Рыночный расклад ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Ажиотаж по рецепту

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Отечественный фармрынок растет третий год подряд. Основными драйверами стали высокая готовность населения страны лечиться всеми доступными и разрекламированными препаратами и падение курса рубля к основным валютам.

В период пандемии российский фармацевтический рынок продолжал расти, несмотря на кризисные экономические явления в мировой экономике. Но рост происходил в рублевом выражении, то есть за счет повышения цен на лекарства, при этом продажи лекарственных препаратов в натуральном выражении заметно снизились. В 2021 году тренд только укрепился.

Ненатуральный рост

Согласно аналитическому отчету консалтинговой компании «Деловой профиль», финансовые итоги фармрынка 2020 года выглядели оптимистично: динамика в денежном выражении составила 9,8% вместо прогнозируемых 5–6%. Его объем достиг 2,04 трлн руб. против 1,86 трлн руб. годом ранее, а прибыль российской фармы от продаж увеличилась почти вдвое, с 126,3 млрд до 244,4 млрд руб. Аналитики считают, что рост 2020 года стал продолжением трендов 2019-го, среди которых повышение цен на лекарственные препараты и смещение акцента на более дорогие лекарства.

По утверждению старшего партнера, исполнительного директора группы «Деловой профиль» Ксении Архиповой, несмотря на финансовый рост, в прошлом году в натуральном выражении российский рынок просел почти на 4%. При этом падение курса рубля по отношению к доллару и евро негативно отразилось на динамике цен на российском рынке, так как доля импорта лекарственных средств все еще превалирует и по итогам 2020 года составила 56,3% рынка. «По данным Росстата, лекарства в 2020 году выросли в цене на 9,8%», — говорит эксперт.

Стимулом роста цен также послужил пересмотр стоимости препаратов, в том числе из Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которых в 2020 году было продано на 417,9 млрд руб., считает Ксения Архипова. «В то же время по некоторым позициям пересмотр цен привел к отрицательной маржинальности их производства, отчего преимущества получили производители препаратов с более высокой разрешенной предельной отпускной ценой, дешевые аналоги постепенно вымываются с рынка, — говорит она. — Но в целом на волне распространения коронавирусной инфекции рост прибыли от операционной деятельности отметили практически все участники рынка».

Податливый спрос

Одним из главных новых драйверов роста фармрынка стал ажиотажный спрос населения на препараты. Под воздействием паники, вызванной пандемией, граждане начали запасаться различными лекарствами на фоне роста цен на них. Отчасти по этой причине произошло снижение продаж в натуральном выражении, но улучшились финансовые показатели фармкомпаний.

Российский фармрынок состоит из двух сегментов — коммерческого и государственного. Приобретение лекарств за счет собственных средств населения — одна из основных частей лекарственного обеспечения системы здравоохранения. По оценкам «Делового профиля», она составляет порядка 64% в денежном выражении и почти 85% — в упаковках. Распространение коронавируса в период пандемии изменило рыночную конъюнктуру фармацевтического ретейла не в лучшую сторону. Появляющаяся время от времени информация, в том числе рекламного характера, об изменениях в официальных схемах лечения COVID-19, публикации результатов многочисленных исследований об эффективности и безопасности антиковидных средств заметно влияли на спрос в течение года. В итоге в период пандемии резко возросла потребность населения в противовоспалительных и противовирусных препаратах, антикоагулянтах, антибиотиках, иммунодепрессантах и т.д. Ажиотажный спрос возникал даже вокруг некоторых препаратов для лечения малярии и ВИЧ, пока не были выявлены их неэффективность и побочные эффекты.

С оценкой тенденции согласна и директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович: «Сейчас много покупок случайных препаратов, которые рекламируются в СМИ. Это отражение повышенного влияния СМИ на мнения населения. Думаю, что впереди у нас рост антидепрессантов и иммуномодуляторов». По ее словам, рост рынка происходил в основном за счет госсектора и перехода населения к покупкам более дорогих брендов в рознице. А основными рыночными драйверами стали массовые закупки гражданами антивирусных и противобактериальных препаратов.

Рост произошел только у тех компаний, которые производили противовирусные, жаропонижающие препараты, солидарен генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. «У них увеличилась прибыль, потому что много лекарств закупалось как государством, так и людьми за свой счет, — добавляет он. — Я думаю, что не все из купленного было использовано, потому что многие в этом ажиотажном спросе просто забивали лекарствами свои холодильники и шкафы».

Привычка лечиться

Виктор Дмитриев сомневается, что стоит ожидать в дальнейшем такого высокого спроса на лекарства, но допускает, что сегодня на рынке все еще сильны тренды повышенного потребления противовирусных, жаропонижающих препаратов, а также дезинфицирующих средств.

И потребительский спрос продолжит двигать рынок. Среди новых трендов — лечение последствий коронавируса. Например, с помощью БАДов и витаминных добавок, отмечают эксперты. А разрешение дистанционной продажи безрецептурных лекарств и БАДов открыло новую веху в фармретейле, констатирует Ксения Архипова: «Пока законодательство предусматривает возможность только заказа и оплаты лекарств через интернет, в то время как для получения покупки все равно необходимо посетить аптеку. Но даже при таких ограничениях аптеки смогут существенно расширить предлагаемый к продаже ассортимент, не ограничиваясь имеющимися торговыми помещениями и площадью витрин, формируя и упаковывая заказы прямо на складе».

Прогноз дальнейшей положительной динамики рынка подтверждается данными отчета аналитической компании RNC Pharma, авторы которого подсчитали, что по итогам первых трех кварталов 2021 года денежный объем производства лекарственных препаратов в РФ достиг 432,7 млрд руб. Это говорит о внушительной динамике в 20% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом часть доходов компаний вновь придется на подорожание препаратов. «По нашим оценкам, в текущем году цены на препараты поднимутся еще на 8–8,5%», — прогнозирует Ксения Архипова.

Скачать Содержание
Закрыть