Многие современные школьники будут работать по специальностям, которых еще не существует, отмечают авторы последнего доклада о мировом развитии «Изменение характера труда» Всемирного банка.
Популярные и высокооплачиваемые сегодня профессии в сфере ИТ — например, менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, CEO-оптимизатор, хедхантер, — в начале 2000-х годов даже не были известны, отмечается в исследовании «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив и школы «Сколково».
Растет спрос на когнитивные и социально-поведенческие навыки более высокого уровня, востребованность узких навыков, необходимых на конкретном рабочем месте, снижается. При этом все большим спросом пользуются навыки, связанные с «приспособляемостью», отмечают аналитики Всемирного банка: сочетание конкретных когнитивных навыков (критического мышления и решения проблем) и социально-поведенческих навыков (творчества и стремления узнавать новое) может быть применимо в разных специальностях. Дошкольное и школьное образование наряду с высшим и средним специальным и обучением взрослых играет все более значимую роль в удовлетворении спроса на навыки, которые востребованы на рынке труда, делают вывод аналитики Всемирного банка.
Школа навыков
Сквозные компетенции — умение заниматься самообразованием в области профессиональной деятельности, работать в команде и организовывать коллективную работу, нести ответственность за конечный результат — формируются в детстве, в школе, отмечает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. «Самостоятельность и предпринимательская инициатива, востребованные сегодня обществом, также начинают формироваться в школьном возрасте», — уверена она. Поэтому, по словам эксперта, современная образовательная программа школы включает в том числе развитие предпринимательских способностей.
По мнению генерального директора — председателя правления АО «Корпорация МСП» Александра Исаевича, программы финансовой и предпринимательской грамотности необходимо повсеместно внедрять в образовательный процесс и во внеурочную деятельность. «Открытие профильных предпринимательских классов наряду с классическими — инженерными или гуманитарными — важная инициатива», — считает Александр Исаевич. Следующий важный вектор, по его словам, организация в школах встреч и открытых уроков с успешными предпринимателями: «Вдохновившись яркими примерами, ребята смогут выбрать свой путь и реализовать себя в бизнесе».
Например, в Подмосковье с сентября прошлого года в 300 школах во внеурочное время дети изучают предпринимательство, в 200 из них профильные предпринимательские классы будут работать на постоянной основе. Об этом ранее заявила вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина.
В ряде регионов страны, в том числе в Москве, Московской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Республике Татарстан, Красноярском крае, по словам Ирины Абанкиной, успешно реализуются современные подходы к организации школьной подготовки, формирующие навыки ХХI века. В образовательных учреждениях этих регионов, например, доступен выбор траектории внеучебной деятельности и активно реализуется проектный подход.
В этом году у Подмосковья есть все шансы войти в тройку сильнейших регионов по результатам финала всероссийской олимпиады, отмечает руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева: «Число финалистов из области уже выросло более чем в два раза. А всего три года назад регион не входил даже в десятку». Нынешние результаты школьников из Московской области на олимпиадах и конкурсах федерального уровня, в том числе на заключительном этапе всероссийской олимпиады, — эффект внедрения современной модели развития талантов, уверена Елена Шмелева.
Кластерный подход
Речь идет в первую очередь о тиражировании опыта центра «Сириус». В 2014 году по инициативе президента РФ фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи был основан образовательный центр «Сириус», специализирующийся на раннем выявлении и дальнейшем развитии и поддержке выдающихся способностей детей в области искусства, спорта, естественно-научных дисциплин и техническом творчестве.
Нацпроект «Образование», принятый в 2018 году и рассчитанный на 2019–2030 годы, в частности, направлен на внедрение в стране новых методов и технологий, обеспечивающих освоение школьниками базовых навыков и умений и повышение их мотивации к обучению, создание эффективной системы выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи в целях самоопределения и профориентации, а также создание условий для раннего развития дошкольников. В частности, нацпроект предусматривает создание во всех регионах страны подобных институтов выявления, поддержки и развития способностей детей.
По мнению Елены Шмелевой, Московская область — один из лучших примеров, где внедряется модель центра «Сириус». «Она заключается в объединении всех ключевых участников образовательного процесса, вузов, индустриальных партнеров и обеспечении возможности развивать таланты буквально в каждой школе. А также активное включение экспертов, ведущих педагогов в работу регионального центра и, конечно, внимание главы региона», — говорит руководитель фонда «Талант и успех».
Так, в Подмосковье по инициативе губернатора Андрея Воробьева на базе флагманских школ региона — Гимназии им. Е.М. Примакова и «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы по модели «Сириуса» созданы два образовательных кластера — гуманитарный и естественно-научный.
«Эти два образовательных кластера прекрасно дополняют друг друга и действуют вместе в интересах детей, — отмечает Елена Шмелева. — Реальный эффект для экономики проявится через несколько лет, когда все ребята, которым дали возможность по-настоящему свой талант развивать, будут выпускаться из вузов, создавать новые технологические продукты, заниматься научными исследованиями».
В экосистему Гимназии им. Е.М. Примакова, в частности, входят дошкольное отделение, школа, программа международного бакалавриата IB DP, дополнительное образование, цифровая гимназия, ассоциация выпускников и образовательный центр «Взлет». Партнерами гимназии выступают ведущие вузы страны.
