Финтех-революция во всем мире началась с платежей: новые сервисы позволили переводить деньги быстрее, дешевле, платить из любого места и дали новичкам доступ к платежным услугам. Россия находится на передовой disrupt-волны и отметилась «русским чудом», когда за восемь лет число безналичных транзакций выросло в 30 раз. В 2019 году Россия, как показали исследования EY, стала третьей страной в мире по уровню проникновения финтех-услуг в целом и первой по проникновению финтех-услуг в сегменте переводов и платежей. «Принудительный» цифровой рывок 2020 года, связанный с пандемией COVID-19, ускорил развитие финансовых технологий в целом в мире и в нашей стране в том числе, отмечают эксперты.
Дороги расходятся
Сейчас рынок начинает следующий этап конкурентной борьбы — в нее вступают ретейл и торговые маркетплейсы. Активность гигантов e-commerce на рынке финансовых услуг и технологий не удивляет — в 2020 году сфера онлайн-ретейла в РФ совершила колоссальный рывок. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в прошлом году объем внутреннего онлайн-ретейла в РФ вырос на 92%, почти до 2,8 трлн руб.
Сегодня всем участникам российского финансового рынка нужно переосмыслить свою роль и выбрать дальнейшую траекторию, говорит CEO группы QIWI Андрей Протопопов: «Выбор стоит между развитием большой экосистемы или конкретной специализации своего бизнеса. В то время как количество экосистем ограничено несколькими ключевыми игроками, варианты специализаций могут быть самыми разными».
Структурно, по словам эксперта, их можно разделить на вертикальные — в нишах и сегментах, и горизонтальные — инфраструктурные сервисы для других участников платежного рынка, например услуги эквайрингового процессинга. «Мы проанализировали ситуацию и поняли, что накопили обширную экспертизу в работе на новых рынках. Поэтому нам подходит роль «цифрового киллера» — провайдера специализированных сервисов для финансово недообслуженных групп», — говорит Андрей Протопопов. Речь идет о развитии кастомизированных сервисов, решающих конкретные платежные задачи в различных нишевых сегментах, от получения банковских гарантий при государственных закупках до виртуальных карт для вебмастеров, работающих в направлении интернет-маркетинга.
Для любой экономики и бизнеса платежная инфраструктура — как кровеносная система в организме. На российском рынке формируется своя специфика этого направления: нефинансовые игроки пошли по пути вертикальной интеграции, планируя самостоятельное развитие финансовых компетенцией и технологий. Например, российский онлайн-ретейлер Wildberries в феврале этого года купил банк «Стандарт-кредит» — для развития платежного сервиса, повышения скорости и удобства взаиморасчетов с площадкой для покупателей и продавцов. А в конце мая Wildberries совместно с несколькими банками и микрофинансовыми организациями открыла сервис покупок товаров в кредит и рассрочку онлайн и в мобильном приложении. Другой крупнейший онлайн-маркетплейс Ozon в мае завершил сделку по приобретению Оней Банка у Совкомбанка. Наконец, «Яндекс» недавно объявил о покупке банка «Акрополь» для развития направления финансовых сервисов.
Пока еще прошло слишком мало времени, чтобы оценить результативность этого подхода российского бизнеса. Только через несколько лет будет понятно, стоила ли игра свеч и смогут ли нефинансовые игроки создать и поддерживать финансовую инфраструктуру, которая будет отвечать актуальному запросу клиентов, считает Андрей Протопопов: «В ином случае финансовые сервисы, по аналогии с зарубежными рынками, продолжат полностью развиваться в рамках финансовых и финтех-институтов, поскольку те имеют наибольшую компетенцию в этом бизнесе».
Неэкологичные экосистемы
Одно из ключевых направлений финтеха — развитие экосистем, которые во многом строятся именно на внедрении современных digital-сервисов обслуживания, коммуникаций, платежей. Российский финансовый рынок довольно тесен: на нем активно развивается первая десятка кредитных организаций, которые главным образом и формируют экосистемы, скупая финансовые стартапы, отмечает председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. «Некоторые участники рынка выстраивают ряд из разных продуктовых направлений, не только финансовых сервисов, расширяя таким образом свое влияние», — комментирует тенденцию директор по отраслевым направлениям автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» Павел Чеботарев.
