Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Властелины колец: что превращает столицу в полицентричный город

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Транспортная система Москвы входит в число лучших в мире в том числе благодаря активному развитию метро в последние десять лет. Его строительство невозможно без новых технологий и комплексного освоения территорий.

В августе 2021 года российская столица вместе с Сингапуром и Пекином возглавила мировой рейтинг мегаполисов с лучшими транспортными сетями — таковы данные McKinsey. В исследовании «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха» отмечается, что по показателям эффективности транспортной системы Москва сегодня и вовсе занимает первую строчку. Основная причина лидерства, считают аналитики McKinsey, — постоянное расширение и улучшение системы Московского метрополитена.

В начале декабря столичные власти одновременно ввели в строй сразу десять станций Большой кольцевой линии (БКЛ) столичной подземки, которые призваны улучшить транспортную доступность западных и южных районов Москвы. Новый участок БКЛ позволяет сделать пересадки на шесть радиальных линий метро и две станции Московских центральных диаметров (МЦД).

Общая длина Большой кольцевой линии после завершения строительства столичного метрополитена составит 70 км, что выведет БКЛ в лидеры среди мировых метроколец. Второе место в настоящий момент занимает кольцевая линия пекинского метро, чья протяженность — 57 км.

Цифровые модели 

Работа над БКЛ привнесла много нового и в цифровизацию подземного строительства, в том числе в процесс коммуникаций между всеми участниками в ходе проектирования, возведения и сдачи в эксплуатацию ряда участков метрокольца.

Цифровые технологии также позволяют оптимизировать использование трудовых ресурсов, говорит вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев: «Современные технологии, в частности, помогли снизить трудозатраты на каждую станцию пускового участка, а также соблюсти сроки выполнения работ в острый период пандемии, когда подрядчики были ограничены в возможности привлекать рабочих».

Холдинг «Мосинжпроект» в последнее десятилетие выступает генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства Московского метрополитена. С участием компании построено и открыто свыше 125 км линий метро, 11 электродепо и 61 станция московского метро, 22 из которых уже функционируют на Большой кольцевой линии, подчеркивают в компании.

В ходе возведения недавно открытого нового участка БКЛ с десятью станциями специалистам компании нередко приходилось решать нетривиальные задачи. Так, ускорить запуск, говорят в «Мосинжпроекте», помогла координация строительства с помощью цифровых моделей объектов. Разработанная система дает возможность специалистам из разных подразделений холдинга работать фактически в одном файле. Они имеют доступ ко всей документации и могут планировать, например, установку инженерных систем с учетом особенностей объекта, объясняет генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов: «За счет «цифры» на станциях «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» были просчитаны все трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий. В будущем отработанные дивизионом метро технологии будут использовать на всех фазах создания перспективных участков и линий метрополитена».

В «Мосинжпроекте» особо отмечают также инженерные решения, оборудование и механизмы, которые использовались в ходе работ при строительстве БКЛ. В частности, речь идет о тоннелепроходческих механизированных комплексах, включая щиты большого диаметра (10 м), предназначенные для возведения двухпутных тоннелей.

Обязательная программа 

Благоустройство территорий — обязательный этап работ при запуске новых станций метро, подчеркивают

в «Мосинжпроекте». По данным компании, возле всех введенных в декабре станций БКЛ благоустроено более 44 га прилегающих территорий. Можно сказать, что речь идет о создании в городе дополнительных общественных пространств с велопарковками, остановками общественного транспорта, скамейками, урнами и газонами.

«Показательным примером проведенного благоустройства может стать территория у станции «Кунцевская», имеющая сложный рельеф. Здесь применили прием геопластики, давший возможность создать искусственные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена, и разместить отдельное пространство для кратковременного отдыха», — поясняет Юрий Кравцов.

Похожий подход применяется и в других мировых столицах. Например, комплексное освоение территорий в Лондоне все последние годы предполагало не только строительство новых станций подземки, но и редевелопмент прилегающих территорий (часто промышленных), в результате которого они превращались в удобные пространства для горожан — парки, скверы, спортплощадки, фуд-зоны. Другой пример — появление в Копенгагене на месте морского порта инновационного района Нордхавн с новой станцией метро в каждом квартале и обустроенными общественными территориями, удобными в первую очередь пешеходам и велосипедистам.

Цены вверх  

Развитие транспортной инфраструктуры в любом районе мегаполиса напрямую влияет на повышение качества жизни горожан. А значит, в городе появляются новые точки притяжения, привлекающие потенциальных покупателей жилья, констатирует основатель компании S&B Realty Сергей Беляков. «Чем больше в Москве станций метро, тем выше транспортная доступность даже географически отдаленных районов и тем интереснее они тем, кто собирается обзавестись своей жилплощадью», — говорит он.

По мнению Сергея Белякова, транспортная доступность положительно сказывается на рыночной стоимости квадратного метра как в новых проектах, так и на вторичном рынке. «Довод о скором развитии транспортной инфраструктуры по соседству может восприниматься покупателем жилья в собственность и как перспективная составляющая», — добавляет он. По данным риелтора, разница в стоимости одного «квадрата» в районе с метро и без такового сегодня может достигать 20%, причем и на первичном, и на вторичном рынках.

Современная транспортная доступность интересна и потенциальным арендаторам жилья. Наличие в шаговой доступности станции метрополитена или МЦД делает практически любой лот автоматически дороже на 10–15%.


Стройки столичного масштаба 

Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — компания с более чем 60-летней историей. Холдинг реализует полный цикл работ — от формирования идеи комплексного развития территории до ввода объекта в эксплуатацию и управления недвижимым имуществом. В группу компаний «Мосинжпроект» входят несколько десятков строительных и проектных организаций с более чем 16 тыс. сотрудников.

Компания выступает оператором Программы развития Московского метрополитена, управляющей компанией по строительству гражданских объектов, участвует в реализации ключевых дорожных проектов столицы и Программе развития транспортно-пересадочных узлов Москвы, управляет девелоперскими проектами.

Компанией реализованы знаковые проекты Москвы — БСА «Лужники», парк «Зарядье» с концертным залом, Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Инфекционный центр в Вороновском (Новая Москва) и др.

«Мосинжпроект» в этом году поднялся на девять позиций в рейтинге 250 крупнейших строительных компаний мира ENR’s 2021 Top 250 Global Contractors, заняв 114-е место. Несколько лет подряд холдинг является отраслевым лидером (строительство инфраструктуры и инжиниринг) в рейтингах крупнейших компаний России (RAEX-600, РБК 500 и др.).
Тенденции Электрокары в России: бюджетная спецоперация
Скачать Содержание
Закрыть