По оценке Минтранса РФ, до 20% всех грузовиков передвигаются по российским дорогам с нарушением весовых норм, что влечет тяжелые последствия.
С одной стороны, перегруженный сверх нормы и менее управляемый автомобиль — это повышенная опасность в транспортном потоке. По данным ГИБДД, число ДТП с грузовиками в стране все еще велико: ежегодно в России с тяжелым коммерческим транспортом происходит более 10 тыс. аварий, в результате которых гибнет более 1,5 тыс. человек.
Одновременно перегруженный транспорт является причиной разрушения дорожного полотна, нанося огромный ущерб: только на ремонте дорог удалось бы сэкономить 2,7 трлн руб., не будь этого перегруза, подсчитали в Минтрансе.
Случается, что нагруженные сверх нормы грузовики не только продавливают глубокую колею в порой только что положенном новеньком асфальте (это хорошо заметно, например, на выезде с карьеров и других объектов с интенсивным использованием груженого транспорта), но и рушат целые мосты.
Широкий резонанс получил инцидент с рухнувшим несколько лет назад автомобильным мостом над главным железнодорожным путем Транссибирской магистрали близ станции Свободный Амурской области. Тогда было остановлено движение по главному пути Транссиба именно из-за перегруженного грузовика, который бесконтрольно двигался по дороге.
Борьба с перевесом
Автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК) для коммерческого транспорта точечно начала внедряться на российских дорогах еще пять лет назад, но лишь в этом году у нее проявился осязаемый контур. В 2016 году на российских дорогах стали появляться пилотные пункты АСВГК, которые в автоматическом режиме на ходу способны определять вес автомобиля и, подобно камерам превышения скорости, наказывают нарушителей, присылая им «письма счастья» со штрафами. Однако до сих пор система не развернута в полной мере.
Минувшим летом, как сообщает «Интерфакс», Министерство транспорта направило в правительство на утверждение проект концессионного соглашения по созданию автоматизированной системы весогабаритного контроля на федеральных автодорогах.
Согласно документу заказчиком от лица государства в развитии данного проекта выступит Росавтодор, а концессионером — компания «Ростелематика», которая является совместным предприятием «Ростелекома» (49%) и «Национальных телематических систем» (51%, аффилирована с оператором системы взимания платы с большегрузов «Платон»).
Определен и общий объем финансирования: согласно оценкам Минтранса, реализация проекта создания АСВГК обойдется в 151,9 млрд руб., из них 132,6 млрд руб. предполагается выделить из федерального бюджета, остальное будет привлекаться в виде кредитных и заемных средств, а также за счет средств участников проекта.
Чиновники заявляют, что все эти вложения окупятся: в обосновании проекта указано, что доходы госбюджета от реализации проекта АСВГК только за счет улучшения состояния автомобильных дорог составят около 2,7 трлн руб. Значимая часть затрат будет окупаться за счет штрафов, а также выплат налогов и сборов со стороны участников проекта. Предполагается, что организационно система АСВГК будет состоять из 417 пунктов весового контроля по всей стране, также заработают специальные центры обработки данных и контроля и центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Ожидается, что концессионное соглашение по системе весового контроля на российских дорогах будет заключено в ближайшие месяцы.
Бизнес опасается перегрузок
Новость о вступлении процесса организации системы контроля веса на дорогах участники рынка грузоперевозок и обслуживания коммерческих автомобилей в целом встретили позитивно.
«Использование автоматических пунктов весового контроля мы считаем актуальным вопросом, добросовестные компании заинтересованы в контроле соблюдения норм весогабаритного контроля, — отмечает Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании «Авто-ПЭК». — Для государства создание системы даст обеспечение сохранности дорожного полотна, снижение аварийности и количества ДТП на дорогах. Для бизнеса — возможность работать в равных конкурентных условиях».
Но при этом перевозчики жалуются на то, что уже запущенные элементы системы весогабаритного контроля пока работают с погрешностями. «Комплексы автоматического весогабаритного контроля могут быть полезны транспортной отрасли, однако в данное время все еще необходима доработка системы, — утверждает Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые линии». — В частности, на законодательном уровне нужно регламентировать ответственность грузоотправителя за перегруз, предоставить перевозчику право на контрольное взвешивание, откорректировать аппаратуру. Кроме того, в данное время штрафные санкции несоразмерны нарушению — необходимо пересмотреть и ввести дифференциацию штрафов».
Размер штрафов за перевес грузовиков сейчас составляет от 1,5 тыс. руб. до внушительных 500 тыс. руб., что при работающей со сбоями системе взвешивания может лечь тяжким бременем на бизнес и стать дополнительным фактором удорожания перевозок. «Пока система автоматического контроля массы машин далека от идеала, ее ахиллесова пята — погрешности, допускаемые пунктами взвешивания, что приводит к большим штрафам для логистических компаний, — указывает Дмитрий Парфенов, глава департамента продаж компании «Идемитсу Лубрикантс Рус» (смазочные материалы для коммерческих автомобилей). — В итоге рейсы для них могут стать попросту «золотыми», особенно когда речь идет об игроках с парком пять—десять грузовиков. Несложно подсчитать, что из-за штрафов они могут понести серьезные убытки: при стоимости перевозки 1 т груза на расстояние 100 км 5–8 тыс. руб. размер штрафа для фирмы, владеющей машиной, может составить в среднем 100–400 тыс. руб.». У бизнеса, по словам эксперта, остается два выхода: либо уплатить штраф за счет ранее полученных доходов, снизив тем самым чистую прибыль, либо приплюсовать его к сумме доставки, от чего потребитель точно будет не в восторге.
Во время движения грузы могут смещаться, например, из-за неровного дорожного покрытия, что способно привести к превышению нормы по нагрузке на одну ось, добавляет Дмитрий Иевлев: «Система же определяет это как нарушение, за которое полагается штраф. При этом проконтролировать распределение грузов во время движения водитель может не всегда, поскольку оборудование для этого есть только на моделях грузовиков не старше трех лет, а около 90% грузовых транспортных средств в России им не оснащено».
Непонятно пока, по словам эксперта, и разграничение ответственности за перегруз: если фура загружается на стороне клиента, транспортная компания не может проконтролировать вес, а штраф за нарушение платит перевозчик, что несправедливо.
Все эти вопросы, замечает эксперт, нужно отрегулировать до того, как «второй «Платон» заработает в полную силу.