Тенденции ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Диверсификация по-рязански

Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
Включившись в инвестиционную гонку, Рязанская область открывает индустриальные парки и предлагает бизнесу новые механизмы экспортной и логистической поддержки.

Рязанская область сегодня — регион с населением более 1 млн человек в центре европейской части России. Через область проходят три федеральные автотрассы («Урал», «Каспий» и «Золотое кольцо») и четыре федеральные железные дороги; подмосковные аэропорты находятся на сравнительно небольшом удалении, перечисляют преимущества в областном правительстве. К достоинствам региона также относят два речных порта. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценивает валовой региональный продукт (ВРП) Рязанской области в 383,1 млрд руб., характеризуя регион как «диверсифицированную экономику с относительно низким уровнем безработицы». В АКРА сообщают, что региональный ВРП растет с 2017 года, уточняя, что более трети вклада в него вносит промышленное производство. В областном минэкономразвития уточняют, что промышленность занимает в структуре ВРП почти 31%, признавая сельское хозяйство еще одним драйвером местной экономики (8,2% ВРП).

Рязанские промышленники в основном производят продукты питания, электронные и оптические изделия, стройматериалы, электроэнергию и нефтепродукты. По данным Росстата, в январе—сентябре 2021 года индекс промышленного производства составил 108% (в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом). В сельском хозяйстве основной вклад в ВРП вносит выращивание пшеницы, ржи, овса и других зерновых и зернобобовых культур, говорят в рязанском минсельхозе. В ведомстве сообщают, что в 2019 году сельхозпредприятия региона произвели продукции на 65,6 млрд руб. (десятое место в Центральном федеральном округе). Зампред областного правительства Дмитрий Филиппов отмечает, что в 2021 году рязанские аграрии смогли собрать 2,4 млн т зерна (что уступает лишь прошлогоднему абсолютному рекорду) и 414 тыс. т масленичных культур, а в молочной отрасли по итогам года ожидается производство 550 тыс. т молока. «Рост производства обусловлен реализацией инвестиционных проектов», — заверяет Дмитрий Филиппов. В областном минэкономразвития обращают внимание на «высокий уровень развития экспорта»: ежегодный внешнеторговый оборот региона там оценили в $1,5 млрд, указав Германию, Китай и Белоруссию в качестве основных торговых партнеров. В Корпорации развития Рязанской области отмечали, что наибольший рост по итогам 2020 года показало производство текстильных изделий (300% в сравнении с позапрошлым годом).

Инвестиции с низкой базы

Между тем Рязанская область занимает скромное 50-е место в рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов от RAEХ. При этом аналитики RAEX относят Рязанскую область к группе 3А1 с «минимальным риском» для бизнеса — в соответствующем рейтинге область заняла 15-е место (поднявшись за год на одну позицию). В агентстве АКРА дают «стабильный» прогноз финансовому портфелю региона. «Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет на диверсификацию налоговых доходов региона», — добавляют в АКРА. В отраслевом исследовании PwC отмечались успехи рязанских властей в выстраивании эффективной налоговой политики. По итогам 2018 года область заняла 23-е место в рейтинге эффективности налоговой политики, а в 2019 году сохранила позиции, при этом в PwC хвалили местных чиновников, например, за переход на исчисление налога на имущество физлиц и организаций «в зависимости от кадастра».

Подставить логистическое плечо

Главным инструментом привлечения инвесторов в регион стало созданное в 2012 году АО «Корпорация развития Рязанской области». Руководитель департамента по работе с инвесторами корпорации Андрей Стрижевский рассказывает об опыте промотуров Рязанской области в другие регионы при поддержке местной Торгово-промышленной палаты (ТПП). «Такой формат сотрудничества не практикует никто, кроме нас. ТПП связывается с коллегами из другого региона, те приглашают 20 представителей своего крупного бизнеса. После сорокаминутной презентации региона мы с каждым из участников встречи обсуждаем конкретные детали, всячески подчеркивая, что Рязань не перетягивает инвесторов, а предлагает бизнесу увеличить объем производства и продаж. То есть приблизить продукт к потребителю в ЦФО, уменьшив дорогостоящее логистическое плечо», — рассказывает Андрей Стрижевский.

