— COVID-19 и санкции стали испытанием для инвестпроцесса в мире. Как вы оцениваете динамику европейских проектов в РФ?
— Конечно, санкции и коронавирус сильно ударили по бизнесу. Но если к санкциям все в целом привыкли, то COVID-19 изменил весь мир. В начале локдауна пострадали малый и средний бизнес. Крупный бизнес ощущает эхо пандемии сейчас: неполная мощность цепочек поставок, остановки в работе предприятий. Ограничения по поездкам также не способствуют поддержанию взаимоотношений и созданию новых деловых контактов.
В 2019–2020 годах мы наблюдали сильнейший спад инвестиций. Однако последние месяцы говорят о первых признаках оживления. Западный бизнес видит и хочет освоить потенциал российского рынка, несмотря на возможные сложности. По моему мнению, следует ожидать роста инвестиций в среднесрочной перспективе.
— Какие риски существуют для иностранных инвесторов в России?
— Россия — многообещающий рынок, но в нем экономическая надстройка развита слабее, чем на западном рынке, поэтому иностранный бизнес сталкивается с непониманием сложной налоговой системы, нормированием, сертификацией. Добавим сюда и сдержанное отношение к России из-за непростой политической ситуации. Без опытного консультанта можно совершить много ошибок при выходе на этот рынок.
России также нужны инвестиции и технологии, за которые готовы хорошо платить. Если речь идет только о бюджете, часто выбираются китайские производители, если о сроке службы, качестве, гарантии и сервисе, то предпочитают европейцев.
Большую роль играют длительный опыт работы с европейскими партнерами, давние исторические и культурные связи. Развитое партнерство, построенное на принципах доверия и взаимоуважения, ценнее моментальной выгоды.
— Насколько актуальна для корпорации, решившей работать в России, помощь международной консалтинговой компании?
— Основная проблема в развитии торговли — разные системы сертификации товаров в РФ и ЕС, в которых сложно разобраться.
Многое делается для сближения российских и западных стандартов налоговой и бухгалтерской отчетности, но этого пока недостаточно. Иностранные компании не всегда понимают сложности в расчете зарплаты в России, построении бизнес-процессов, не знают, как справиться с колебанием курса рубля при зависимости от импорта или зарубежного финансирования.
Schneider Group решает такие проблемы, специализируясь на юридическом и налоговом консалтинге, бухгалтерских и финансовых услугах, ИТ-решениях и управлении рисками при выходе международного бизнеса на рынки России и стран СНГ и становясь бизнес-партнером своих клиентов.
— Как вы оцениваете создаваемую в России инфраструктуру для реализации инвестпроектов?
— Безусловно, предпринимаются шаги для привлечения новых инвестиций. Закон о защите иностранных инвестиций — значительное достижение, позволяющее вложенным средствам нормально работать и не подпадать под меняющееся законодательство.
В России много индустриальных парков и ОЭЗ, введены новые режимы — специнвестконтракты (СПИК 2.0) с меньшими порогами «входа» в бизнес-проекты. СПИК 2.0 дает лучшие льготы, чем ОЭЗ или индустриальные парки, но он не полностью отработан, и иностранные компании часто предпочитают ему ОЭЗ. СПИК 2.0 явно не хватает «маркетинга» и специального рычага для успешной институционализации и широкого масштабирования.
В целом эти инструменты очень привлекательны для иностранного бизнеса.