Практика , Весь мир ,  
0 

Живопись со вкусом и запахом

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org
Сегодня любители европейской живописи не могут так легко, как прежде, насладиться работами любимых художников. Но Европа становится ближе благодаря стараниям музейщиков.

В преддверии зимы и долгих праздников в двух подмосковных музеях открылись выставки, которые порадуют даже знатоков.

Голландская живопись

Серпуховский историко-художественный музей за сто лет своего существования не раз оправдывал дальний путь на юг Подмосковья для истинных ценителей искусства. В этот раз девять залов своего главного здания музей отдал выставке «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России».

«Часто повторяют, что Серпуховский музей — это «малая Третьяковка» Подмосковья, — подмечает директор Серпуховского музея Жанна Алейникова. — Но я иногда говорю, что мы еще и «малый Эрмитаж», потому что у нас потрясающая коллекция западноевропейского искусства». У России с давних времен, еще с Петра I, особая связь с Голландией, и количество произведений искусства именно этой страны в наших собраниях — одно из самых больших в мире.

Восемьдесят полотен из полутора десятков музеев и частных коллекций — случай редкий: когда еще доведется одновременно увидеть работы мастеров золотого века Нидерландов из собраний Москвы, Казани, Курска, Рязани, Краснодара, Ульяновска, Нижнего Новгорода и подмосковных усадеб. В организации выставки принимало участие и посольство Королевства Нидерландов в Москве, подготовившее параллельный выставке цикл мероприятий для детей и взрослых: интерактивные программы, лекции, концерты и кинопоказы, чтобы полнее показать художественную жизнь Нидерландов XVII столетия. Именно тогда и там живописцы круга Рембрандта, его современники, создали законченную жанровую систему: натюрморт, портрет, морской и национальный пейзажи, батальный жанр, жизнь и быт города, историческую живопись.

«Впервые произведения голландских мастеров будут собраны в выставочном пространстве одного регионального музея. Многие из них раньше не демонстрировались широкой публике. Этот проект представит жемчужины коллекций музеев нашей страны и расскажет историю русского коллекционирования от Петра I до современных коллекционеров», — подчеркнул куратор выставки Вадим Садков, доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работы для выставки были не только тщательно и со смыслом отобраны, но многие из них заново атрибутированы или отреставрированы.

В девяти залах Серпуховского музея куратор развернул повествование о мировоззрении, культуре, быте и нравах голландцев, позволяющее посетителю как бы отправиться в путешествие по маленькой стране, открывшей полмира. Морские сюжеты и открывают выставку: море зимнее или штормящее, гавани, в которых теснятся корабли со всего света, или мирный пейзаж городского канала, по которому скользят лодки с нарядными горожанами. Эти залы наполнены звуками морских волн — выставка воздействует на разные органы восприятия одновременно, подчеркивая и усиливая эффект живописи.

Полотна с пейзажами своей страны голландцы наполняли тонким лиризмом, любованием тишиной сельской жизни, различиями света зимнего и летнего, сложной игрой неярких мягких оттенков. Однако в сценах нападений испанских солдат на голландские деревни есть не только правдивость сюжета и точность деталей, но и боль за родину.

Голландцы недаром стоят у истоков будущего реализма: внимательное и любовное вглядывание в повседневность позволило им открыть миру поэзию обычной жизни. Кальвинисты, убежденные, что труд, воздержанность и честность есть высшие добродетели, не только создали мощнейшую экономику тогдашнего мира и смогли победить Испанию в борьбе за независимость. Их мировоззрение определило их искусство — внимание к обыденности, умение наслаждаться тихим вечером, приготовлением разнообразной снеди на кухне, посиделками в сельском кабачке у простолюдинов или домашним музицированием и играми у людей образованных. Юмор, интимность и теплота согревают камерные сцены быта.

Исторические полотна — дань унаследованной от Ренессанса традиции писать античные и библейские сюжеты. В этом разделе очаровывает картина «Вирсавия за туалетом», где обнаженной красавице, вполоборота сидящей на вишневом бархате покрывала, служанка расчесывает рыжевато-золотые кудри. Это полотно Саломона Конинка долгое время приписывали самому Рембрандту.

Но, конечно, голландцы — непревзойденные мастера портрета и натюрморта. Выхваченные светом из сумрака лица исполненных достоинства бюргеров, элегантные портреты дам с тщательно выписанными деталями отделки нарядов и украшений, символические предметы, на понятном для тогдашнего зрителя языке говорившие о супружеской верности, достатке и благочестии портретируемых.

И совершенное пиршество — знаменитые натюрморты, без которых немыслим ни один музей европейской живописи. Здесь соседствуют пышные цветы, прозрачный виноград, перламутровые раковины, порхающие бабочки, разноцветное оперение дичи, блеск стекла, блики металла или мрамора.

В некоторых залах выставке в прямом смысле слова добавляют аромата запахи, словно бы иллюстрирующие сюжеты картин, — заключенные в специальные колбы или исходящие от роскошного букета. А тактильные экспонаты будут полезны не только слабовидящим — кроме тифлообъектов на выставке есть, например, кусочек днища старинного корабля — и кто знает, в каких уголках света довелось побывать ему, прежде чем подставить свою шероховатую поверхность под пальцы посетителей Серпуховского музея.

Выставка продлится до 10 апреля 2022 года.

«Французский вкус»

А «Новый Иерусалим», самый новый и оснащенный подмосковный музей, принимает у себя выставку из фондов знаменитой усадьбы Архангельское: «Французский вкус князей Юсуповых». Николай Борисович Юсупов, екатерининский вельможа, дипломат и меценат, придавший блеск и великолепие усадьбе, купленной им у Голицыных, собрал здесь роскошную библиотеку и коллекцию произведений искусства. Не жалея средств, он приобретал полотна в Париже у художников, с которыми был лично знаком, а также более старинные работы. Юсупов, «благосклонствуя музам», по выражению Пушкина, создал редчайшую коллекцию, и новая выставка отдает дань благодарной памяти одному из первых собирателей и знатоков России. Его стремление собрать настоящий «мусейон» французского искусства и легло в основу концепции нынешней выставки.

Почти четыре десятка работ французских художников отобрала куратор Елена Шарнова, чтобы показать разносторонний вкус и предпочтения в живописи их первого русского владельца. Многие картины впервые покидают стены Архангельского, а некоторые и вовсе не показывались прежде публике. Так, премьерой можно считать экспонирование монументальной вещи XVII века: «Жертвоприношение Ифигении» Жана Тасселя после многолетней сложной реставрации позволит оценить экспрессивность композиции и барочную контрастность колорита. Есть и другие работы на античные темы, а с ними соседствуют пейзажи — Юсупов посетил многие уголки Европы — и портреты: Виже-Лебрен, де Куртейль и Монье охотно исполняли заказы русских меценатов. Раздел «Сцены повседневной жизни» — это картины в голландском духе, воспевающие домашние экзерсисы в музыке и естествознании.

Просвещенному веку было свойственно не только научное, но и лукавое любопытство, и Юсупов собирал изящные портреты, мифологические и жанровые сценки; работы Греза и Буше, Дюмона, Огюстена и Бернара собраны в разделе «Под покровительством Амура».

Франция — главная страна мира в век пудры и камзола, Просвещения и абсолютизма. Увидеть ее глазами одного из самых утонченных людей своего времени можно будет на выставке в «Новом Иерусалиме» до 28 августа 2022 года.

Скачать Содержание
Закрыть