Такой подход создает риски монополизации рынков, о чем, в частности, упоминает Банк России в своем апрельском докладе «Экосистемы: подход к регулированию». В этой связи важно выработать общие правила игры для цифровых экосистем и платформ, считает регулятор. Ожидается, что правительство представит законопроект о регулировании экосистем к весне 2022 года, ранее заявлял журналистам первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Мы поддерживаем необходимость регулирования экосистем для того, чтобы сохранить права клиентов, не создавая искусственных барьеров для крупного бизнеса и МСБ, для развития конкуренции, говорит Андрей Протопопов: «Это будет выгодно и тем и другим. Крупные игроки продолжат конкурировать на эффекте масштаба, а менее масштабные компании, которым нет смысла плавать в «красном океане» (высококонкурентная среда. — РБК+), продолжат выходить на неосвоенные рынки без цифровой платежной инфраструктуры».
Однако такая работа требует глубокого погружения в нюансы бизнеса клиента. Например, работа с таксопарками, по словам Андрея Протопопова показала, что помимо выплатного решения необходима полноценная среда для управления. В сервисе «Таксиагрегатор», созданном в партнерстве с QIWI, был реализован интерфейс с возможностью отслеживания поездок, антифрод-мониторинга и управления информацией о водителях, которые могут подписать договор оферты одним кликом. Кроме того, таксопарки могут удаленно открыть счет в КИВИ Банке, а также подключить кредитование в виде овердрафтов, чтобы вовремя платить водителям такси, избегая тем самым кассовых разрывов в выходные или праздничные дни, когда агрегатор не переводит денежные средства.
API, откройся!
В контексте экосистем особую важность приобретает развитие технологий Open API — открытых программных интерфейсов, считают эксперты. В конкурентной борьбе многие классические банки будут вынуждены открывать свои API для партнеров, уверен генеральный директор компании TalkBank (резидент фонда «Сколково») Михаил Попов: «На первое место выйдет концепция Embedded Finance (от англ. «невидимые финансы». — РБК+), подразумевающая, что маркетплейсы и экосистемы активно используют в своих продуктах комбинированные финансовые и технологические услуги».
Открытый банкинг — это инструмент и ключ к обществу открытых финансов, считает Андрей Протопопов: «Платежи будут становиться бесшовными, более прозрачными и безопасными. Благодаря открытым интерфейсам будет развито кросс-индустриальное взаимодействие между разными игроками и появятся принципиально новые сервисы на рынке». Стратегически QIWI, по его словам, также использует принципы этой концепции внутри себя: «Как платежному фасилитатору нам важно дать клиентам удобный опыт, например единый шлюз, избавляя от необходимости подключаться к каждому контрагенту через отдельные интерфейсы». По мнению эксперта, финтех будет все больше проникать в «недообслуженные» нишевые рынки, все большую актуальность будут приобретать решения, кастомизированные под запросы целевых потребительских групп.
Блокчейн и роботы
Кардинальная перестройка российского финансового рынка будет связана с внедрением цифровых финансовых активов, полагает Роман Прохоров. Игроки рынка уже сейчас готовы к внедрению технологии блокчейн, отмечает Михаил Попов: «Многие компании имеют технологические пилоты в этой сфере, которые не переходят в массовое применение из-за отсутствия разрешительной законодательной базы». Сдвинуть ситуацию с мертвой точки может внедрение цифрового рубля, концепция которого сейчас широко обсуждается с подачи ЦБ и в основе которого лежит технология блокчейн.
В ближайшие год-два хорошие шансы «выстрелить» есть у проектов, связанных с цифровыми финансовыми активами, а также краудфандингом, считает Роман Прохоров. Эксперт также надеется, что в жизнь россиян активно войдут роботизированные финансовые помощники. Развитие финтех-сервисов, которые автоматизируют процессы и встраивают их в удобные для клиентов каналы (включая мессенджеры), позволит не продвинутым пользователям пользоваться финансовыми услугами и разговаривать с роботом так же, как они привыкли говорить с менеджерами в отделениях, считает Михаил Попов.
Андрей Протопопов относит к ближайшему будущему решения по автоматической оплате покупок в онлайн- и офлайн-магазинах по аналогии с тем, как уже развивается автоматическая оплата проезда на платных дорогах. Подобные технологии выведут пользовательский путь на максимально бесшовный уровень. В более долгосрочной перспективе будут развиваться сервисы, основанные на принципе M2M (machine-to-machine), когда взаимодействие, в том числе финансовое, будет происходить между гаджетами и бытовой техникой по заданному алгоритму без участия человека. Развитие M2M — логичный этап на пути становления экономики API, когда все информационные системы будут взаимосвязаны, считает эксперт. Функции людей в диджитал-мире будет выполнять цифровой аватар: автоматический заказ продуктов бытовой техникой, оплата подписок «умными» помощниками, получение проактивных советов от банка-эдвайзера по управлению финансами или выравнивание доходов, когда банк автоматически пополнит баланс, если он опустится ниже привычного среднего уровня, добавляет представитель QIWI.