От первого лица ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Уже все осознали, что роль технологий в современном мире огромна»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О том, как ускорение цифровизации отраслей влияет на рынок ИТ-услуг, РБК+ рассказал президент «Лиги цифровой экономики» и управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов.

— Как вы оцениваете развитие ИТ-рынка? Оправдал ли темп его роста ожидания бизнес-сообщества?

— ИТ-рынок в общем демонстрирует неплохие темпы развития, однако ситуация сильно различается в зависимости от направления. Например, в сегментах, связанных с оборудованием, результаты скромные. Облака, искусственный интеллект и ИТ-услуги в целом, напротив, показали значительный рост.

Так, если в 2019-м динамика финансовых показателей «Лиги цифровой экономики» измерялась несколькими процентами, то за прошлый год мы выросли на 30%. В этом году ожидается рост бизнеса более чем на 20%, на следующий год прогноз примерно такой же.

Пандемия стала мощным катализатором для цифровизации всех сфер жизни, поэтому здесь можно говорить о том, что рост ограничен только количеством рабочих рук. Чем больше будет программистов, тем больше возможностей появится у ИТ-компаний, потому что заказов очень много.

— Какие отрасли являются драйверами цифровизации?

— Исторически одними из главных заказчиков в России являются банки. Также в последнее время у нас, как и во всем мире, на первый план в части цифровизации вышел государственный сектор. Телеком-компании стараются развиваться, но сейчас они существенно меньше вкладывают в ИТ, чем раньше. Активная цифровизация происходит в ретейле — там информтехнологии непосредственно являются инструментом конкурентной борьбы.

Другие отрасли имеют меньше успехов в области ИТ, но в целом уже везде осознали, что роль технологий, данных и вообще информации в современном мире огромна. Соответственно, все пытаются вложиться в цифровизацию, чтобы иметь конкурентное преимущество на рынке. Безусловно, эти тенденции сохранятся не один год.

— Какие форматы ИТ-обслуживания сегодня распространены на рынке — подписка, аутсорсинг, собственная разработка?

— Самым популярным форматом сегодня является разработка ПО на заказ. В нашем портфеле услуг это наиболее востребованный и быстрорастущий вид бизнеса. Если говорить детальнее, то все перечисленные форматы так или иначе востребованы. При этом в последние годы в России большинство клиентов пытаются развивать кэптивные компании, то есть вкладываются в дочерние структуры, которые оказывают все виды ИТ-услуг. Однако такие компании чаще всего не справляются с потоком заказов от собственных материнских организаций и все равно обращаются к сторонним коммерческим структурам.

Думаю, маятник качнется в обратную сторону и большинство услуг вновь будет оказываться внешними компаниями. Обусловлено это тем, что очень сильно не хватает человеческих ресурсов, высококлассных специалистов. Невероятный рост зарплат, который сейчас происходит, как раз связан с высокой конкуренцией на рынке. С точки зрения бизнеса намного эффективнее, если внешние компании оказывают услуги. Это значительно дешевле для всех.

— Насколько высок спрос на консалтинг в области цифровизации? Какие запросы приходят чаще всего?

— Если брать классический бизнес-консалтинг в области ИТ, то нельзя сказать, что спрос очень велик. Клиенты стараются брать на себя задачи, связанные с разработкой стратегий развития и цифровизации своих компаний. Если они и нанимают консультантов, то все-таки в относительно небольших объемах. Но любой проект цифровизации, по сути, несет в себе определенные элементы консалтинга. И в этом смысле компании оказывают довольно много услуг, просто они не выделены в отдельный вид бизнеса, а встроены в большие проекты, связанные с внедрением и разработкой ПО.

— Вы работаете в разных областях экономики, в том числе создаете информационные системы для органов власти. Насколько цифровизацию госсектора можно считать зрелой?

— Мало кто помнит, но еще 15–20 лет назад любое взаимодействие с государственным сектором воспринималось в обществе негативно. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и в этом заслуга информационных технологий. Проведена огромная работа по автоматизации государственных услуг и функций в части МФЦ, интернет-порталов и т.д. Таким образом, основными тенденциями являются развитие опыта взаимодействия с гражданами, а также переход государственных органов с иностранного ПО на отечественное. Россия по всем мировым рейтингам находится в лидерах по цифровизации госуслуг, безусловно, это говорит о высоком уровне зрелости.

— Какие технологические направления получили наибольшее развитие?

— Облачные услуги, искусственный интеллект (ИИ), нейросети — сейчас это наиболее перспективные направления. В сфере ИИ идет большая исследовательская работа, но его непосредственное практическое применение пока под вопросом. Задача в том, чтобы искусственный интеллект сам принимал решения в тех или иных ситуациях. Есть беспилотные автомобили, которые управляются роботом. Но мы не видим их массово на наших улицах именно потому, что очень многие ситуации пока не обработаны.

Конечно, у искусственного интеллекта невероятный потенциал. В его развитие инвестируется огромное количество средств, и какие-то локальные успехи уже есть. Мы видим применение ИИ в военной отрасли, где сильно возросла роль беспилотников, которые на текущий момент уже умеют проводить атакующие действия без прямой связи с центром управления. Можно вспомнить направление анализа данных, где применяются различные элементы ИИ. В других сферах какие-то простые вещи уже могут выполнять роботы, в частности голосовые.

— В отрасли остро стоит кадровая проблема. В чем вы видите ее решение?

— Вообще, это проблема мировая, человеческих ресурсов не хватает буквально везде. И что важно понимать — конкуренция за высококлассных специалистов идет тоже в мировом масштабе. То есть человек может жить в любой стране мира, включая Россию, и работать при этом на зарубежную компанию, оказывая услуги удаленно. Это делает ситуацию с кадрами в отрасли еще более непростой.

Решение я вижу в том, чтобы, во-первых, увеличивать количество молодежи, выпускников, которые идут в сферу информационных технологий. Во-вторых, необходимо обучать взрослых людей без профильного образования и опыта работы, чтобы они могли найти свое место в ИТ-бизнесе.

Да, в короткие сроки это решить невозможно. Все-таки ИТ-отрасль сложная, и тем, кто не имеет опыта и особой склонности к этому, тяжело переориентироваться. Это не вопрос одного или двух месяцев. Тем не менее я вижу перспективы, и большая работа в этом направлении уже ведется, в том числе «Лигой цифровой экономики». Уверен, что в течение нескольких лет мы изменим ситуацию с кадрами в лучшую сторону.

Тенденции Локдауны изменили отношение россиян к «умному» дому
Скачать Содержание
Закрыть