Инновации ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Здравоохранение переориентируется с процесса на результат лечения

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Лидеры отрасли готовы внедрять инновационные подходы к оказанию медицинских услуг.

Пандемия выявила задачи, которые системе здравоохранения необходимо решать в первую очередь. Опрос граждан, проводившийся в рамках исследования «Социальная механика» об удовлетворенности медпомощью по ОМС Всероссийским союзом пациентов и Центром гуманитарных технологий в марте и августе 2021 года, показал, что на фоне распространения коронавирусной инфекции 50% респондентов почувствовали ухудшение качества и доступности лечения в сравнении с 2018 и 2019 годами. 49,1% респондентов столкнулись со сложностями доступа к профильным врачам, 41,8% — с отсутствием необходимых специалистов в учреждении, 41,6% — с невозможностью получить все необходимые услуги в одном месте.

На данном этапе отрасль извлекает уроки из опыта борьбы с COVID-19, отмечает глава Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России, СНГ Максим Кузнецов: «Например, многие специалисты, которые раньше скептически относились к телемедицинским технологиям, смогли оценить их преимущества на практике».

Участники исследования Philips «Индекс здоровья будущего 2021»  — высшее руководство и главные врачи клиник в 14 странах, включая Россию, — уверены, что в ближайшие годы их лечебны е учреждения и система здравоохранения смогут оказывать более высококачественные медицинские услуги (об этом заявили 79% респондентов). 70% считают, что государство способствует созданию надежной системы здравоохранения.

Главное — результат 

Отрасль в целом достойно приняла вызовы пандемии, приводят авторы «Индекса здоровья будущего 2021» слова медицинского директора Philips Яна Кимпена: «Многие делают упор на ценностно ориентированное здравоохранение и ожидают широкого принятия такого подхода».

Эта инновационная модель направлена на оплату результатов лечения, а не объема оказанных медицинских услуг. Ее внедрение стимулирует поставщиков повышать доступность медицинской помощи и улучшать результаты при одновременном снижении затрат.

Четверть опрошенных лидеров российской системы здравоохранения планируют в будущем перейти к такой модели предоставления услуг. В частности, программа модернизации первичного звена нацпроекта «Здравоохранение» направлена на повышение квалификации медработников организаций первичной медико-санитарной помощи, сокращение времени ожидания в очереди и упрощение процедуры записи на прием. Это ключевые компоненты ценностно ориентированного здравоохранения, отмечает заведующая отделением лучевой диагностики Федерального научно-клинического центра медицинской радиологии и онкологии Светлана Кац.

Основы ценностно ориентированного подхода оказания медпомощи достаточно развиты в частном секторе, отмечает она: «Особенно в крупных городах, где в клиниках налажено четкое администрирование».

Расширение частными клиниками услуг, оказываемых по программе ОМС, также будет способствовать развитию инновационных подходов в системе здравоохранения, отмечают эксперты. По данным консалтинговой компании «Деловой профиль», доля частных клиник в стране за последние восемь лет выросла с 23,4 до 38%.

При этом одной из основных целей медицинских учреждений, как частных, так и государственных, через три года станет внедрение практик устойчивого развития, отмечают авторы «Индекса здоровья будущего 2021»: число приверженцев целей устойчивого развития в здравоохранении вырастет с 5 до 41%.

Это необходимость, которая обусловлена правилами регулирования мировых рынков и международным законодательством, отмечает председатель совета директоров ГК «Эксперт», председатель комитета Липецкой ТПП по предпринимательству в сфере здравоохранения Елена Латышева: «В нашей сети медицинских центров в 2021 году взят курс на разработку стратегии социальной ответственности и устойчивого развития».

Цифровой путь к пациенту 

Пандемия ускорила цифровую трансформацию в здравоохранении. Так, в 2020 году Минздрав РФ, например, рекомендовал регионам организовать для пациентов с COVID-19 телемедицинские консультации и отдельные амбулатории для диагностики коронавируса.

Участники рынка медицинских услуг уделяют особое внимание дистанционной помощи пациентам, в том числе телемедицине, отмечают авторы «Индекса здоровья будущего 2021»: «Это помогает поддерживать оказание медпомощи в условиях пандемии и расширять доступ к ней в регионах страны».

В Международном томографическом центре Сибирского отделения РАН, например, результаты обследований — медицинское заключение и ссылка на архив DICOM-изображений — поступают пациентам на электронную почту, рассказал главный научный сотрудник центра, заведующий лабораторией «МРТ технологии» Андрей Тулупов.

Наряду с решениями хранения данных, просмотра и анализа изображений обеспечение новых возможностей коммуникации с пациентом является не менее важным достижением современных технологий, отмечает он.

Цифровизация здравоохранения — одно из фокусных направлений для государства, говорит старший менеджер группы технологической интеграции департамента консалтинга Deloitte Павел Джулай: «В РФ сформирована нормативная и юридическая база для оказания телемедицинских услуг, активно ведется ее доработка для расширения областей применения телемедицины».

Обмен данными между государственными информационными системами и цифровыми медицинскими сервисами позволит частным сервисам страховых компаний проще интегрироваться и в итоге улучшит опыт пациентов, отмечает Павел Джулай. Рост продуктовой разработки, количество стартапов и инвестиционная активность вокруг дистанционных медицинских услуг, по его словам, позволяют ожидать интенсивного развития цифровой медицины.

Темпы роста рынка телемедицины в России ускорятся, прогнозируют в Philips. До 2020 года рост ожидался на уровне 10–15% ежегодно. Российские лидеры в сфере здравоохранения уделяют приоритетное внимание инвестициям в эту область, приводят они данные опроса: 53% медицинских организаций уже вкладывают значительные средства в решения для удаленного мониторинга пациентов. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 64%, в Китае — 47%.

В ближайшие три года необходимо инвестировать в технологии искусственного интеллекта для оптимизации операционной эффективности (43%), интегрированной диагностики (38%) или прогнозирования результатов лечения (35%), считают опрошенные Philips представители российского медицинского сообщества.

По данным компании VEB Ventures (дочерняя компания ВЭБ.РФ), в 2017–2020 годах общий объем венчурных инвестиций в телемедицинские компании в РФ составил более 2 млрд руб. По оценке аналитиков, объем рынка к 2025 году может вырасти до 96 млрд руб. с 1,5 млрд руб. в 2019-м.

Необходимо совершенствовать нормативную базу, считает заведующая кафедрой информационного менеджмента, организации и управления качеством в здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Евгения Берсенева. Пока, согласно законодательству, телемедицина может применяться только при повторном приеме пациента, отмечает она: «Дистанционное взаимодействие с пациентом не позволяет ставить диагноз, но допускает корректировку ранее назначенного лечения, если предварительный диагноз был установлен на очном приеме».

Качество медицинских услуг, оказываемых с помощью современных технологий, зависит и от технологической и цифровой грамотности работников отрасли, отмечают аналитики Philips. Четверть лидеров в сфере здравоохранения считают, что обучение персонала необходимо для внедрения цифровых технологий. При этом 65% молодых медицинских работников хотят пройти обучение новым технологиям.

Скачать Содержание
Закрыть