Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Импорт и экспорт на удаленке

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Внешнеэкономическая деятельность становится все более цифровой, переходит в онлайн. Этому активно способствуют государство, банки, а также пандемийные ограничения.

Банковский сектор, по оценкам экспертов, лучше других отраслей адаптирует и внедряет цифровые технологии, пандемия еще сильнее подтолкнула этот тренд. И сфера внешнеэкономической деятельности (ВЭД) тут не исключение.

Ставка на онлайн 

Цифровизация процессов ВЭД — это давний тренд, который начался в банковской сфере более десяти лет назад; сейчас он приобретает особую актуальность в условиях пандемии, переходов на дистанционные форматы работы, говорит руководитель направления ВЭД Альфа-банка Алексей Каримов. Вместе с тем, по его словам, процесс цифровизации ВЭД требует серьезных инвестиций от всех участников рынка. «Мы видим, что все банки совершенствуют каналы дистанционного банковского обслуживания — улучшают пользовательские интерфейсы, автоматизируют процессы обработки документов, помогают клиентам правильно и быстро оформлять документы, что облегчает работу сотрудникам компаний, ведущих ВЭД», — добавляет он.

Процесс цифровизации ВЭД «идет поступательно и планомерно», рассказывает руководитель Центра цифровых решений для корпоративного и инвестиционного бизнеса Росбанка Алексей Ясаков: «Специфика цифровизации банка для участников ВЭД определяется высокой сложностью процесса обслуживания экспортеров и импортеров, а также часто меняющейся регуляторной средой».

Задачей-минимум для банка, по его словам, является построение цифрового продукта для участников ВЭД на совершенно новой технологической платформе, который позволил бы клиенту создать новую традицию работы с документами валютного контроля, избавившись от постоянного беспокойства и большого количества рутины, ранее свойственной этому процессу.

Следующий уровень клиентского опыта, о котором говорит эксперт, можно создать только путем постоянной работы с истинной клиентской потребностью: «Для этого нужно спроектировать цифровое взаимодействие так, чтобы клиент комфортно пользовался сервисами, не совершал ошибок при работе с документами и не пропускал важные для его бизнеса события. В то же время взаимодействие с банком должно быть так же просто, как дважды два, — сделать это очень сложно, на это сейчас направлено большое количество усилий».

Клиенты банков сегодня в режиме онлайн могут отслеживать международные платежи или проводить конверсионные операции практически круглосуточно. При этом банки не единственные контрагенты экспортера или импортера во внешнеэкономической деятельности: есть еще Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Роспотребнадзор, Россельхознадзор, таможенные брокеры, логисты, есть государственные организации для поддержки и развития ВЭД и пр. Основные вызовы сейчас заключаются не просто в цифровизации отдельных участников рынка, но и в их интеграции, чтобы участники ВЭД могли эффективно и комфортно взаимодействовать с различными государственными структурами и ведомствами, отмечает замдиректора департамента развития среднего бизнеса банка «Открытие» Татьяна Асмаковец.

Значительную роль в процессе цифровизации играет и государство — как в регуляторном, так и в технологическом плане. «Посмотрите, какой огромный путь прошла таможня: в 2008 году была выпущена первая декларация, поданная через интернет, в 2014 году коллеги запустили полное электронное декларирование. А сегодня, по информации ФТС, уже более 40% всех деклараций при экспорте выпускается автоматически, то есть без участия инспектора», — приводит пример Татьяна Асмаковец.

Гибкость нормативной базы по валютному контролю позволяет создавать удобный сервис, отмечает Алексей Ясаков. В частности, в Росбанке, по его словам, реализован сервис для экспортеров, который упрощает прохождение формальностей при получении экспортной выручки: банк берет эту функцию на себя.

Российский экспортный центр (РЭЦ; институт господдержки экспорта, входит в ВЭБ.РФ) в ноябре прошлого года запустил цифровую платформу «Мой экспорт» (информационная система «Одно окно»), которая предоставляет российским компаниям онлайн-доступ к услугам, сопровождающим выход на зарубежные рынки сбыта. С момента запуска, по данным пресс-службы РЭЦ, на платформе зарегистрировано почти 5 тыс. юридических лиц. Самый популярный сервис — финансирование затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях, этой услугой воспользовались почти 2 тыс. предпринимателей. Также компании активно пользуются услугой получения компенсации затрат на транспортировку продукции агропрома и промышленности и сервисом оформления сертификата свободной продажи, сообщается в материалах РЭЦ.

Сервисная составляющая 

Ключевых банковских сервисов для участников ВЭД, по словам Татьяны Асмаковец, всего три: валютный контроль, конверсионные операции и обеспечение международных платежей — без них внешнеэкономическая деятельность невозможна. При этом банки постоянно развивают и улучшают сервисную и продуктовую составляющие. Например, при осуществлении расчетов государством наложена на банки функция агента валютного контроля, что со стороны бизнеса выглядит как дополнительные барьеры. Однако, используя технологии, банки обогатили регуляторные требования сервисами, минимизирующими риски участников ВЭД. В интернет-банке есть встроенная или настраиваемая система защиты от рисков нарушения валютного законодательства, эксперты банков могут помочь в структурировании международного контракта под сделку или клиент может воспользоваться одной из стандартных форм контрактов, предодобренных со стороны валютного контроля.

В сфере ВЭД в качестве ключевых сервисов стоит отметить консалтинговые услуги, оказываемые сотрудниками банка, которые помогают клиентам решать вопросы, связанные с валютным контролем, считает директор департамента транзакционных продуктов и привлечения ресурсов МКБ Филипп Литвиненко. Когда банк оформляет документы валютного контроля и ведет контракт клиента, это значительно экономит последнему время и средства. Уменьшается риск допустить ошибки, связанные с несоблюдением требований валютного законодательства, из-за неправильной трактовки законов и постановлений. Есть также сервис «календарь событий», который напомнит участникам ВЭД о сроках предоставления документов валютного контроля, что позволит минимизировать риски нарушения со стороны валютного законодательства. И система SWIFT GPI Tracker, с помощью которой возможно контролировать все этапы прохождения международного платежа вплоть до зачисления контрагенту.

Стоит отметить и ключевые сервисы в сфере ВЭД, которые предоставляются банками с привлечением партнеров. К ним можно отнести сервис по возмещению НДС и акцизов без посещения налоговых органов. А сервис по поиску иностранного контрагента будет полезен начинающему клиенту — он позволит найти деловых партнеров, расширить базу контактов, провести анализ рынка и конкурентов. Сервис по проверке иностранного контрагента полезен на любом этапе ведения бизнеса вне зависимости от того, давно компания на рынке или только начинает свою деятельность.

Банки сегодня довольно далеко продвинулись в вопросах цифровизации и создании продуктов и сервисов для клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, считает Татьяна Асмаковец. Но при этом продолжают активно развивать и расширять линейку соответствующих сервисов. «Из совсем свежих трендов я бы отметила активную адаптацию и цифровизацию для малого и среднего бизнеса продуктов страхования валютных рисков, международных банковских гарантий и аккредитивов, развиваются сервисы по отслеживанию международных платежей в режиме онлайн и сервисы по проверке иностранных контрагентов, что стало особенно актуально, когда появились ограничения на перемещения между странами», — говорит эксперт.

Скачать Содержание
Закрыть