COVID-19 стал шоком для экономики туризма, и до сих пор сложно оценить последствия неутихающей пандемии для туристической индустрии. Однако ясно, что возврат к традиционным схемам развития турбизнеса маловероятен: коронавирус изменил наш образ жизни и повлиял на требования, ожидания, привычки путешественников и географию их вояжей.
Дома лучше
Сохраняющиеся ограничения на международные поездки привели к тому, что сегодня мировая туристическая индустрия восстанавливается во многом благодаря развитию внутреннего туризма. Согласно прогнозам отчета «Тенденции в путешествиях 2021» Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council), по сравнению с прошлым годом в европейских странах расходы на внутренние поездки вырастут на 30,2% (международные траты — на 19,3%), в государствах Северной и Южной Америки расходы на внутренние путешествия увеличатся на 43,1% (на международные — на 20,7%), в Азиатско-Тихоокеанском регионе внутренние расходы повысятся на 49% (международные, наоборот, упадут на 24,9%). Как отмечают авторы отчета, в ближайшие 12 месяцев более половины путешественников в США и Европе намерены совершить поездку внутри страны; примерно треть европейских путешественников планируют отправиться в поездку в пределах Европы.
Внутренний туризм набирает обороты и в России. Например, траты соотечественников на путешествия по стране летом 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 31,5% — расходы составили 1,46 трлн руб., сообщается в результатах совместного исследования лаборатории «СберИндекс» и сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.
Несмотря на положительную динамику, рост внутреннего туризма в России происходит неравномерно, со взлетами и падениями, отмечает исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России Майя Ломидзе. «Во многом это связано с чередой ограничений. Даже август в Краснодарском крае, который обещал быть успешным, из-за ограничений продемонстрировал падение традиционных показателей на 30%», — говорит эксперт. Впрочем, некоторые регионы — например, Московская область, Казань, Калининград, Самарская и Кемеровская области, Сахалин — показывают значительный прирост турпотока. Во многом это связано с открытием чартерных перевозок по России.
На потребительское поведение соотечественников оказали влияние не только закрытые границы. Часть людей опасаются путешествовать из-за угрозы заражения коронавирусом, а качели ограничений заставляют большинство туристов покупать билеты и бронировать жилье в последний момент. «Как правило, глубина продаж составляет одну-две недели», — рассказывает коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. — При этом наблюдается повышенный спрос на оздоровительный отдых в премиальном сегменте курортных отелей: туда отправляются те, кто раньше ездил отдыхать за границу и привык к отменному качеству услуг».
Представители туриндустрии также говорят о возросшем спросе на анти-стрессовые программы, спокойное — интровертное — размещение и отдых. «Все больше людей испытывают влияние стресс-факторов, связанных с пандемией. Клиент стал более нервным, это общий тренд», — рассказывает Оксана Булах. Она отмечает, что в отелях, дорожащих репутацией, сегодня особое внимание уделяется работе службы ресепшен, которой приходится нивелировать увеличившееся число конфликтных ситуаций и адекватно реагировать на запросы клиентов. А нюансов в запросах нынче немало. «Бесконтактное заселение в гостиницы сегодня выбирают 30% гостей, на 36% выросло число клиентов, которые путешествуют со своими питомцами, — говорит основатель и гендиректор российского сервиса онлайн-бронирования гостиниц «Едем-в-Гости.ру» Дмитрий Констанжа. — Кроме того, на 12% выросло число удаленщиков, их главные пожелания — тихо, уютно, хороший интернет».
В рамках экскурсии
В числе несомненных лидеров внутреннего туризма в России — Московская область. «Это один из самых успешных туристических регионов страны: несмотря на ограничения, здесь почти всегда есть возможность найти опции для отдыха», — отмечает Майя Ломидзе. В 2020 году Подмосковье признано лидером национального туристического рейтинга, составляемого журналом «Отдых в России» и центром информационных коммуникаций «Рейтинг». В августе 2021 года Московская область заняла пятую строчку рейтинга российских регионов по индексу развития туристического потенциала (исследование проводилось в рамках совместного проекта «Сбера», РБК и компании «Национальные кредитные рейтинги»). Также в 2021 году Подмосковье стало единственным регионом, получившим премию «Сокровища России» журнала National Geographic Traveler в номинации «Развитие туризма в новых реалиях».
