— Какое влияние оказывает на отрасль продолжающаяся пандемия коронавируса? Как компания адаптируется к новым условиям?
— Безусловно, продолжающая пандемия оказывает влияние на деятельность компаний всего промышленного сектора, в том числе газотранспортного. В условиях, когда решения требуется принимать буквально в ежеминутном режиме, работа системообразующих предприятий страны должна была оставаться стабильной и четкой. Потребовалось серьезное перестроение в системе управления — от руководителей самостоятельных подразделений администрации до диспетчеров линейно-производственных управлений.
Но с основной задачей — бесперебойной подачей газа потребителям в зоне нашей производственной ответственности — мы справились. В первую очередь нам необходимо было не допустить коронавирусной инфекции среди сменного и оперативного персонала предприятия. Для этого был разработан и утвержден план мероприятий по усилению мер противодействия распространению инфекции среди этой категории работников.
Кроме того, проводились регламентные работы, связанные с обеспечением безопасной работы опасных производственных объектов. Во время всплеска волн пандемии персонал предприятия переводился на дистанционную работу. Мы обеспечили сотрудников необходимым оборудованием для удаленной работы, организовали дополнительный контроль, так что на безаварийности работы предприятия ограничения никоим образом не отразились. С самого начала введения карантинных мер были ограничены служебные командировки. Все совещания организованы в дистанционном режиме с использованием видео-конференц-связи. То есть все основные процессы — технологические, финансово-экономические, организационные — были выстроены в соответствии с требованиями времени.
— Насколько для вашей компании актуальны тренды «зеленого» перехода? Получается ли соответствовать сегодняшним экологическим тенденциям?
— Интенсивность дискуссий на больших и малых трибунах о необходимости ESG-трансформации, а также о вызовах декарбонизации, энергетического перехода, возможностях «зеленого» финансирования за последние несколько месяцев побила все рекорды. Удивляться этому не приходится — мир меняется.
В связи с этим для «Газпром трансгаз Москва» принципы ESG очень актуальны. Сейчас ведется постоянный учет и расчет выбросов парниковых газов (ПГ), мы установили цели в виде отношения выброса ПГ к основному показателю нашей деятельности — товаротранспортной работе. Кроме этого используются технологические решения, применяются технологии, позволяющие снизить выброс ПГ в атмосферу. На газоперекачивающих агрегатах устанавливаются низкоэмиссионные камеры сгорания.
— Газовая отрасль — одна из наукоемких. Какие из сегодняшних проектов компании считаете ключевыми?
— Для компании НИОКР является важнейшим приоритетом. Производственные задачи «Газпром трансгаз Москва» в области научно-исследовательской работы мы выполняем совместно с «Газпром автоматизацией». Одним из ключевых и наиболее инновационных направлений можно назвать способ организации противокоррозионной защиты газовых магистралей в условиях города. Эта работа удостоилась премии «Газпрома» в области науки и техники в 2020 году. Также я бы упомянул проект, удостоенный диплома за третье место в конкурсе «ТЭК России» 2021 года за создание газоперекачивающего агрегата со значительно повышенными уровнями надежности, ремонтопригодности, энергоэффективности и экологических показателей.
— Какую роль в деятельности вашей компании играют цифровые технологии?
— Цифровые технологии обеспечивают скорость, быстродействие и взаимодействие по многим процессам нашего производства. Разработка многих новых технологических решений подразумевает и создание в их рамках собственных объектов интеллектуальной собственности.
Мы автоматизировали целый ряд производственных процессов и для их усовершенствования разработали собственное программное обеспечение. Например, для контроля технического состояния технологических объектов компрессорных станций, для расчета мощности технических состояний газотранспортных агрегатов. Также в компании широко применяют технологии блокчейна, промышленного интернета, дополненной реальности, роботов и беспилотных летательных аппаратов — в частности, для определения состояния линейной части газопроводов.
Для мониторинга и контроля нарушений в зоне трубопроводов сейчас в 90% случаев применяется беспилотный летательный аппарат, который отправляет оцифрованную запись на компьютер для дальнейшего анализа ситуации.
— Как в компании решается проблема квалифицированных кадров?
— Привлечение молодых специалистов, их дальнейшее обучение и совершенствование профессиональных навыков — лучшие «инвестиции» для компании. Поэтому много внимания мы уделяем подготовке студентов: проводим экскурсии на наши производственные объекты, приглашаем их к нам на практику, согласовываем темы дипломных проектов по специфике компании, проводим обучение рабочим профессиям, выплачиваем именные стипендии.
Если говорить о сотрудниках компании, то они регулярно обучаются в образовательных организациях системы непрерывного профессионального образования «Газпрома», вузах-партнерах и региональных учебных центрах.
— В деятельности газовой компании понятия «безопасность» и «безаварийность» играют ключевую роль. Что вы вкладываете в эти понятия?
— Безаварийная и бесперебойная транспортировка газа потребителям — наш постулат. На предприятии мы успешно внедрили интегрированную систему менеджмента качества, которая включает сертифицированные системы менеджмента на соответствие требованиям как международных стандартов качества, так и российских.
Большое внимание на предприятии мы уделяем ежеквартальным противоаварийным тренировкам, в рамках которых отрабатываются внештатные ситуации, планы действий и взаимодействие между подразделениями администрации общества и филиалами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий.
— Насколько вам удается реализовывать программу по газификации регионов? И какие инвестиционные задачи ставите перед собой на ближайшее будущее?
— Газоснабжение и газификация России — наш приоритет. С главами ряда регионов «Газпром» подписал соответствующие соглашения на 2021–2025 годы. Каждая программа включает в себя целевые показатели, которые разделяются на два больших системообразующих блока: газоснабжение и газификация. Если сравнивать эту программу с предыдущими, порядок цифр суммарно по всем программам этой пятилетки будет превышать в пять, а то и в десять раз. Наша задача совместно с регионами эти планы реализовать, что повысит уровень газификации до требуемого стандарта. Например, программа по газификации Белгородской области на 2021–2025 годы предусматривает инвестиции в размере почти 38 млрд руб., а на реализацию такой же программы в Тульской области запланировано затратить более 13 млрд руб.
Кроме того, мы ведем строительство объектов в рамках исполнения «Программы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте организаций группы «Газпром». И могу сказать, что на сегодня мы ввели в эксплуатацию уже 11 площадок под размещение передвижных автомобильных газовых заправщиков в десяти филиалах «Газпром трансгаз Москва».