«Физтех-лицей» — школа нового типа, основной ее задачей является максимальное раскрытие творческого потенциала одаренных детей в области физико-математических наук и инженерной деятельности. Здесь уже обучаются 590 детей из 93 городов из 47 регионов России.
«Кластеры развиваются, они будут включать учебные корпуса, технопарки, кампусы, — говорит Ирина Каклюгина. — Здесь будут использоваться самые современные методики образования, работать лучшие преподаватели. Талантливые дети со всего Подмосковья смогут проходить образовательные программы и знакомиться с единомышленниками».
В рамках нацпроекта «Образование» и госпрограммы Московской области «Строительство объектов социальной инфраструктуры» в этом году в гимназии уже открылись два корпуса-пансиона будущего кампуса гуманитарного кластера, каждый из которых рассчитан на 90 человек. В сентябре должно быть завершено строительство еще двух корпусов. Осенью 2023 года запланировано открытие главного здания, где будут расположены лекционные классы, высокотехнологичные лаборатории, хореографические залы, арт-мастерские, спортивные залы, бассейн, тренажерный зал.
Естественно-научный кластер «Физтех-лицея» будет включать учебный корпус начальной школы на 425 мест, кампус и технопарк более чем с 60 лабораториями, в том числе по направлениям «Нейротехнологии», «Когнитивные исследования», «Биотехнология», big data, «Интеллектуальные энергетические системы» и «Наноматериалы». «На территории кластера будет обустроена экспериментальная агрозона, инженерные и творческие мастерские, студия звуко— и видеозаписи, театральная площадка и полигон для испытания беспилотников», — обещает Ирина Каклюгина. Открытие школы запланировано на осень этого года. Технопарк и кампус откроются в 2023 году.
Кластерный подход предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса и возможность использования всех имеющихся ресурсов, отмечает ректор Государственного гуманитарно-технологического университета Надия Юсупова: «Именно данный подход способен обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса».
Обучение с пеленок
Серьезная роль в развитии личности детей и молодежи сегодня отводится не только дополнительному образованию, но и дошкольной подготовке, отмечает Ирина Абанкина. И включение в образовательные кластеры на базе школьного образования в том числе системы дошкольной подготовки, по ее словам, позволяет развить и сохранить интерес и мотивацию ребенка к обучению, обеспечить компетентность родителей для сопровождения развития детей.
«Дошкольное образование дает возможность подготовиться к длительной образовательной траектории, к школьным нагрузкам, — отмечает Ирина Абанкина. — Обучение — прежде всего внутренний, самостоятельный процесс».
Интерес к дошкольному образованию возник, в частности, после публикации исследования нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана, доказавшего, что инвестиции в раннее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование, напоминают авторы аналитического доклада «Российское образование в контексте международных индикаторов» Центра статистики и мониторинга образования РАНХиГС. По оценкам аналитиков, в большинстве развитых стран расширение охвата и повышение качества дошкольного образования — один из важнейших приоритетов образовательной политики.
Франция, например, в 2018 году снизила возраст начала обязательного обучения в школе с шести до трех лет. Основная цель этой меры — повышение равенства возможностей для детей из неблагополучных семей, отмечают эксперты Всемирного банка: «С трехлетнего возраста социализация и более формализованное дошкольное обучение становятся важными составляющими подготовки детей к успешной учебе в начальной школе и облегчают формирование навыков на последующих этапах».
Во Всемирном банке также посчитали, что инвестиции в развитие детей на раннем этапе их жизни дают наибольшую отдачу по сравнению со всеми другими, осуществляемыми на протяжении жизни: «Каждый доллар, вложенный в качественные программы развития детей раннего возраста, дает от $6 до $17 отдачи».
В России дети начинают учиться в школе позже, чем в большинстве стран, и учатся 11 лет в отличие от стран — членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), где школьное образование начинается в пять-шесть лет и продолжается минимум 12 лет, отмечают в РАНХиГС.
Однако в период с 2005 года России удалось добиться значительного роста показателя охвата детей в возрасте трех—пяти лет программами дошкольного образования, отмечают аналитики, при том что в начале 2000-х годов в этом показателе страна уступала даже государствам с более низким уровнем развития.
В этом году дошкольников Подмосковья начали обучать по системе Preschool, в рамках которой у детских садов появляется школа-партнер и учителя раз в месяц проводят занятия для дошколят, рассказал министр образования Московской области Илья Бронштейн: «Воспитатель и школьный учитель становятся партнерами. Темы составляются с учетом того, что интересно самим детям».
Преемственность между дошкольным и школьным образованием как в организационном, так и в психологическом плане — важнейший адаптационный фактор для воспитанников, считают в министерстве образования Московской области. «И здесь не обойтись без участия родителей, которые должны осознанно включаться в этот образовательный процесс», — отмечает Илья Бронштейн. По его словам, разрабатывается специальное приложение для родителей, в котором удобно общаться с воспитателем и получать всю необходимую информацию о процессе обучения. Проект проводится в 101 дошкольном учреждении региона и в дальнейшем будет внедряться повсеместно рассказали в министерстве.