Первым опытом команды Корпорации развития Рязанской области в июле 2021 года стала поездка в Красноярск, после чего делегация побывала в Челябинске, Екатеринбурге, Ставрополе, Краснодаре и Ростове-на-Дону. «После почти каждой поездки к нам приезжают компании договариваться о заходе в регион. Например, заинтересовалась екатеринбургская компания по производству одежды, отшивающая для Bosco. Им интересен завод в Рязани, ведь в сравнении с Екатеринбургом это совсем другие расходы на логистику. Из Ростовской области приезжали производители одежды и сельхозпроизводители, которые собрались открывать маслозавод и перерабатывать масличные культуры. Есть интерес со стороны завода металлоконструкций и логистов, которые хотят открыть склады по временному хранению вещей горожан (storage)», — перечисляет Андрей Стрижевский. В феврале 2022 года делегация региона намерена отправиться в такой тур на Дальний Восток, ранее поездка была отложена из-за пандемии.

Гендиректор Корпорации развития Рязанской области Артем Никитин поясняет, как в регионе пришли к необходимости таких туров: «Мы поняли, что крайне сложно найти инвесторов в Европе в связи с политической ситуацией, пандемией и экономической нестабильностью в целом». По его словам, внутрироссийские презентации проводятся, чтобы показать: в радиусе 300–350 км от рязанских предприятий есть 45 млн потенциальных потребителей. «Чем производить продукт для этой аудитории на Урале или Дальнем Востоке, дешевле построить производство у нас. После десятка презентаций бизнес узнал про возможности нашего региона», — добавляет руководитель корпорации. Как отмечает, в свою очередь, Андрей Стрижевский, по результатам первого полугодия 2021 года объем инвестиций в основной капитал в Рязани вырос на 33% год к году.

Экспортные механизмы

Еще одним инструментом продвижения потенциала области стали шоурумы региона в других странах, в частности, в Казахстане и Узбекистане. Так, в шоуруме в Ташкенте выставили около 500 продуктов 56 компаний Рязанской области, в том числе производителей стройматериалов, детских автокресел и пищевого оборудования. На стенде в Алма-Ате представили продукцию 45 рязанских компаний, в том числе из сферы ИТ, легкой промышленности и медицинских изделий. В Корпорации развития Рязанской области отмечают, что в январе—ноябре 2021 года экспорт из региона вырос на 48% год к году. «Мы понимаем, что нужен постоянный инвестиционный фон, чтобы бизнес узнавал об области, ее удобстве, свободных земельных участках и недорогой рабсиле. Для этого мы начали проводить свои форумы и выставляться на крупнейших площадках, включая Петербургский международный экономический форум», — добавляет Артем Никитин.

Член научно-консультативного совета Общественной палаты РФ Николай Калмыков признает, что область «действительно активно борется за инвестиции». «Близость к Москве играет позитивную роль, но и соседи не дремлют в деле борьбы за инвестиции. Несмотря на вполне порой позитивные показатели темпов роста экономики даже в период пандемии, регион все еще не раскрыл весь потенциал для размещения производственных и логистических мощностей», — считает эксперт.

Новые парки

В 2022 году в Рязани планируют начать строительство технопарков с помещениями для малого и среднего бизнеса. В региональной Корпорации развития объясняют, что для этого реконструируют неиспользуемые здания в центре города. «Бизнес в России начинает работать по китайскому принципу, когда после принятия решения нужно через месяц запустить производство. Нет времени возводить производственные объекты. Поэтому мы и начинаем строить технопарки», — отмечает Артем Никитин.

Основным источником инвестиций региона становится индустриальный парк «Рязанский» — самый масштабный инвестиционный проект Рязанской области и один из крупнейших парков в ЦФО площадью 559 га близ федеральной трассы М-5 «Урал». Только внутри парка проложено 13 км автодорог. По расчетам Корпорации развития Рязанской области, на территории объекта уместятся 45 предприятий.

