накопительному страхованию жизни за год увеличился на 25%, до 136,9 млрд руб. «За минувшее десятилетие сегмент накопительного страхования жизни вырос в десять раз. Он остается одним из основных драйверов российского страхового рынка с долей более 30% в сегменте страхования жизни», — говорит генеральный директор «Капитал Лайф Страхование жизни» Евгений Гуревич.

Ключевым поводом для развития личного страхования в последние годы вице-президент ВСС Виктор Дубровин называет снижение ставок по депозитам и повышение на этом фоне активности населения на рынке розничных инвестиций в целом. Кроме прочего, по словам генерального директора компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимира Черникова, свою роль сыграло и изменение режима налогообложения по вкладам свыше 1 млн руб., что спровоцировало рост интереса клиентов сегмента affluent & private к продуктам страхования жизни как к альтернативному способу сбережений.

Опережающий рост НСЖ при этом был во многом обусловлен тем, что в пандемию внимание людей к своему здоровью существенно повысилось. События прошлого года стали причиной существенных изменений в сознании и поведении людей, они стали чаще задумываться о страховой защите и создании финансовой подушки безопасности, которую позволяют формировать инструменты страхования жизни, отмечает Евгений Гуревич.

По итогам первого квартала этого года выплаты страховщиков жизни выросли более чем на 60% год к году, достигнув почти 72 млрд руб. В прошлом году объем выплат составил более 212 млрд руб., по данным ВСС. В текущем году, по прогнозам «Капитал Лайф Страхование жизни», совокупные выплаты страховщиков жизни могут достигнуть рекордных 300 млрд руб. «Это ощутимые цифры в масштабах экономики страны, что говорит о растущей социальной значимости нашей отрасли в непростое время», — подчеркивает Евгений Гуревич. В «Эксперт РА» прогнозируют, что рынок страхования жизни (объем сборов) в этом году вырастет примерно на 25%, до 540 млрд руб.

В ВСС оценивают возможный рост рынка более консервативно — до 10%. Как говорит Виктор Дубровин, потенциал действующих драйверов развития рынка сейчас почти исчерпан и страховщики стоят перед непростой задачей поиска новых стимулов. Он считает, что ее решение лежит в плоскости развития страховой культуры, осознания населением необходимости самостоятельного пенсионного, социального и медицинского обеспечения.

Задача поиска новых точек роста усложняется новым для страховщиков жизни вызовом — изменением регулятором условий продажи ИСЖ и НСЖ. Специальное указание ЦБ предполагает усиление рисковой составляющей полисов страхования жизни, начало действия страховой защиты с момента уплаты страховой премии либо первого взноса, защиту капитала, вмененную доходность и так далее.

По словам Виктора Дубровина, если эти указания в итоге выйдут в той редакции, в которой они существуют сейчас, то говорить о развитии рынка будет непросто: «Требования ЦБ с высокой вероятностью сведут достаточно разнообразное с точки зрения продуктов и сервисов страхование к ситуации, когда страховщикам будет сложно предложить интересные для клиентов решения». По мнению эксперта, попытки «упаковать» продукты страхования жизни под новые требования приведут к существенным затратам на формирование новых продуктовых линеек и выстраивание продаж.

Необходимость ограничения продаж полисов ИСЖ и НСЖ с единоразовым взносом окажет сдерживающее влияние на рынок страхования жизни, соглашается Ольга Любарская.

Жизнь в «цифре» 

Одним из драйверов дальнейшего роста может стать цифровизация рынка страхования жизни, уверены эксперты. Ряд компаний сегодня предоставляют возможность удаленно оплачивать страховые премии, например через Систему быстрых платежей ЦБ, авторизовываться в личном кабинете через сервис госуслуг, вносить изменения в существующие договоры НСЖ и ИСЖ, оформлять заявление и получать выплаты в полностью дистанционном режиме и т.д.

Однако, согласно исследованию, проведенному ВСС, лишь 10–20% процессов страховых компаний сейчас отвечают критериям цифровой услуги. «Мы видим, что цифровой канал связи с клиентом для компаний по страхованию жизни пока не является основным и даже существенным в общем объеме продаж, уровень цифровизации в страховании жизни ниже, чем по иным розничным видам страхования», — комментирует Ольга Любарская.

В части препятствий на пути цифровизации рынка эксперты отмечают в числе прочего законодательные нюансы. «Многие страховщики опасаются, что выплаты, произведенные по электронным документам и цифровой информации, не будут восприняты налоговыми органами как первичные документы, подтверждающие обоснованность выплаты», — говорит генеральный директор компании «Сбербанк страхование жизни» Игорь Кобзарь. Он объясняет, что любая выплата страховщика уменьшает его обязательства по выплате налога на прибыль, поэтому данные опасения не беспочвенны. Сейчас на рынке встречается практика, когда страховщик не может доказать контролирующим органам, что электронный документ приравнивается к оригинальному. «В данной связи для развития рынка критично важным является принятие закона о возможности страховщика использовать электронные документы для произведения выплаты», — уверен эксперт.

Причем собеседники РБК+ подчеркивают, что цифровизация — залог не только роста, но и выживания рынка. «Не секрет, что многие ИТ-компании, такие как Google или «Яндекс», активно выходят на банковский рынок, предлагая новый уровень сервиса. Мы ожидаем, что в какой-то момент они придут и на рынок страхования, поэтому активно готовимся к этому», — объясняет Игорь Кобзарь. Цифровизация в страховании является для рынка не просто фактором роста качества клиентского обслуживания или снижения издержек компании. Это стало принципиальным вопросом присутствия страховой компании на рынке, считает Владимир Черников.

Скачать Содержание
Закрыть