Финансовый сектор первым подвергся внешним ограничениям. Наряду с девальвацией рубля был практически парализован фондовый рынок. 21 марта возобновились торги ОФЗ на Московской бирже, в ближайшее время ожидается начало торгов акциями. «Временная пауза в торгах на фондовом рынке дала возможность решить вопросы, важные для стабильности финансовой системы, и завершить расчеты по сделкам участников торгов и их клиентов, совершенных до приостановки», — объясняет управляющий директор по коммуникациям Московской биржи Андрей Брагинский. Почти сразу были открыты валютный, денежный рынки, стали доступны инструменты срочного рынка. «Работающий валютный рынок особенно важен, так как дает возможность определять курс национальной валюты и нормально функционировать импортерам и экспортерам», — подчеркивает эксперт.
Ограничения на трансграничное движение капитала будут определять ориентацию российского фондового рынка на внутренний инвестиционный спрос со стороны частных инвесторов и инвестиционных фондов. По оценкам Андрея Брагинского, с 24 февраля пул частных инвесторов Мосбиржи из 18,5 млн человек пополнили еще 618 тыс.: «Инвесторы хотят воспользоваться моментом и приобрести подешевевшие акции и облигации с повышенной доходностью».
Импортозамещая ИT
Многие западные ИT-компании заявили о прекращении или заморозке работы на российском рынке. Отечественные решения распространены не во всех секторах. «Если по некоторым сферам импортозамещения не требуется вообще, в частности в секторе информационной безопасности, то в области офисного и промышленного ПО, систем управления предприятием используется много зарубежных систем и по некоторым узким направлениям прямых аналогов нет», — заявила 17 марта в эфире «Коммерсант-FM» президент ГК InfoWatch Наталья Касперская.
«К примеру, угроза санкционных ограничений в отношении продуктов компании Microsoft существовала давно. В этом плане мы оказались подготовлены», — подчеркивает генеральный директор ГК «Астра» Илья Сивцев. В сегменте госзакупок в 2021 году на долю российских операционных систем (ОС) уже приходилось более 50%, и многие органы власти и госорганизации перестроились под отечественные продукты. «Мы готовы максимально оперативно подойти к вопросу проработки совместных проектов по миграции на отечественные ОС. Полностью подготовлены экосистема решений и инфраструктура сопровождения заказчиков на всех этапах внедрения и перехода с ОС Windows на ОС Astra Linux с встроенными средствами защиты информации», — подчеркивает Илья Сивцев.
Чтобы заместить все многообразие ИТ-продуктов российскими аналогами, необходимо не только успевать обеспечивать имеющиеся потребности и соответствовать текущему уровню их развития, но и опережать рынок, чтобы решения оставались востребованными и актуальными, добавляет президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Стратегия импортозамещения уже несколько лет реализуется через собственные разработки в сфере цифровизации транспортной отрасли, промышленности, систем обеспечения безопасности. «В нашей стране есть задел прочности по замещению решений для морской навигации. Более того, в части морских решений у нас есть и экспортный потенциал», — констатирует Николай Пожидаев.
Логистика в обход ограничений
Рынок фармацевтики не избежал встряски, однако наблюдающийся в аптеках ажиотажный спрос не отражает глубины реального кризиса с логистикой субстанций, необходимых для фармпроизводств. Так, по мнению президента компании «Активный Компонент» Александра Семенова, несмотря на отсутствие официального запрета, многие европейские компании практически полностью остановили отгрузки в Россию, объясняя это ограниченным авто- и авиасообщением. На взаимодействии с Индией и Китаем политическая обстановка отразилась в меньшей степени, однако логистика действительно крайне затруднена, добавляет он.
