«Государственные цифровые платформы и сервисы дифференцированы. Сейчас основные сервисы для предпринимателей предоставляет ФНС РФ, а «Госуслуги» сосредоточены на оказании услуг для физических лиц. Наша с Минцифры задача — помочь бизнесу эффективнее взаимодействовать с гражданами, заложить в масштабах России фундамент соответствующей информационной экосистемы.
Сегодня есть 93 млн россиян — пользователей «Госуслуг» с полностью подтвержденными учетными записями. Об этих людях портал знает многое — дату рождения, паспортные данные, членов семьи, имущественный статус, получаемые доходы и т.д. Бизнес хочет получить доступ к этому массиву сведений, чтобы сделать путь до клиента максимально бесшовным.
Первое, что приходит на ум, — получение банковских кредитов или ипотеки. В 2021 году мы реализовали сервис, который позволяет банкам по согласию гражданина получать доступ к его верифицированным персональным данным на «Госуслугах». «Сбер» в этом году даже давал скидку 0,2% по ипотечным продуктам тем, кто воспользовался сервисом. Для самого банка такой подход сильно сокращает внутренние процедуры, связанные с проверкой заявителя, и банк этой экономией делится с самим клиентом.
К эксперименту по обмену данными Минцифры в скором времени хочет подключить и остальной бизнес. Разумеется, такой доступ предприниматели должны будут получать только с согласия пользователей.
В 2022 году мы хотим максимально внедрить новый проект — платформу подписания — мобильное приложение «Госключ». Сейчас, если возникает необходимость подписать какой-то договор, подавляющему числу людей все равно приходится ехать в офис банка, автодилера, риелтора, нотариуса и т.п. «Госключ» позволит подписывать любые бумаги дистанционно. «Госуслуги» фактически предоставят гражданину электронную цифровую подпись бесплатно, тогда как сегодня для получения персональной ЭЦП надо как минимум посетить удостоверяющий центр, заплатить несколько тысяч рублей, а через год продлить действие ключа. С «Госключом» для работы потребуется лишь учетная запись «Госуслуг» и личный мобильный телефон для СМС-авторизации.
С помощью «Госключа» уже налажены сервисы дистанционной купли-продажи сим-карт. На упаковке практически каждой теперь есть инструкция, как скачать «Госключ», авторизоваться через «Госуслуги» и дистанционно подписать договор с оператором. Мы проводим тестирование аналогичных опций, например, позволяющих физическим лицам максимально упростить составление и подписание между собой договоров купли-продажи транспортных средств.
Много возможностей применения «Госключа» и в b2b-сфере. E-commerce, интернет-бизнес — агрегаторы услуг, ретейлеры, сервисы доставки постоянно и много взаимодействуют онлайн с другими участниками делового оборота. К примеру, у многих маркетплейсов есть собственная экосистема продавцов, с каждым из которых есть договорные отношения. Агрегаторы из сферы логистики взаимодействуют с курьерами, а курьеры — это микробизнес: они либо самозанятые, либо индивидуальные предприниматели, работающие с той или иной платформой. «Госключ» позволяет сделать так, чтобы все эти люди могли подписывать своими ЭЦП тысячи легальных договоров.
Обеспечение кибербезопасности «Госуслуг» для нас остается ключевой задачей. Более 90% атак связано не с недостатками защиты платформы, а с невнимательностью самих пользователей. Неслучайно уже в 2022 году будет введена обязательная двухфакторная авторизация на «Госуслугах»: помимо логина и пароля для входа потребуется СМС-подтверждение. Сейчас это добровольная опция, и мы благодарны тем сознательным гражданам, которые ею пользуются.
Защитой «Госуслуг» сегодня занята специальная структура «Ростелекома» — Центр кибербезопасности. Специалисты проводят мониторинг всех существующих хакерских сообществ, анализируют любую информацию, в том числе в Tor и DarkNet, которая касается возможных утечек данных «Госуслуг». Если некто в сети объявляет, что имеет украденный массив таких данных, Центр кибербезопасности делает тестовые закупки. На сегодняшний день не было ни одного подтвержденного взлома или утечки из «Госуслуг» персональной информации».