Тенденции , Весь мир ,  
0 

Локдауны изменили отношение россиян к «умному» дому

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Стимулировать рынок гаджетов для жилых помещений в стране будут отечественные разработки и создание регулятором единого стандарта технологий.

В 2020 году объем мирового рынка систем «умного» дома (Building Management Systems или Building Automation Systems, BMS/BAS) составил $83,3 млрд и достигнет $140,2 млрд к 2026 году со среднегодовым темпом роста 10,8%, по данным индийской Facts and Factors. По прогнозам американской Verified Market Research, объем этого сектора мирового рынка к 2028 году составит уже более $495 млрд.

Средний доход покупателей гаджетов для «умного» дома постепенно будет снижаться, отмечают аналитики немецкой Statista. К 2026 году число пользователей превысит 579 млн домохозяйств.

Более 80% покупателей недвижимости в США, например, предпочитают дома со встроенным техническим оснащением, по данным агентства недвижимости Rochester Real Estate. Около 47% миллениалов в стране имеют хотя бы один «умный» продукт. США ($23,3 млрд), Китай ($14 млрд) и Германия ($5 млрд)  — лидеры мирового рынка «умных» домов, отмечается в обзоре Аналитического центра при правительстве РФ.

Россия пока в отстающих. Однако отечественный рынок развивается более высокими темпами, говорится в исследовании центра: в 2020 году его объем увеличился почти на треть по сравнению с 2019-м и составил $800 млн, до 2025 года среднегодовой темп роста рынка в России составит 28%. Для сравнения: в США динамика рынка составит 14,9%, в Китае — 19,1%, в Германии — 14,3%.

Сдерживающим фактором является низкая автоматизация жилья, говорит директор по анализу процессов цифровой трансформации J’son & Partners Consulting Александр Герасимов. Основная доля BMS/BAS-рынка в России, по его словам, приходится на автоматизацию зданий делового и промышленного назначения. Впрочем, переход на удаленку и хоум-офисы будет стимулировать растущий сегмент автоматизации жилых домов, отмечает Александр Герасимов.

В первом полугодии 2021 года продажи устройств для «умного» дома в России выросли в семь раз в штуках и примерно в пять раз в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 1,5 млрд руб., отмечают в «М.Видео-Эльдорадо».

Домострой

Необходимость проводить больше времени дома в условиях локдаунов повлияла на желание потребителей сделать жилое пространство более удобным, говорит глава пресс-службы компании Xiaomi в России Евгений Мосунов. Российский потребитель, который до недавнего времени, по его словам, демонстрировал настороженное отношение к решениям для «умного» дома, в 2020 году стал проявлять повышенный интерес к «умному» освещению, датчикам безопасности и бытовой технике, в том числе к роботам-пылесосам.

Стимулом для рынка стало развитие высокоскоростных сетей, играющее ключевую роль в распространении технологий интернета вещей, отмечают в Xiaomi. Кроме того, все чаще системы «умного» дома предлагаются застройщиками под ключ и интегрируются в жилых комплексах уже на этапе первичного ремонта, говорит Евгений Мосунов.

Каждый второй житель мегаполиса уже знает, что такое «умный» дом, каждый третий активно пользуется подобными системами, говорит директор департамента продаж и маркетинга GS Labs Алексей Гойло. В ближайшие пять лет, по его словам, вовлечение пользователей в процессы внедрения домашних смарт-систем будет только расти. Государственная политика цифровизации городского и жилищно-коммунального хозяйства, по его словам, будет способствовать внедрению инжиниринговых систем на стадии строительства.

«Дорожная карта» по развитию отрасли связи, разработанная Минцифры РФ, в частности, предполагает создание в 2022 году ГОСТа для оснащения домов смарт-системами, а также внесение поправок в строительные нормы и правила (СНиП), закрепляющие следование новому стандарту, писали ранее «Известия».

Единые правила сделают инжиниринговые системы более адаптивными, говорит Алексей Гойло: «Сейчас оборудование разных брендов с одним и тем же протоколом порой оказывается несовместимым».

Повышение доступности BMS/BAS Александр Герасимов связывает с переходом на облачную модель обслуживания, которая предусматривает предоставление по подписке в том числе необходимого оборудования. Рынок облачных BMS/BAS активно развивается, например, в Северной Америке и Западной Европе.

Перспективы рынка

Более 70% рынка «умных» решений для дома приходится на устройства в области управления и контроля, а также системы безопасности, по данным исследования Агентства инноваций города Москвы.

Растет популярность колонок с голосовым управлением по типу «Google Ассистент», которые позволяют соединить товары из экосистем и «умный» свет, IP-камеры, а также «умные» розетки и пульты в единую систему управления, рассказали в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».

Интерес потребителей смещается от отдельных «умных» устройств к полноценным смарт-системам, в том числе системам климат-контроля, освещения, противопожарной защиты или охраны, говорит Алексей Гойло. За последние два года, по его словам, выросла как номенклатура «умных» устройств, так и количество их производителей в России.

Перспективным направлением развития управления «умными» устройствами для дома являются системы, распознающие жесты, говорит Алексей Гойло: «Такие технологии в целом являются трендом развития автоматизации и роботизации в смарт-решениях».

Высокими темпами будут развиваться роботизированные системы, «умные» квартиры с удаленным управлением и управлением голосом, уверены в «М.Видео-Эльдорадо».

Как отмечает Александр Герасимов, оптимистичный сценарий развития рынка, в основе которого быстрый рост облачной модели предоставления функций «умного» дома, требует масштабной модернизации ИКТ-инфраструктуры, включая обязательное развертывание сетей 5G и других видов сетей нового поколения, а также меры поддержки разработчиков и провайдеров систем и сервисов «умный дом» и изменение законодательства.

Стабильно растущие скорости мобильного интернета повысят эффективность работы систем «умного» дома, говорит Евгений Мосунов.

Скачать Содержание
Закрыть