«По сравнению с 2019 годом турпоток сократился почти в два раза и составляет сейчас, к началу декабря 2021 года, 13,7 млн человек, — говорит вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. — Тем не менее в 2021 году мы наблюдаем медленное восстановление и рост по сравнению с показателями 2020-го». При этом, по данным комитета по туризму Московской области, общий объем платных туристских услуг, оказанных населению, уже почти вернулся к допандемийным показателям и составил более 21 млрд руб. за девять месяцев 2021 года.
Наталья Виртуозова отмечает, что путешественников традиционно привлекают древние города и те, что известны благодаря знаменитым писателям, художникам, которые здесь родились и жили. «Правительством Московской области проведена большая работа по благоустройству этих мест, — рассказывает вице-губернатор. — Так, например, недавно был открыт музей-усадьба великого русского писателя Ф.М. Достоевского «Даровое». Значительное внимание уделялось и развитию туриндустрии в Сергиевом Посаде, который входит в состав легендарного маршрута «Золотое кольцо России». Именно здесь находится-Свято-Троицкая Сергиева Лавра — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Наталья Виртуозова отмечает, что сегодня развивается и гастрономический туризм, благодаря которому путешественников привлекают Коломна со своими знаменитыми пастилой и калачами, Серпухов — с помадкой, Дмитров — с пряниками.
За девять месяцев 2021 года Дмитров посетило свыше 1,2 млн туристов, Сергиев Посад — свыше 1 млн, Истру выбрали 690 тыс. путешественников, Зарайск — более 100 тыс. человек. Лидером среди подмосковных городов стала Коломна, которую за тот же период посетило 1,3 млн туристов.
Впрочем, директор Историко-культурного музея-заповедника «Коломенский кремль» Инна Саяпина рассказывает, что кремль пока не вернулся к допандемийным показателям посещений. Директор музея отмечает, что сегодня в кремле стало заметно меньше пожилых посетителей, зато прибавилось экскурсий на свежем воздухе, а один из популярных ныне форматов — индивидуальные экскурсии.
В выходные дни музей посещают до 250 человек, большинство гостей — туристы, которые приезжают в Коломну с ночевкой, на уик-энд. «Здесь есть что посмотреть. «Коломенский кремль» проводит немало мероприятий. Кроме того, в городе работает много частных музеев, — говорит Инна Саяпина. — Мы с ними не конкуренты, сосуществуем мирно — у нас разные задачи, разные форматы взаимодействия с посетителями».
На экскурсии в Коломну, как и в другие подмосковные города, путешественники приезжают с помощью тур-агентств, но чаще самостоятельно. «Вряд ли эта ситуация обусловлена только пандемией: например, снижение заявок на путешествия в Дмитров наблюдается в течение четырех-пяти последних лет», — говорит генеральный директор туристической фирмы «Апельсин-тур» из города Дмитрова Наталья Веприцкая. По ее мнению, это связано в первую очередь с тем, что в Подмосковье туристы договариваются с отелями и музеями самостоятельно, без посредников.
«Есть несколько туроператоров, с которыми мы постоянно сотрудничаем, но часто организации обращаются к нам напрямую», — рассказывает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина Александр Рязанов. По его словам, с окончанием карантина музей-заповедник почти вернулся к допандемийным показателям количества визитеров. И это неудивительно: усадьбы, которых в Подмосковье насчитывается 321, вызывают у туристов особый интерес.
«Как и прежде, больше всего гостей приезжает в октябре — первой половине ноября и с середины апреля до конца мая: в эти периоды в выходные дни у нас бывает 1200–1500 посетителей, в будни — 500–600 человек, — говорит Александр Рязанов. — Среди посетителей музея-заповедника — люди разного возраста; во многом благодаря участию музея в Олимпиаде для школьников «Парки. Музеи. Усадьбы» здесь бывает немало юных посетителей. Кто-то из путешественников приезжает на экскурсии и другие музейные мероприятия, другие предпочитают прогуляться по парку усадьбы, пройтись до лодочной станции и перекусить в кафе». Для посещения парка QR-коды не требуются.
