Практика , Весь мир ,  
0 

Кластерная политика

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В Подмосковье создаются два образовательных кластера для поддержки талантливых детей. Они строятся на базе ведущих заведений области — лицея естественнонаучной направленности и гуманитарной гимназии.

Новым трендом отечественной системы образования становится поддержка одаренных детей. В соответствии с поручением президента России к 2024 году в каждом субъекте страны будет создан региональный центр, работающий по модели знаменитого образовательного центра «Сириус» (создан для талантливых детей в Сочи на базе олимпийской инфраструктуры).

В Московской области такой центр будет включать два кластера: гуманитарную гимназию им. Е.М. Примакова в Одинцовском городском округе и естественнонаучный кластер на базе Физтех-лицея им. П.Л. Капицы в Долгопрудном. Проект инициирован губернатором Андреем Воробьевым и поддержан президентом РФ.

Гимназия и лицей — это две флагманские школы Подмосковья, которые работают с талантливыми детьми по специальным интенсивным профильным программам. Уже сейчас сюда приезжают учиться школьники из разных городов области и других регионов. «Это грандиозный проект, — уверена заместитель председателя правительства Московской области Ирина Каклюгина. — В ближайшие два года будут построены новый учебный корпус, детский технопарк и кампусы для проживания на территории Физтех-лицея им. П.Л. Капицы, а также гуманитарный центр и кампусы в Гимназии им. Е.М. Примакова. В кластерах смогут проявить себя и определиться с будущей профессией талантливые дети со всего региона, а у нас таких действительно много».

Гуманитарные дисциплины без границ

Гимназия им. Е.М. Примакова открылась в Одинцовском городском округе 1 сентября 2017 года. И по результатам прошлого учебного года стала ведущим образовательным учреждением Московской области, вошла в топ-25 в рейтинге школ РФ агентства RAEX и топ-100 — в страновом рейтинге Spear’s School Index.

«Мы соединяем школьную модель образования с региональным центром по модели «Сириус», дополняем проектными программами, курируем олимпиадное движение в регионе, работаем с учителями. Главная задача сегодня — это масштабировать программы таким образом, чтобы наибольшее количество детей Московской области могло принять в них участие», — объясняет миссию кластера директор гимназии Майя Майсурадзе.

Гимназия им. Е.М. Примакова — флагманское образовательное учреждение области, в экосистему которого входят дошкольное отделение, школа с первого по 11-й класс, программа международного бакалавриата IB DP, дополнительное образование, цифровая гимназия, ассоциация выпускников и образовательный центр «Взлет». Обучение ведется на двух языках — русском и английском, часть преподавателей — носители языка из англоязычных стран. Гимназисты изучают предметы не только российского стандарта, но и дисциплины, традиционные для англоязычной системы образования. Среди партнеров гимназии ведущие вузы страны: МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, МФТИ.

В 2019 году в составе гимназии в рамках нацпроекта «Образование» и федеральной программы «Успех каждого ребенка» создан региональный Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Московской области (образовательный центр «Взлет»). Закономерно, что именно на базе этого учебного заведения было решено создать образовательный кластер гуманитарного профиля.

Сегодня в рамках нацпроекта «Образование» и госпрограммы Московской области «Строительство объектов социальной инфраструктуры» здесь строятся четыре новых корпуса для проживания 400 учащихся, общежитие для преподавателей и большой современный учебный корпус вместимостью 500 человек. Кроме того, уже сдан стадион с трибунами на 505 зрителей.

По словам министра строительного комплекса Московской области Владимира Локтева, образовательные кластеры для региона — знаковые объекты. «Понимая их значимость, мы уделяем серьезное внимание темпам строительства. Работы на площадках идут с опережением графиков», — говорит министр.

Естественные науки в проектной перспективе

Другим аналогом сочинского «Сириуса» и флагманским образовательным проектом страны вскоре станет Физтех-лицей им. П.Л. Капицы. Уже сейчас в лицее учатся 650 детей из 47 регионов страны, а через два года он сможет принять вдвое больше учеников и расширить учебные программы. Например, появится возможность открыть первые — четвертые классы (сейчас в лицее обучаются дети начиная с пятого класса). А с учетом краткосрочных программ на базе лицея за год смогут пройти обучение до 10 тыс. человек.

Физтех-лицей им. П.Л. Капицы создан на базе Долгопрудненского лицея № 11 «Физтех», который был учрежден еще в 1991 году по инициативе преподавателей МФТИ как школа нового типа. Лицей работает по нескольким профилям: физико-математический, химико-биологический, физико-химический, социально-экономический, универсальный. Сегодня это не просто школа, но и методический центр для региональных и всероссийских проектов. Так, в 2018 году здесь стартовала всероссийская программа «Наука в регионы», в рамках которой более 800 детей и более ста учителей из 20 регионов прошли двухнедельные образовательные интенсивы на базе лицея и МФТИ.

Больше половины выпускников лицея поступают именно в МФТИ, остальные — в другие ведущие вузы страны. «У нас довольно сильная академическая подготовка, мы хорошо готовим детей к предметным олимпиадам. Но нам хочется идти дальше, следовать тренду мирового образования, которым сейчас является проектная деятельность. Создание кластера позволит нам перейти на совершенно новый уровень экспериментальной научно-исследовательской работы», — говорит директор лицея Марина Машкова. В рейтинге RAEX в этом году лицей занял четвертую строчку.

В кластер войдут инновационная школа естественнонаучного профиля, программы дополнительного и дистанционного образования, летний лагерь и технопарк. Программа «Экспериментальные классы» позволит внедрить методики обучения лицея и в других школах страны.

Первым зданием строящегося «научного городка» станет здание школы для младших классов. А в 2024 году откроется технопарк. Здесь расположится современный корпус из 64 лабораторий, в том числе по таким новым направлениям, как «Нейротехнологии», «Когнитивные исследования», «Биотехнология», big data, «Интеллектуальные энергетические системы» и «Наноматериалы». Планируется также обустройство экспериментальной агрозоны, инженерных и творческих мастерских, студии звуко— и видеозаписи, театральной площадки и даже полигона для испытания беспилотников.

Среди амбициозных целей подмосковных педагогов — предоставить образование детям из ближнего и дальнего зарубежья. «Нас интересуют все талантливые дети без границ, — делится планами директор лицея. — Мы стараемся находить их, учить и отпускать в жизнь».

Скачать Содержание
Закрыть