— Как коронакризис отразился на металлургической отрасли и, в частности, вашей компании?
— Металлургическую отрасль пандемия COVID-19 также не обошла стороной. При этом с точки зрения организации производственного процесса эпидемия не повлияла на результаты нашей работы: компания оперативно развернула мобильные рабочие места для офисных сотрудников, а на предприятиях во многом благодаря цифровому управлению агрегатами мы смогли без ущерба для производства перекроить рабочие графики. Также были приняты все необходимые меры по дезинфекции, обеспечению защиты персонала, предотвращению роста заболеваемости, на всех заводах была своевременно организована вакцинация. Эти и другие меры позволили предприятиям ТМК продолжить работу в круглосуточном режиме.
Надо сказать, что дистанционная работа не стала для нас чем-то особенным и сложным, мы и ранее использовали этот режим. ИТ-сервисы были заблаговременно настроены для бесперебойной работы в облаке, и удаленка никак не повлияла на производство. Ктому же ситуация с пандемией придала дополнительный импульс для развития процессов цифровизации в компании.
— Как вы используете «цифру» для обеспечения безопасности труда?
— Металлургия — одна из лидирующих отраслей по внедрению цифровых решений. На наших предприятиях действует система трехступенчатого контроля в области охраны труда и промышленной безопасности. В процесс вовлечены сотрудники заводов и управляющей компании в целом. Люди и «цифра» работают в едином комплексе. За каждым руководителем закреплена ответственность, всем отведена определенная роль.
В рамках системы охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях ТМК функционирует система многоступенчатого контроля с применением цифровых технологий. Внедрен модуль «Мобильный аудит» на базе системы «ОТПБ. Online». C помощью мобильных устройств мы можем выявлять отклонения, фиксировать их и направлять ответственным сотрудникам или руководителям сообщения с требованием незамедлительно устранить выявленные несоответствия. И благодаря цифровым инструментам видим стадии выполнения задания, его динамику. Такая многоступенчатая система контроля позволяет предприятию выходить на новые уровни безопасности производства.
— В этом году вы запустили цифровую библиотеку расследований и происшествий. Что это такое?
— Это своеобразное виртуальное хранилище, куда своевременно заносится информация обо всех происшедших травмах на производстве c 2015 года. Его основное предназначение — проанализировать возникшие ситуации, получать статистику повторяющихся нарушений, определять персонал, наиболее подверженный риску, и делать выводы об эффективности принимаемых решений. Это работа с так называемыми большими данными, на основе которой будет создана детальная и адресная программа профилактики травматизма.
Есть и другие успешные практики. Так, на Волжском трубном заводе создан цифровой зал для закрепления основ безопасности — Steel safety room. Здесь новые сотрудники и гости проходят вводный инструктаж перед посещением заводских цехов. При этом используется специальное проекционное оборудование со звуковым сопровождением, что создает эффект присутствия и позволяет гостям виртуально ощутить себя частью производственного процесса.
На производственных площадках ведется постоянный контроль за персоналом. Внедряется система мониторинга опасных зон и действий сотрудников с применением видеорегистраторов и возможностью видеоаналитики.
Все цифровые инструменты, которые мы применяем на производстве в системе охраны труда, — это собственные разработки наших специалистов, и мы ими гордимся. При их внедрении мы сначала создаем и обкатываем пилотную версию, а затем тиражируем на все предприятия компании.
— Каковы в целом ваши критерии оценки безопасности на производстве?
— Для оценки уровня безопасности ТМК использует показатели травматизма, соответствующие международным и российским стандартам. В первую очередь это коэффициент частоты травм из расчета на 1 тыс. сотрудников компании и коэффициент травматизма на 1 млн отработанных человеко-часов. Также мы учитываем коэффициенты тяжести травмы, соотношение количества дней нетрудоспособности к количеству несчастных случаев и т.д. Итоговые показатели компании в области безопасности труда будут подведены в конце 2021 года. Уровень травматизма на производствах ТМК ниже, чем на заводах других ведущих трубных металлургических компаний — как российских, так и мировых. Это хороший результат, учитывая, что количество предприятий в составе ТМК сегодня превышает 70.
— Насколько вы соизмеряете ваши показатели безопасности труда с критериями World Steel Association?
— ТМК — активный участник Всемирной ассоциации стали. При ее поддержке мы ежегодно проводим День безопасности в металлургии, или Steel Safety Day (SSD). Это постоянный процесс — мероприятия SSD длятся на протяжении целого года, а в обозначенную дату в конце апреля руководители компании проводят рабочие встречи с сотрудниками предприятий и обсуждают дальнейшие планы по внедрению новейших практик по охране труда.
Каждый год мы делаем акцент на одном из критериев промышленной безопасности. К примеру, 2020 год был посвящен безопасности производственных процессов. В этом году мы пристально следим за нахождением работников в опасных зонах производства. 2022 год будет посвящен соблюдению условий безопасности при работах на высоте.
Это отнюдь не исключает пристального внимания к другим аспектам обеспечения безопасности на производстве. ТМК ежедневно совершенствует систему охраны труда на каждом предприятии. Для нас особенно важно вовлекать в этот процесс как можно большее число сотрудников — именно от их участия в общей работе будет зависеть итоговый результат. Ведь эффективность любого инструмента зависит от того, как им пользоваться. И мы отмечаем положительную динамику — с каждым годом в SSD участвует все больше сотрудников, их доля уже превысила 80%. Это позволило нам за пять лет — к 2020 году — втрое снизить уровень травматизма. А некоторые наши заводы — «Казтрубпром», «ТМК-Инокс», румынские предприятия — добились нулевого травматизма.
— Ваши проекты по безопасности труда могут быть полезными для других отраслей промышленности, например нефтегазовой?
— Все производства различны. Но существует ряд принципов, общих для всех предприятий. Одной из важных составляющих в достижении нулевого травматизма является вовлеченность и сопричастность каждого сотрудника к вопросам охраны труда и промышленной безопасности. Например, на Первоуральском новотрубном заводе организовано общественное движение «Доброволец-спасатель». Оно предполагает обучение приемам оказания первой помощи и направлено на повышение безопасности каждого работника и тех, кто находится рядом.
Мы обмениваемся опытом, лучшими практиками с представителями разных отраслей, в том числе энергетической и нефтегазовой. Участвуем в профильных мероприятиях, где обсуждаем ключевые аспекты, в том числе нормативные — так, сейчас идет дискуссия о новых требованиях Трудового кодекса, в его новой редакции обозначена практика по учету микротравм. Предложения по решению этих вопросов также есть на рынке. И общение с экспертами, коллегами из других компаний и отраслей помогает более грамотно подобрать и настроить эти системы под наши потребности, чтобы повысить безопасность и внутри компании, и в металлургии в целом.