«Зима в Подмосковье»
Экскурсионная жизнь не затихает в Московской области ни летом, ни зимой. «В рамках губернаторского проекта «Зима в Подмосковье» у нас проводится множество мероприятий — в этом сезоне мы планируем провести более пятисот, — говорит Наталья Виртуозова. — Это спортивные мероприятия, театральные премьеры, новые туристические направления, новогодние ярмарки и уникальные выставки». В числе ключевых событий проекта «Зима в Подмосковье» вице-губернатор называет выставку «Азбука шедевра», которую можно посмотреть в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» с 18 декабря до 19 июня. Посетителям покажут более 120 работ великих русских живописцев из региональных музеев России от Владивостока до Калининграда. Будут представлены картины 81 художника, в том числе Брюллова, Кустодиева, Малевича, Кандинского, Репина, Айвазовского.
В ноябре в Подмосковье также открылись две другие важные выставки: «Французский вкус князей Юсуповых» в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре и «Образ и смысл» в Серпуховском историко-художественном музее. (Подробнее об этих выставках — на с. 8.)
Как и в целом по России, в Подмосковье в нынешний «нервный период» большим спросом пользуются санаторно-курортный отдых и экотуризм. Выбор локаций в Московской области огромный: 900 гостиниц и отелей, 42 экофермы, 156 конно-спортивных и 18 горнолыжных комплексов. «В первую очередь бронируются подмосковные объекты с инфраструктурой — качественные четырех— и пятизвездочные отели с бассейнами и спа-услугами. На них всегда есть спрос, — говорит Оксана Булах. — В Новый год очень высока популярность коттеджей, различных домиков, куда можно заехать семьей, компанией».
Популярностью пользуются и сравнительно недорогие подмосковные локации. По информации отдела продаж экодеревни «Бабин двор», спрос на коттеджи в нынешнем году почти вернулся к допандемийному уровню. К началу декабря 2021 года было забронировано 85–90% коттеджей для отдыха в новогодние праздники. Стоимость аренды домов-срубов с баней на 12–15 человек на 31 декабря составляет 135 тыс. руб., в остальные праздничные дни — 25 тыс. руб. в сутки.
Необходимо отметить, что бронирования на ночь 31 декабря — 1 января резко выросли после информации в СМИ о появлении омикрон-штамма коронавируса: видимо, многие решили, что встретить Новый год за рубежом вряд ли удастся.
По словам Натальи Виртуозовой, на развитие туриндустрии направлен ряд мер государственной поддержки, разработанных правительством Московской области. Это предоставление субсидий юрлицам на развитие детского туризма и на развитие внутреннего туризма; предоставление субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг, связанных с развитием объектов туристской индустрии в Московской области. Говоря о перспективах отрасли, вице-губернатор Московской области отмечает, что в будущем планируется развивать паломнический туризм: начинается работа по созданию карт паломника, где будет размещена информация о храмах, монастырях и других святых местах Подмосковья. Также имеется большая программа по развитию лесопарковых зон, созданию в них комфортных условий для жителей и туристов, много рекреационных проектов. Главный источник продвижения туризма в Московской области — туристический портал welcome.mosreg.ru, где представлена самая полная база мест отдыха в Подмосковье в интернете. Цель работы портала — развитие внутреннего российского туризма.
Ни в какой кризисный или некризисный период внутреннему туризму не уделялось столько внимания, сколько сейчас, уверена Майя Ломидзе. «От слов «Да здравствует внутренний туризм!» мы перешли к делу. Это один из парадоксов пандемийного периода — с одной стороны, индустрия пережила невероятный удар, когда многие представители отрасли задавались вопросом, стоит ли продолжать дальше работать в туризме. С другой стороны, государственные гранты, субсидии, компенсации, безусловно, создают движение. И сегодня туриндустрия думает, двигается, развивается», — подытоживает эксперт.