В первом полугодии текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2020-го российский рынок страхования жизни вырос, согласно данным Банка России, на 31,3%. По второму кварталу цифры еще более впечатляющие — прирост составил 60,4%.
Основы успеха
По статистике Всесоюзного союза страховщиков (ВСС) в прошлом году сбор премий в сегменте накопительного страхования жизни (НСЖ) увеличился на 24,3% по сравнению с 2019-м. Во втором квартале 2021-го рост составил 28,9% год к году, следует из данных ЦБ.
Во многом всплеску интереса к накопительному страхованию жизни способствовала пандемия, считают эксперты. Связанные с ней события перевернули представление многих об окружающей действительности и изменили подход и требования к ощущению финансовой безопасности, полагает директор по развитию бизнеса «Росбанк Страхование» (входит в группу Société Générale) Ирина Павлова. Экономический кризис, изменение фокуса многих сфер бизнеса, снижение доходности классических инструментов — совокупность этих факторов привела к тому, что все большее число людей стали задумываться о страховой защите и необходимости грамотного формирования финансовой подушки. «Вероятно, рост сегмента НСЖ, опережающий прогнозы, во многом вызван именно этими поведенческими факторами», — заключает она.
Пандемия раскрыла многим людям глаза на значимость рисков, говорит генеральный директор компании «Ренессанс жизнь» Олег Киселев, она «ясно показала, что можно реально уйти из жизни слишком рано, ничего не оставив своим детям или оставив одни долги по кредитам». Это повысило интерес к продуктам страхования жизни, которые покрывают эти риски. «По нашему опыту, экономические кризисы подталкивают людей к формированию гарантированных накоплений, уходу от рисковых инвестиций», — отмечает страховщик.
Вторым мощным драйвером роста рынка страхования жизни стало значительное снижение ставок по банковским вкладам на фоне понижения ключевой ставки Центробанка. «Несомненно, падение доходности депозитов подстегнуло население искать альтернативные средства для приумножения капитала или сохранения его от инфляционного влияния», — говорит управляющий директор «СберСтрахование жизни» Евгений Щекланов. Однако при этом, по его словам, клиенты выбирают страховые продукты именно из-за их преимуществ — юридических и налоговых преференций и возможности получения налогового вычета, гарантии защиты капитала, а также страховой защиты.
В сегменте инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) ситуация не столь однозначная. В прошлом году он довольно сильно просел — на 4,4%, по данным ВСС. Этому были объективные причины: по итогам первого полугодия 2019-го, когда начали истекать открытые в 2016 году на первой волне спроса трехлетние договоры ИСЖ, инвесторов явно разочаровала статистика: по данным ЦБ, 51% полисов показал доходность ниже 1%, 42% полисов — 1–5% годовых. При этом данные объяснялись не только конъюнктурой рынка, но и тем, что многие инвесторы не понимали сути приобретаемого продукта, досрочно закрывали договоры и теряли в доходности. В результате ЦБ резко ужесточил правила продажи полисов ИСЖ, что также сказалось на объемах их реализации.
Когда инвестиционное страхование жизни только запустилось, этот сегмент был абсолютным драйвером, фактически двигателем развития рынка, вспоминает Евгений Щекланов. Однако многие факторы негативно повлияли на имидж продукта — высокие комиссии посредников, низкая ликвидность, непрозрачный механизм начисления инвестиционного дохода. Все это привело к тому, что спрос к ИСЖ начал ослабевать.
В первом квартале 2021-го тенденция к снижению рынка ИСЖ продолжилась: объем сборов премии был, по данным ЦБ, на 5,6% меньше, чем годом ранее. Однако в период следующих трех месяцев она резко переломилась: рынок за счет эффекта «низкой базы» показал рост на 62,5% относительно второго квартала 2020-го, когда он сильно просел на фоне первого шока от карантинных мер и начала коронакризиса. Если брать в абсолютных значениях, то сумма собранной премии в 56 млрд руб. примерно на 25% выше среднеквартального объема премии в доковидном 2019 году (поквартальных данных за весь 2019-й в публикуемой ЦБ статистике нет). «Мы еще в 2019 году начали оздоравливать сегмент ИСЖ: снизили комиссию, повысили доходность, сделали процесс формирования и получения дохода прозрачным. Это привело к тому, что сейчас наши продажи ИСЖ бьют рекорды», — объясняет Евгений Щекланов.
Драйверы роста
В целом сейчас страховщики оценивают ситуацию на рынке страхования жизни как стабильно растущую. Рынки ИСЖ и НСЖ по итогам девяти месяцев 2021 года демонстрируют поступательный рост, отмечает генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников: «Учитывая, что это происходит на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией коронавируса, рост премий по соответствующим продуктам подтверждает их востребованность у клиентов».
Рынок ИСЖ в последние годы стабилизировался в своих объемах, а НСЖ показывает существенный рост: если брать трехлетний горизонт, то сборы по накопительному страхованию по итогам первого полугодия 2021-го выросли на 138% в сравнении с первым полугодием 2018-го, отмечает Олег Киселев.
При этом страховщики довольно оптимистично смотрят в будущее, отмечая, что у рынка страхования жизни еще довольно большой потенциал. Драйвером роста НСЖ и ИСЖ может стать доступность этих программ для онлайн-оформления. Увеличение клиентской ценности страховых продуктов лежит в плоскости онлайн-продаж, считает Владимир Черников. Способствовать их распространению в сегменте страхования жизни, по его мнению, поможет введение упрощенной идентификации клиентов — она необходима, поскольку страховщики обязаны полностью идентифицировать клиента, если страховая премия по договору превышает 15 тыс. руб. В настоящее время эту проблему удалось решить частично: удаленная идентификация возможна только при наличии у клиента подтвержденной учетной записи на портале госуслуг.
Кроме того, как отмечает Владимир Черников, учитывая, что Банк России не так давно озвучил планы ввести систему гарантирования средств клиентов в продуктах НСЖ и ИСЖ, это тоже может стать дополнительным драйвером для роста рынка.
Рынок также ждет принятия закона, вводящего новый вид страхования — долевое страхование жизни (unit-linked), говорит Евгений Щекланов. Это абсолютно прозрачный и понятный продукт для инвестора, который в Европе занимает до 30–40% продаж страхования жизни. Недавно Минфин представил законопроект по unit-linked. «Конечно, законопроект не полностью отражает наши ожидания, но уверен, что вместе с ЦБ рынок сможет подготовить текст изменений, который позволит удовлетворить и цели защиты инвесторов, и цели развития бизнеса», — говорит эксперт.
По мнению Ирины Павловой, росту рынка НСЖ И ИСЖ может помочь развитие финансовой грамотности и страховой культуры, поиск и построение страховщиками более гибких продуктов исходя из разнообразных потребностей клиентов. Большую роль, по ее словам, может сыграть по аналогии с европейским рынком и стимулирование долгосрочных личных инвестиций, накоплений и страхования жизни государством — например, через налоговые льготы.