— Какова сейчас ситуация на рынке ИT-найма?
— Она изменилась, но не кардинально. По данным hh.ru, количество вакансий в ИT-сфере в марте текущего года сократилось, а число соискателей с января по март 2022 года росло. Однако это все еще рынок соискателей, по крайней мере в той его части, где работаем мы. Кроме того, по-прежнему повышаются заработные платы: порядка 15% по последним обзорам за второе полугодие 2021 года. Ситуация для отрасли довольно напряженная и требует гибкой кадровой политики.
— Аудитория сервисов VK последние недели стремительно растет. Насколько вы оказались готовы к этому росту и влечет ли он за собой увеличение штата программистов?
— По подавляющему большинству направлений мы были готовы. Главная цель любого бизнеса — рост выручки и основных показателей, и в этом смысле было бы странно не быть готовым к тому, для чего ты каждый день приходишь на работу. Другое дело, что мы растем быстрее, чем планировали, в том числе и в связи с внешними факторами. Социальная сеть «ВКонтакте» установила в конце марта новый рекорд посещаемости — месячная аудитория превысила 100 млн человек. У клипов «ВКонтакте» свыше миллиарда просмотров в сутки. А в «Одноклассниках» с начала марта рост регистраций пользователей превысил 66%.
Наша главная задача сейчас — продолжать совершенствовать продукты, развивать экосистемные связи между ними и помогать пользователям решать самые разные задачи при помощи наших сервисов и приложений. Для этого мы расширяемся в стратегических для нас проектах и направлениях, приглашаем как отдельных специалистов, так и целые команды. В феврале и марте мы в среднем нанимали 25–30 человек в день.
— Среди этих новичков вы замечаете какие-то изменения в приоритетах и ожиданиях от компании? Чего хотят сейчас ИT-специалисты?
— По большому счету ИT-специалисты хотят того же, чего и раньше: интересных проектов, возможностей для самореализации, профессиональных коллег и классную команду. В этот перечень добавился запрос на стабильность компании и предсказуемость изменений как минимум в среднесрочной перспективе. Идеальное место работы для квалифицированного соискателя выглядит сейчас примерно так: стабильная компания с ориентацией на рост и развитие, высокими бизнес-показателями, гибким подходом к сотрудникам, отличным компенсационным пакетом и широким спектром бенефитов — начиная с графика работы и соцпакета и заканчивая готовностью удовлетворять самые разные жизненные потребности.
— И тем не менее даже с учетом новой реальности рынок остается рынком соискателя, а не работодателя?
— Конечно. В диджитал-профессиях вне зависимости от языка программирования или направления мы ограничены узким кругом специалистов при крайне высоком спросе на рынке. Сохраняется активная конкуренция за таланты вне зависимости от географии, в том числе с компаниями из-за рубежа.
— То, что ИT-специалисты уезжают в другие страны, усугубляет дефицит кадров?
— На мой взгляд, на текущий момент не драматически. Российские специалисты и раньше активно искали работу в зарубежных компаниях и высоко котировались на международном рынке. Мы давно существуем в этой конкурентной среде и умеем в ней работать. ИT-специалисты часто меняют место работы и проживания, ищут для себя лучшее предложение. Наша задача — сделать им такое предложение.
— Каким образом?
— Помимо базовых условий очень высокого уровня мы предоставляем программу благополучия, которая охватывает физический, эмоциональный, финансовый и социальный аспекты. Мы расширили соцпакет: у нас появилось ДМС для детей, ведение беременности, компенсация затрат на спорт и много чего еще.
Также мы даем возможности для быстрого карьерного и профессионального развития сотрудников в нашей экосистеме: они могут пробовать себя в разных бизнес-юнитах, и мы приветствуем внутренние переходы. Более того, мы готовы обучать специалистов требуемым для их роли навыкам и бесплатно предоставляем все необходимое для повышения квалификации.
— То есть в VK можно прийти без опыта?
— Кандидат должен иметь базовые навыки на высоком уровне. Я говорю о том, что у нас есть собственные образовательные программы, которые позволяют адаптировать качественное академическое образование ведущих вузов к нуждам бизнеса.
Десять лет назад мы создали первый образовательный проект в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Сегодня более 200 сотрудников компании обучают студентов в 13 ведущих вузах страны. За десять лет мы обучили порядка 20 тыс. человек, многие из них пришли работать в VK.
Если на старте мы ориентировались только на студентов, то сейчас делаем образовательные проекты для всех — от школьников до профессионалов. Например, для специалистов с опытом два года назад мы запустили Академии MADE — Академию больших данных и Академию продуктовых менеджеров. Это важные для бизнеса профессиональные области: в них большой дефицит специалистов, и мы видим свою миссию в том, чтобы этих специалистов развивать. Это наш вклад в развитие отечественного ИT-рынка.
— «Яндекс» сообщал, что выплатил сотрудникам внеочередную премию. Другие компании также делали подобные заявления о дополнительной финансовой мотивации программистов и разработчиков. От VK не было подобных сообщений. Почему решили воздержаться?
— Наша HR-стратегия предусматривает регулярный пересмотр заработной платы в зависимости от рыночной ситуации, и мы провели его буквально три недели назад. Это не требует какого-то отдельного анонса.
— Как, на ваш взгляд, сейчас выглядит топ-3 самых востребованных ИT-специальностей?
— В первую очередь и VK, и другим крупным компаниям нужны те, кто может создавать новые сервисы на стыке научных и бизнес-подходов или применять аналогичные навыки для развития уже работающих продуктов.
Также в топе мобильные разработчики, бэкенд-разработчики разных стеков, разработчики, специалисты в области инфраструктуры и бесперебойности сервисов, продакт-менеджеры, продуктовые и маркетинговые аналитики, профессионалы в области машинного обучения и Data Science. На эти направления всегда высокий спрос.