Парк еще строится: в октябре 2021 года чиновники сообщали о завершении монтажа кабельной линии на 3 МВт (всего будет смонтировано 83 МВт электрических мощностей) и подведении магистрального газопровода. Но инвестиционные соглашения подписаны уже по 80% участков «Рязанского», заверяет Артем Никитин: «На многих участках уже начали строиться объекты предпринимателей. Мы достраиваем инфраструктуру, а инвесторы параллельно с нами начинают строить свои предприятия, это говорит об уровне доверия региону». В правительстве Рязанской области привели данные о подписании инвестиционных соглашений на 50 млрд руб., в результате чего в парке должно появиться более 20 тыс. новых рабочих мест.

Приоритетами парка станут деревообрабатывающая промышленность (заключены соглашения с тремя резидентами), производство машин и оборудования (две компании), металлообработка, производство автокомпонентов и микроэлектроника, перечисляет заместитель гендиректора Корпорации развития Рязанской области Вячеслав Несин. Железнодорожная ветка соединит территорию парка с Московской железной дорогой.

В октябре 2020 года соглашение подписано с крупнейшим онлайн-ретейлером Wildberries. Эта компания должна начать в 2022 году строительство в «Рязанском» логистического центра площадью 100 тыс. кв. м. В проект планируется вложить 8 млрд руб. «Рассчитываем, что открытие нового распределительного центра позволит создать свыше 5 тыс. новых рабочих мест», — отметил губернатор Рязанской области Николай Любимов. «На территории области развивается торговля. Локальные производители активно выходят в онлайн. По итогам девяти месяцев 2021 года число предпринимателей из региона, реализующих продукцию через Wildberries, выросло впятеро год к году», — говорит гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук. По ее словам, продажи локальных предпринимателей через онлайн-площадку Wildberries увеличились на 167% за этот срок, достигнув 1,9 млрд руб. «Надеемся, что открытие логистического комплекса позволит оказать поддержку местному бизнесу», — добавляет Татьяна Бакальчук.

Завод на 8 га в парке намеревается построить будущее совместное предприятие «Яндекса», ВТБ, ГК «Ланит» и производителя компьютерной техники Gigabyte. В пресс-службе «Яндекса» рассказали, что завод будет выпускать серверы, системы хранения данных, шлюзы и компоненты «умных» устройств. В строительство завода планируется вложить не менее 1 млрд руб. Свой первый сервер предприятие в «Рязанском» должно выпустить в 2022 году. «Новый завод сможет выпускать до 60 тыс. серверов в год. Серверы спроектированы для работы в больших центрах обработки данных, где требуются высокая производительность и энергоэффективность. Такие есть у компаний из финтеха, ретейла, электронной торговли и ИТ», — пояснили в «Яндексе». В пресс-службе компании рассказали, что участники совместного предприятия искали площадки под завод в разных регионах России, а выбор в пользу Рязани сделали «из-за хорошей транспортной доступности, наличия необходимых коммуникаций и соседства с вузами, которые готовят профильных специалистов, в первую очередь с радиотехническим университетом».

О кадровом потенциале как конкурентном преимуществе региона говорит и Андрей Стрижевский: «Например, соседняя Калужская область начала инвестиционное развитие намного раньше Рязани, и сейчас там, по некоторым данным, не хватает 30 тыс. рабочих рук. У нас же каждый год выпускается более 10 тыс. квалифицированных специалистов, в том числе из агротехнологического университета, мединститута и радиотехнического университета», — сообщил чиновник. В областном минэкономразвития уточняют, что в регионе действует 11 вузов и 29 колледжей и техникумов, ежегодно выпускающих до 11,5 тыс. специалистов. По словам Андрея Стрижевского, власти ведут «плотную работу» с учебными заведениями «по подготовке кадров специально под заходящих в регион инвесторов». В пример он привел фармацевтический кластер «Форт» в селе Окское. Запросы на подбор персонала от участников кластера пересылают в медицинские вузы, которые вводят отдельные предметы и даже специальности под требования инвесторов.


История вопроса

Земли расположенной в 150 км от Москвы Рязанской области входили в состав Древнерусского государства еще при князе Святославе (945–972), побывали в Черниговском и Рязанском княжествах и служили многолетним форпостом при отражении атак монголов и других завоевателей. В советское время регион стал центром молочной промышленности, а в середине 1950-х даже получил орден Ленина — за рекордные надои.

От первого лица «Выход — превращать объективные возможности в конкурентные преимущества»
Скачать Содержание
Закрыть