«На внутрироссийском рынке складских и транспортных услуг в середине марте роста цен не произошло», — констатирует управляющий директор компании NC Logistic Гарольд Власов. По его словам, у логистических компаний еще есть запас прочности на три—шесть месяцев и пока давать оценку последствий рано: «Увеличения тарифов стоит ждать не раньше осени, когда технике и оборудованию потребуется сервисное обслуживание и ремонт». К этому времени уже произойдет коррекция рынка по ценам, срокам поставок и производителям запасных частей взамен ушедших компаний, а удорожание комплектующих либо их отсутствие могут привести к тому, что небольшие сервисные и транспортные компании не выдержат высокой конкуренции, добавляет Гарольд Власов.
«Дополнительно негативное влияние на ситуацию с международной логистикой может оказать зафиксированная в Китае новая вспышка коронавирусной инфекции», — подчеркивает Александр Семенов. По его сведениям, по этой причине сейчас снова закрываются многие пути сообщения. Так, один из крупнейших аэропортов Шанхая уже сейчас не работает на отгрузку. Большинство морских доставок сейчас также заблокировано в европейских портах. «Под влиянием всех вышеперечисленных факторов стоимость логистики выросла на 80–120%, а срок ожидания груза достигает четырех недель», — объясняет эксперт.
Минтранс России организовал горячую линию, где готовы оказать поддержку по каждому запросу в индивидуальном порядке. Но, по словам Александра Семенова, это лишь временное операционно-тактическое решение: «Для полноценной проработки кризисной ситуации необходим системный подход, включающий долгосрочные соглашения о сотрудничестве с авиакомпаниями, готовыми доставлять товар в РФ, а также проработка маршрутов по Северному морскому пути и альтернативных маршрутов через порты Дубая и Турции, а также через Казахстан и Узбекистан». Стоимость и сроки поставок сразу полностью стабилизировать не удастся, но наладить бесперебойные доставки необходимо очень оперативно, так как для обеспечения страны лекарственными препаратами производственным компаниям очень нужны определенность и уверенность в поступлении необходимых ингредиентов, заключает он.
«Точки сборки» для промышленности
Изменения ждут и промышленный сектор, особенно индустриальные парки. По статистике, более чем из 3500 компаний — резидентов российских индустриальных парков 10% были дочерними структурами иностранных компаний с долей 55% от общего объема инвестиций, говорит исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский. «Мы не ожидаем сворачивания производств. Могут быть единичные случаи, которые закончатся сменой собственников, но большинство продолжат работу», — утверждает он.
Становится заметна беспрецедентная нехватка комплектующих и компонентов, с которой уже столкнулись многие предприятия, локализованные в России. «Отдельные компоненты и технологические операции выпадают из глобальных цепочек промышленной кооперации и должны быть немедленно замещены либо поставками из новых юрисдикций, либо локальными ресурсами», — добавляет Денис Журавский. По его мнению, благодаря наличию готовой инфраструктуры индустриальные парки могут выступить «точками сборки» выпадающих из-за санкций производственных цепочек.
Рынок труда сжимается
Рынок труда сейчас заморожен на 90%. Компании по возможности удерживают своих сотрудников: не увольняют, но оптимизируют затраты, уменьшая количество рабочих часов, переводя сотрудников на другие позиции и отправляя отгуливать отпуска, комментирует ситуацию гендиректор агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. В лучшем положении находятся госкомпании, добывающие предприятия, медицина, а также строительство, которое активно развивалось и смогло накопить запас прочности.
Остальные под угрозой заморозки. «Подушка безопасности у малого и среднего бизнеса практически отсутствует, особенно если бизнес закредитован. Число вакансий в HoReCa снизилось на 30%, в ретейле — на 35%, в консалтинге — более чем на 40%, то же самое в индустриях красоты и развлечений, digital-маркетинге», — продолжает Татьяна Долякова. Одна из отраслей, которая фиксирует нехватку специалистов, — это сектор ИT. Но и здесь, по мнению эксперта, момент, когда отечественные игроки займут нишу уходящих международных компаний, еще не наступил.
Рост вакансий прогнозируется в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, логистике и даже туристическом бизнесе, который и далее будет вынужден перестраиваться на российский внутренний рынок.